17.10.10

Пушки, масло, золото

Даже если бы эта беспардонная и циничная ложь была правдой, нам бы следовало поблагодарить американцев за бесценную помощь. Это огромная удача - во время разрушительной войны, когда судьба страны висела на тонком волоске, найти поставщика, который в обмен на бестолковый мягкий металл (из золота и штыка простого сделать нельзя) продаст по нормальным (а не «блокадным») ценам миллионы тонн военного имущества, продовольствия, бензина и лекарств. Да еще и сам привезет три четверти этого груза с другой стороны глобуса.

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+3
Дмитрий - dll: 18.10.10 05:26

Большая удача, что эту статью опубликовали...

+2
Амир - amir: 18.10.10 05:41

Хорошая статья. Спасибо.

 

"Несколько" не по теме.

 

Вы в курсе, что сайт Виктора Суворова http://www.suvorov.com очень похоже украден?

Очень странно, что Суворов держит этот сайт на бесплатном сервере в Петербурге, Россия. Это же под полным контролем КГБ.

Есть сообщения, что этот сайт сейчас недоступен самому Суворову.

 

0
Миша Шаули - mishauli: 18.10.10 09:01

Верно, и Суворов открыл другой сайт: suvorovrezun.com.

0
Евгений Пак - evgeniy-pak: 29.10.10 21:01

Спасибо за инфу. Чего только не учудит гэбня кровавая...

0
Георгий - garikm: 19.10.10 20:44

А какой смысл держать под контролем?

+10
Егор - wegwarten: 19.10.10 03:36

Марк Семенович, спасибо за прекрасную новую статью!

Как всегда Вы бьете в одну из узловых точек военно-исторической проблематики. Каждый, кто сталкивался с изучением или преподаванием истории, в СССР или современной РФ, знает насколько до сих пор "табуирована" тема ленд-лиза. Причины этих "табу" по-моему очевидны, надо ли их называть здесь?

И ТВ-лекция  директора Института российской истории РАН товарищ А.Н. Сахарова (он еще кажется и школьные учебники пишет?) просто напоминает еще раз, как и что российскому населению предписывается думать о "ленд-лизе".   Поэтому так важно, что Вам удается напоминать,  да еще и со страниц "ВПК", что на сегодняшний момент оплачено (с учетом инфляции доллара) не более одного процента поставок по ленд-лизу". (Ведь об этом, скорее всего  не знали и те, кому американская тушенка или пенициллин когда-то сохранили жизнь... )

И мне кажется, что если бы появилась отдельная новая Ваша книга на эту тему, она была бы совсем не лишней сейчас.  Ведь в статье Вы многие важные и интересные проблемы уместили буквально в одну-две строчки. Или в одну цифру. (Вот например, "13,5 млн. пар кожаных армейских ботинок" - я мысленно сравнил с количественным составом действующей армии - есть о чем задуматься...)

И, если позволите, небольшой комментарий к теме "медицинского ленд-лиза":

О медицинском "ленд-лизе"

Спрашивается, почему вообще потребовалось получать от союзников  продукцию медицинского назначения?

Ну, допустим антибиотики только в 41-42годах появились, а что же все остальное, что необходимо для спасения раненых? Почему не имелось в наличии в РККА? Не готовились, к санитарным потерям в войне? Не планировали выпускать лекарства и инструменты? Оказывается, планировали, но весьма своеобразно...

Страна Советов готовилась освобождать Европу, планировала при этом неизбежные огромные потери не только убитыми, но и ранеными, а полноценно обеспечивать их, раненых,  медикаментами не планировала:

<...>"В целях экономии ресурсов еще до начала войны список медикаментов, используемых в армии, резко ограничили. Начальник ГВСУ Ефим Смирнов писал в мемуарах:

"Второй пленум ученого совета, состоявшийся в декабре 1940 года, предложил оставить на военное время одну вместо двух существовавших в мирное время норм потребности в медикаментах. Она включила 89 наименований в расчете на 1000 человек... Существовавшие нормы на 100 человек в войсковых частях, включавшие 163 наименования медикаментов, и на 1000 человек, обращавшихся за медицинской помощью в гарнизонные поликлиники и получавших медикаментозную помощь, из номенклатуры в 205 наименований медикаментов были упразднены".
А после начала войны ограничили и список выпускаемых лекарств."
<...>

( Е.Жирнов,  http://uaplace.com/index.php?option=com_content&view=article&id=503:q---1944----q&catid=88:2010-06-04-17-16-54&Itemid=462 )

То есть, получается, что даже при благоприятном для СССР начале и ходе боевых действий, возможности страны не позволяли как следует обеспечить Красную Армию (и Флот) медикаментами. (Разве, что на трофейные расчитывали?) ?

А реальная ситуация 41-го да и 42 года означала еще огромные материальные потери - склады и госпитали были уничтожены или достались противнику. Так тем более возрастает реальное значение медицинского ленд-лиза, как бы не оказалось при точных подсчетах, что без него вообще бы лечили раненых методами средневековых врачей и народной медицины...

 

 

+1
Амир - amir: 19.10.10 01:24

Ужас - о медицинском обеспечении армии.

 

Мясники.

0
Константин Когтянц - kogtyants: 23.10.10 17:42

 По антибиотикам: крупносерийное производство возможно только на основании методов, разработанных генетиками, а генетика была уже почти полностью разгромлена.

Кстати, а таким ли бредом является гипотеза, что Сталин СОЗНАТЕЛЬНО планировал завалить врага трупами, ну-ка вперёд, смелые да честные, мне потом трусами будет легче править?

+2
Andres - andres-007: 19.10.10 00:28

"...последних уцелевших защитников Севастополя (от 15 до 20 тыс. человек, в том числе не менее 5 тыс. раненых, были просто брошены на произвол врага)..."
Марк, что за цифры такие? До сих пор известные мне данные о количествах оставленных на произвол судьбы защитников Севастополя были намного больше, где-то 60-70 тыс. ч. Например Манштейн пишет, что только 4 июля было взято в плен более 30000  красноармейцев. Опечатка у вас или врет проклятый немец? :)

0
admin - admin: 18.10.10 11:11

Цифры - минимальные из упоминаемых в литературе. Специально этим вопросом я не занимался, и "за нами следят"

0
Алекс - alexf: 18.10.10 15:32

Хорошо укладываются в "коэфициент вранья" - Манштейна делим на три. :)

Может, кто поделится информацией какие именно наземные РЛС поступали из-за моря? К середине войны немцы уже массово применяли радиолокаторы не только для разведки воздушного пространства, но и для наведения зенитных орудий (прежде всего конечно для ПВО Рейха). Видимо, именно поэтому растет процент потерь советской авиации от ЗА - технология позволяла стрелять в разы точнее.

0
admin - admin: 18.10.10 15:55

Локатор не "позволяет стрелять в разы точнее". Локатор - это чтобы видеть в темноте, за облаками, на большом удалении. Про использование РЛС совместно с МЗА на Восточном фронте никогда ничего не слышал, да и непонятно - зачем? Ил-2/Пе-2 и без локатора хорошо видно, было бы чем наводить и чем стрелять

0
admin - admin: 18.10.10 15:56

Не надо Манштрейна делить. Приведенные мной цифры - не самые правильные, а самые маленькие.

0
Алекс - alexf: 18.10.10 16:57

В общем виде согласен, но должна быть тому причина, просто предположил. К тому же кроме МЗА на Восточном фронте были еще и 8,8 см, батарея которых точно имела "мозги" по штатному расписанию. По любому, судьба американских радаров интересует куда больше, чем деление Манштейна :)

0
Амир - amir: 19.10.10 01:26

Насколько я помню, Манштейн был поражен тем, что оставшиеся в госпитале несколько тысяч раненых красноармейцев были ВЗОРВАНЫ при отходе комиссаров.

0
Nick - sedimenter: 18.10.10 19:14

Насколько я понимаю, в текст вкралась досадная опечатка:

 и это без учета колоссального количество американских электропроводов и кабеля, поставленных в годовом виде.

 Подразумевалось, видимо, "в гоТовом виде".

0
admin - admin: 18.10.10 20:30

Спасибо. Уже исправил

0
Андрей - rabinovich: 18.10.10 19:38

Шокирующие, разоблачающие цифры! Естественно, Кремлевскому горцу была не нужна такая история войны...

+12
vitaly - kriukov: 19.10.10 04:03

Да, Бог, а, скорее, - черт с ним, с этим Кремлевским горцем. С тем, что было надо ЕМУ - и что, и почему - хоть сколь думающему и честному человеку давно ясно. Но вот ПОЧЕМУ так думает и, главное, - ХОЧЕТ именно ТАК интерпретировать историю современная Россия - большой и драматический вопрос. Причем, именно Россия, а не только ее власти, поскольку без приятия этой глобальной лжи - или молчаливого, индифферентного, или хуже того - агрессивно-послушного, ложь эта давно бы умерла. И тем скорее, чем скорее гражданское общество России заставило бы нынешние российские государственные власти открыть соответствующие государственные архивы о деятельности этого самого Кремлевского горца. Но, как ОНИ это могут сделать, если совершенно откровенно и публично - вплоть до современных школьных  учебников -  себя, перефразируя  строки из  поэмы Маяковского "Владимир Ильич Ленин", "под Сталиным чистят, чтобы плыть в империю дальше"?!

+1
Андрей - rabinovich: 19.10.10 02:05

Власть просто не может отказаться от муссирования тренда Великой Победы, ставшей частью патриотически-державной гордости, унаследованной от совковых времен.  А это значит, что посторонние - американты со своим ленд-лизом, англичане и пр. - лишние на этом празднике подъема пафосного милитаристского самосозния. Сталин для них - только на публике плохой человек, а про себя они завидуют его военной индустриализации и агрессивной внешней политике.

+1
Ринат - rest: 20.10.10 14:00

Имперское мышление, которое прочно засело в головах очень и очень многих товарищей не пускает ни в голову, ни в сердце мысль о том, что "великому и могучему" мог кто-то хоть сколько-нибудь существенно помогать. Таким товарищам гораздо приятнее думать, что америкосам снисходительно "позволили немного помочь" исключительно по их собственному желанию. А деньги. Какие деньги? Мы же избавили человечество от коричневой чумы! Скажите спасибо и катитесь колбаской...

+2
Тимур - timur: 18.10.10 20:48

Очень хорошая статья. Буду всему своему окружению ознакомиться. Неопровержимые, зубодробительные факты. Её надо в учебниках печатать в какой-нибудь теме вроде "роль Ленд-лиза".

+1
Kirillio - redarm: 18.10.10 20:53

Спасибо за "ботинки"!

+1
admin - admin: 18.10.10 21:54

Вашими стараниями...

-1
isetec - isetec: 19.11.10 23:23

А вот по поводу "ботинков с обмотками"!  Простите конечно за назойливость, но речь ведь была о том что "половина РККА ходила и воевала в американских ботинках"   против чего я и протестовал!

Тут же читаем "Да и 13,5 млн. пар кожаных армейских ботинок" - но это же весь объём поставок обуви по ленд-лизу до  сентября 1945г.     На период же  мая 1945 г  в РККА числилось - 11 300 000 человек   ( Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30-ти томах) 

То есть в теории пол РККА можно было бы обуть в американское но в жизни ведь такого не было!

Помню воспоминания ветерана как их добровольческий истребительный (артиллерия) полк в июле 42г привезли на фронт и что больше всего поразило "стариков" так это сапоги на новичках - оранжевые! фабрики "Скороход"!

0
Alex - alex826: 14.11.15 20:11

В РККА за годы войны было призвано 34,5 млн человек. 

+2
Пётр - petrvolzit: 18.10.10 22:20

Марк Семёнович, статья блестящая, огромное спасибо! А каким тиражом она напечатана?

+1
admin - admin: 18.10.10 22:29

??? Главным достоинством "ВПК" является не тираж (в этом он, конечно же, уступит Спид-ИНФО на два или три порядка), а состав и общественный статус его основной аудитории (руководство ВПК, армии, военно-прикладной науки)

0
Пётр - petrvolzit: 18.10.10 23:24

Да я всё не оставляю надежды и читателей Спид-ИНФО (и просто всех россиян, не только читающих Ваши книги и статьи) убедить в том, что нам есть за что благодарить "проклятых америкосов"... А руководство ВПК и армии - даже не знаю, есть ли там, на что надеяться?

+18
Nick - sedimenter: 18.10.10 22:41

До появления этой статьи главным доводом в спорах с оппонентами о важности ленд-лиза (без приведения множества ссылок, а, так сказать, на "научно-популярном" уровне) была глава из книги В.Суворова (все присутствующие прекрасно понимают о чем речь).

Теперь же есть гораздо более, не побоюсь этого слова, эффектная (т.е. впечатляющая) статья М.Солонина, которая теперь становится для меня базовой в этом вопросе.

-1
Andres - andres-007: 19.10.10 03:21

Nick, раньше о этой теме очень хорошо писал Борис Соколов в своей статье

0
admin - admin: 19.10.10 03:24

Ничего хорошего Б.Соколов написать не мог. Его тексты - хуже, чем ничего. потому что половина цифр и фактов взята с потолка, и надо тратить уйму времени, чтобы понять - какая именно половина с потолка, и рядовой читатель этого вовсе не поймет.

Б.С. "хорош" только своей правильной "идейной позицией", но на мой вкус - правильная позиция в сочетании с халтурой и невежеством превращается в свою противоположность. Он не пропагандист прекрасных идей, а их дискредитатор.

Именно поэтому, уважаемый Андрес, я и прошу всех - не упоминать всуе имя Б.С. на этом сайте.

-1
Andres - andres-007: 19.10.10 09:25

Ого, а я и не знал, что у Вас такое невысокое мнение о Б.С ! Учитываю конечно Ваше желание, это Ваш сайт и здесь действуют Ваши правила.

+1
Михаил - brfhec: 21.10.10 06:11

Не просто более эффектная, но и позволяющая взглянуть на вопрос с другой стороны, нежели в той главе из "Последней республики", ведь вопрос "Ленд-лиза", как всегда у нас бывает, используется реальными фальсификаторами истории с разных позиций: с одной стороны - "всего 4 процента", а с другой - "Сталин был настолько глуп", что без помощи союзников не смог бы одолеть Гитлера.

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину