19.10.13

Место для дискуссии. "Окончательный диагноз. Часть 1"

.

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+16
Valentin - afanasich: 09.11.13 02:43

Отлично,здорово!( Это о плакате) .Всем спасибо. А насчёт моего оппонента хотел добавить что раньше он был более адекватен,но начитался "соответствующей "литературы ,которую я кстати тоже читал,(например некая Т.Захарова со своими "истоками и теорией мир.заговора").Только я сделал совсем другие выводы,а он.. Всё! "Критику приемли равнодушно и не оспаривай глупца!"(с)

+45
Егор - wegwarten: 11.11.13 03:45

Уважаемые коллеги!

Очень многие из Вас хорошо знают, как я люблю и поддерживаю (а то и сам инициирую) долгие, напряженные и содержательные дискуссии по общественно-значимым проблемам, как всегда готов обсудить разницу между нацистами и сталинистами, коммунистами и большевиками, геноцидом и голодомором и проблемы победы добра над злом. А так же личности исторических и современных героев и антигероев.

Но вот именно сейчас имею наглость призывать и упрашивать - давайте, наконец попробуем обсудить не все это, а именно  новую и очень сильную книгу.

Не отвлекаясь и не разбрасываясь.

Я сам еще книгу не дочитал (не только потому, что растягиваю интеллектуальное наслаждение, но и потому, что очень много соображать в процессе приходится...)

Но обсудить хотя бы фрагментами было бы очень-очень интересно. А все сверхактуальные сопустствующие вопросы при этом тоже от нас никуда не денутся. Настолько серьезно это произведение, что все, так сказать приложится :)

Прошу прощения за невольную агитацию...

Это просто как бы крик души :)

+36
Павел - pavgod: 11.11.13 19:30

Неплохой иллюстративный материал по теме - копии подлинных материалов архивных дел и лета 1941 года. Документы (в формате djvu) лежат тут и здесь.

P.S. Там же материалы и по другиv упоминавшимся армиям: 3, 4, 6, 7, 8, 12, 26.

+65
Егор - wegwarten: 12.11.13 21:31

На данный момент (при неполном прочтении "Окончательного Диагноза")

самым кошмарным эпизодов первых недель войны для меня выглядит падение Минска, как оно описано в этой книге.

В моих глазах это даже затмевает трагедию Бреста и Брестской крепости. Там, допустим, проспали, прозевали, пары часов не хватило, чтобы войска не попали сонными под удар, а может и лишние часы не помогли бы уже, но хоть как-то разгром объясним.

А вот со столицей советской Белоруссии - просто тихий ужас. Фактически все есть, что нужно  для обороны - и укрепления и готовые войска и время принять меры, а все рассыпается как песок - начиная с системы ПВО, (которая в  Минске-то уж точно должна была быть готова к любому сценарию войны - граница близко) и заканчивая разбегающимися подразделениями УР.

А поведение парт-актива быстро и решительно эвакуировавшегося сразу же после разрушительной бомбардировки впечатляет особенно. Что они драпали впереди всех из Прибалтики - это еще можно понять. (И даже в чем-то признать правильным. ) Но здесь-то, собственная советская столица! Это значит для простых людей из пехоты они фокус придумали - "коммунисты вперед!"  А самих себя, любимих, партначальнички в герои не записывали, берегли для будущих свершений. А вот, спрашивается, на хрена они в тылу нужны, такое суперценное имущество, - там других партейных мало что ли? Нет, чтобы здесь на своем месте делом заняться - в ДОТы пойти - вдохновлять гарнизоны личным примером.

В каждый ДОТ по члену партактива.

И на каждую батарею ПВО?

Для организующей и вдохновляющей роли партии...

+41
Владимир - vgd: 13.11.13 03:11

Книгу читал необычно долго - это не детектив взахлеб, тут то и дело возвращаешься к прочитанном страницам, рассматриваешь карты, уточняешь какие-то свои воспоминания из ранее прочитанного. Что обратило внимание. МС не стесняется переосмысливать свою точку зрения в свете новых архивных данных. При анализе и изложении четко прослеживается логический, научный поход - сам такой :). Сравнительная структура потерь - сильный подход, что и говорить. Особо запало сравнение операций Барбаросса и Багратион  и я не встречал еще такого. А еще то замечание, что не надо стесняться того, что ЭТО было, а потому - скрывать. Надо знать, помнить и не позволять дурить своих детей.

+33
Владимир - vgd: 13.11.13 03:31

Да и еще - раз за разом - удивительная негибкость и несвязанность действий - подразделения могли долбиться в одну точку или стоять и никак не отреагировать на бои в 3-5 км рядом.

Столько ресурсов - "и все, как в прорву". Всякий раз приходилось отрываться от чтения и перевести дух, скажем так, минут на 10.

+51
Oleg - polkovnik: 18.11.13 02:36

Первую часть прочитал. Перешел ко второй. Читал с карандашом в руке, чтобы подчеркнуть и вынести на обсуждение непонятое, или то, с чем не хочу согласиться.

С чем не согласиться не нашел. Но.

На обсуждение:  Марк Семенович, Вы говорите, что Сталин планировал нападение не раньше 10 июля. И одновременно выдвигаете версию, что на 22 июня Сталин планировал масштабную провокацию по бомбардировке своих же приграничных городов купленными у немцев самолетами. Впрочем, Вы и раньше об этом писали. В целом, я с этим согласен. Но.

А между 22.06. и 10.07. (почти 3 недели) Сталин на что надеялся? Что Гитлер на него тупо как баран смотреть будет? И ничего не предпринимать?

И ещё. На счёт Директивы №3 для мехкорпусов (наступление с концентрическим охватом)  с которой Жуков поехал на ЮЗФ, а потом от неё, впоследствии, пытался отказаться. Ведь это самый, в общем-то, был реальный сценарий действий (и войска этому учили, и дислокация соответстующая). Вы констатируете, что все действия закончились написанием Директивы и всё.  Ваше мнение, почему? Пусть предположения, всё равно интересно.

И опять - ещё. Всё-таки, Марк Семёнович, согласен - АРМИЯ НЕ ВОЕВАЛА. Но, первопричина этого была не в нежелании массы народов СССР не воевать за власть Сталина. А то, что эти массы оказались в условиях,  когда за эту ВЛАСТЬ МОЖНО БЫЛО НЕ ВОЕВАТЬ. Согласитесь это разные вещи. Так что, всё-таки больше прав В. Суворов. Именно то, что группировка советских войск была заточена на нападение и на неготовность к обороне и сыграло главную роль в поражениях 1941-го года. То, что народы СССР не захотели за советскую власть воевать и смогли это свое нехотение воплотить в жизнь причина важная, одна из самых важных, но всё-таки вторичная. ИМХО.

А вот с 1942-м вопрос отдельный. Думаю так, когда Сталин смог овладеть ситуацией и поставить свои народы в условия, когда они уже не могли НЕ ВОЕВАТЬ, тогда перелом в войне и осуществился. Ну, тут ещё и Гитлер дурак своей идиотской оккупационной политикой помог.

+16
жора - gosha1: 02.12.13 11:19

На обсуждение:  Марк Семенович, Вы говорите, что Сталин планировал нападение не раньше 10 июля. И одновременно выдвигаете версию, что на 22 июня Сталин планировал масштабную провокацию по бомбардировке своих же приграничных городов купленными у немцев самолетами...А между 22.06. и 10.07. (почти 3 недели) Сталин на что надеялся? Что Гитлер на него тупо как баран смотреть будет? И ничего не предпринимать?

См. стр 132 - 134. Планы прикрытия предполагалось запустить до завершения развёртывания ударной группировки, а развёртывание вермахта практически было прохлопано. Т.е., на момент принятия решения, наверное, предполагалось, что до середины июля вермахт создать серьёзную контр-угрозу не успеет. Конечно, ближе к 22-му июня должны были начаться смутные терзания, но пользу они, очевидно, не принесли. 

+25
konstantin - konstantin1: 17.11.13 05:20

Oleg - polkovnik: 15.11.13 21:00

Марк Семёнович, согласен - АРМИЯ НЕ ВОЕВАЛА.

Кстати, о... Так совеЦкий народ и работать особо не "хотел". Производительность труда рабочих, сельско-хозязйственное производство падало на глазах. Большевики на это могли отреагировать только дальнейшим закручиванием гаек, об этих драконовских  мерах  вы все знаете. По выпуску тракторов СССР был на втором месте в мире, догонял буржуев по выпуску стали, чугуна и пр. А вот качество было не в дугу. На выпуск одного орудия от мартена до склада тратилось 8 месяцев, из 10 тонн выплавленной броневой стали в работу шло только 1 т. Уже готовые изделия вооружения, принятые представителями НКО были с браком. На доводку изделий шла масса ручного труда. Будет время -ознакомьтесь-Симонов Н.С. 

Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. Там есть конечно много спорного, но кое-какие цифры интересные.

0
- : 17.11.13 17:35
Комментарий удален
+36
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 17.11.13 19:14

Странные у Вас какие-то комментарии... Аргументов нету. Мои не трёт, а я с ним и спорю тоже.

+15
жора - gosha1: 17.11.13 22:48

Только добрался и продвигаюсь медленно, но сразу не могу не отметить: вот это - красиво,

...блицкриг... - это не технология, не метод, не тайное заклинание...блицкриг 1940-1941-го годов - это результат. Следствие, а не причина.

Это должно стать классическим эпиграфом.

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину