18.02.11
О фальсификации истории. Советская пропаганда по-прежнему мешает нам увидеть трагедию России ХХ века
"Ветхий навет" Священник Яков Кротов http://www.grani.ru/opinion/m.186337.html
Что более "актуально" для церкви:
Все так, и не так. Сталин ведь не с Марса упал, а учился в церковных образовательных учреждениях. Факт весьма кстати для данного текста. Ведь сложно отрицать то, что вся эта вакханалия большивизма имела очень похожие атрибуты с церковными "мероприятиями". Понятно, что было до них то и пользовали, но пользовали профессионально. Да и откуда взялись отморозки в стране, где была государственная религия.
Поэтому, если заменить слово(а) антихристианство на античеловечность, то это правда. Если же церковь, в первую очередь православная, пускай даже зарубежная, а также любые другие религиозные организации, существовавшие до октября 1917 года и существующие сейчас, сами публично не осмыслят свою роль в подготовке тех событий, все их вслипы по поводу новомучеников и прочее лицемерны.
Но, если что то подобное существует, то я приношу извинения за излишнюю резкость.
>если заменить слово(а) антихристианство на античеловечность, то это правда
Золотые слова. Всем бы товарищ Сталин правослвным нравился - истинный базилевс, гроза врагов Святой Руси, но слишком уж активно он церкви взрывал. И, тем не менее, кремлевская РПЦ умудряется этот факт не заметить: в чисто-русском-городе-Симферополе взорванный большивиками храм восстанавливают под монструозным лозунгом "Восстановим разрушенное во времена противоречий" (сам видел). Противоречия, понимает ли. Маленькие недоразумения.
Так что остается зарубежной церкви, глядя на это, пучить в ужасе глаза и призывать к подобию адекватности. Делают они это плохо, слащаво, невнятно, и как-то перестроечно, по-солжениценски. Но хоть как-то.
Подвигами, кровью и слезами новомученников теперь хвалятся те, кто сотрудничал с их палачами. Или учениками и наследниками палачей...
Есть у нас государственный деятели, которые частые гости на торжественных службах. Кое-кто даже Бутовский полигон посещал под телекамеры в совпровождении Большого церковного начальника.
А если посчитать, когда эти деятели начинали карьеру в КГБ, то выходит, что учили их молодых, как раз ветераны Сухановки и Бутовского полигона....
А вообще я готов все свои комментарии удалить, на эту тему, если наша дискуссия слишком накалится. А то хороший сайт жалко...
Сергей, прощу прощения, но вы валите с больной головы на здоровую, и у меня закрадывается подозрение, что пытаетесь мазнуть грязьи и церковь, приобщить к злодеяниям большевиков.
"Сталин учился в церковных образовательных учреждениях" - учился и не закончил. Но разве церковь виновата в том, что он вырос в кровавого тирана? Чикатило учился в средней советской школе - кому придёт в голову обвинять Минобразования в его преступлениях?
«Если же церковь, в первую очередь православная, пускай даже зарубежная, а также любые другие религиозные организации, существовавшие до октября 1917 года и существующие сейчас, сами публично не осмыслят свою роль в подготовке тех событий, все их вслипы по поводу новомучеников и прочее лицемерны.» - можно подробнее: какова роль православной церкви в подготовке тех событий? В чём её вина, по-вашему? В том, что семинариста Сосо Ждугашвили на костре не сожгли? Извините за прямоту, но у меня ощущение, что вы ляпнули нечто, но сами не поняли что, или того хуже: придерживаетесь как раз тех взглядов, которые бытуют ныне, мол, не надо чёрно-белых красок, все хороши (и царь, и народ, и церковь), большевики – это объективная закономерность, и вообще поменьше надо о мучениках («всхлипы» - так вы уничижительно отозвались о памяти) и бла-бла-бла.
Естественно, я пытаюсь "мазнуть грязью и церковь". Конечно, как же иначе, полно людей которые считали и считают, что и Ленина незаслуженно пытаются "мазнуть грязью", разбирая его деятельность и генезис большивисткой идеологии.
Дискуссия по этому поводу, кажется, не входит в приоритеты сайта. Впрочем, его хозяин сам решит, но все же пару комментариев я себе позволю. Верно, то что Сталин закочил православное духовное училище и прочее само по себе ни о чем не говорит. Это всего лишь штрих к общей картине, которая состоит в следующем - в Российской империи религиозные мировозрения были весьма и весьма распространены. Они подерживались и насаждались государством. Пример - обязательный предмет "Закон Божий" в начальном и среднем образовании, то есть тогда, когда по сути формируется мировозрение человека. Так объясните как так получилось, что "после 1917 года Россия так легко , как в баню сходила , "отмылась" от Бога?" и в ней стали возможны массовые средневековые зверства "белого" и "красного" терроров. В чем причина?
Вы (мн. ч.) так часто проповедуете покаяние, что хотелось бы увидеть его в вашем исполнении или же хотя бы услышать объяснение вашей роли в этой истории.
У РПЦ масса внутренних проблем. А как их может не быть, когда церковь эта несколько десятилетий провела в своей стране на нелегальном положении? Большое СПАСИБО и о. Агапиту и Николаю, которые живут и трудятся в Германии, где могут ежедневно видеть примеры, как стране, пережившей "чуму двадцатого века" вставать на ноги, чтобы их себе не переломать.
Я буду очень рад услышать и прочесть такие же чудесные слова и от проживающих в России церковных деятелей. Даже от тех, кто всю жизнь прошагал в обнимку с палачами Церкви.
Господь-то говорил, что не станет действовать против Него тот, кто только что изгонял бесов именем Его.
А Сергея понять несложно - он вместе со всеми нами привык к блудным словам про "противоречия", про "естественные исторические процессы", которые сегодняшние пропагандисты, как заучили наизусть при Советах, так и не могут (годы не те:-( ) ничего нового добавить. Не надо их прощать - надо наставлять их, Сергей. Пусть сами себя позорят - у них это здорово получается.
Процесс пошёл - хотя бы в Штутгарте для начала.
Не верю я им, даже, когда вроде бы правильные слова говорят. Лукавство и политическая заангажированность. Церковь должна вроде как о религии да о душах прихожан печалиться, а они опять и опять в политику встревают. А, вообще говоря, познавать надо по делам их. Захват киевских парков и жилых кварталов с помощью жуликов из горсовета не красят РПЦшных последователей.
И тем не менее все-таки выступили, хотя жаль, что только зарубежная, а не все остальные. Это не вмешательство в политику государства, это обращение к "пастве", что ли.
??? Хорошо, что у нас свободная продажа огнеметов запрещена...
Господа, с чего такая нетерпимость? Верю-не верю, чужая душа - потемки. Все написанное - верно, язык - не "слащавый", а адекватный, соответствующий мировосприятию целевой аудитории. Если лично не ворующий человек осуждает воровство, неужели его надо попрекать тем, что дедушка любил выпить?
Марк Семенович - не согласен с Вами. Начали со Сталина, и то робко как-то, бочком. А начать с современных прегрешений? А захват киевских парков под церкви РПЦ осудить? А дорогущие наручные часы Кирилла? А попытки подавить Церковь Киевского патриархата с помощью гэбэшников Януковича? Я не сторонник и этой церкви, но использование государственной власти в корыстных целях? Совсем плохо пахнет вся эта возня. Тут уж прямо время для нестяжателей настает.
А ещё на ум приходит речь Алексия 1 по поводу смерти Сталина.Как там эффективный менеджер прославляется!
Ну какое отношение Алексий-1 имеет к Русской Зарубежной Церкви?
Так это же та Зарубежная, которая к РПЦ присоединилась...
Теперь они имеют отношение и к Симанскому и др. ...
Но только из 130 архиереев РПЦ в 1941 году осталось на свободе только 4, а в лагерях еще около 20. Остальные расстреляны или умерли. А из 60 тыс. приходов на старой территории СССР осталось по разным оценкам от 150 до 300. Из духовенства осталось к 1941 году из 60 тыс. примерно 2 тыс. престарелых. Отреклись от сана несколько сотен из 60 тыс.
Представляю, что если бы из 130 историков России оставили бы в живых только 4, то я просто предполагаю, что оставшиеся делали бы адаптированные заявления.
о.Николай, простите пожалуйста, а что мешает епископу в местах ссылки и заключения оставаться епископом?
Отсутствие пышной свиты? Большого модного автомобиля, позолоченного иконостаса и торжественной службы?
И где должен находится епископ (и простой поп) когда народ в лагерях и колхозах? С народом или в палатах позолоченных?
Вы не знаете как служили литургию на лагерной пайке и клюквенном соке в лагерях?
Церковь не академия наук - иначе бы не пережила столетия гонений.
Если посадить всех историков - возможно не будет истории. Хотя некоторых вроде М.С. и сажать бесполезно, подозреваю.. На бересте будут царапать...
Если посадить всех епископов - будет церковь в заключении, в изгнании, в катакомбах - и врата адовы не одолеют...
А вот если поступать как некоторые, в те годы, например, митроп С. (знаете такого?) Целоваться взасос с тоталитарной богоборческой властью, с прокураторами и цезарями...
Впрочем, даже тогда эти самые врата не одолеют... Но будет трудно...
Ну вот и остались 130 епископов и 60 тыс. священников на лагерном пайке. И все в лагерях умерли или расстреляны.
А 4 епископа остались на свободе. И 150 священников.
Ну а теперь у каждого выбор. Хочешь -- равняешься на одних и цитируешь их. Хочешь -- на других. Вот и выбираем. Кто-то 130 выбрал, а кто-то четверых. Хотя, и те четверо были ведь несвободны.
Уважаемый о.Николай, мы все-таки обсуждаем исторические проблемы. Давайте попробуем быть исторически точны?
В лагерях не все умерли и не все были расстреляны (хотя умирало много и многих расстреляли...). Кстати Вы же упоминали раньше про множество представителей духовенства оказавшихся под немцами. Там были как известно и епископы. Значит дожили до войны? И пережили, кстати....
Епископ и в лагере - епископ. Тем более - в ссылке. Может сам крестить и отпевать, может новых попов рукоположить сколько успеет. Так еще в древности задумывалось на случай гонений. Так с древности все и работало. И, например, греческая церковь выжила под турецкой оккупацией....
А те четверо, что остались на свободе, про кого вы говорите были не просто несвободны. (В СССР свободных вообще не было в 30-е годы). Они пошли на сознательное сотрудничество с тем режимом, который мы теперь вроде как осуждаем. И конкретно - с его вождем...
А здесь вот что надо знать. Из епископов на оккупированных территориях оказались только те, кто был на новоприсоединенных западных областях. И лишь одно было исключение -- митр. Сергий (Воскресенский) в Риге. Он был из Москвы назначенный и один из последних 4-х на 1939 год. Это в 1939 году еще "присоединились" сразу больше 10 архиереев в Прибалтике, Зап.Украине и Зап. Белоруссии. Нет забыл еще исключение! Архиепископ Димитрий (Абашидзе), бывший учитель Сталина по духовной семинарии, но при этом противник власти. Он был из "непоминающих".
Из духовенства осталось очень очень мало. В Псковской обл. (тогда районе) не осталось ни одной действующей церкви и лишь несколько престарелых священников на покое и несколько нелегальных. Кстати, в 1938 году Псковское НКВД возглавлял... Карпов, будущий глава Совета до делам РПЦ. Он был главным псковским расстрельщиком. Духовенства было очень мало. Его катастрофически не хватало. Большинство духовенства в стране было расстреляно в 1938-1941 годах. В Смоленской области осталось 24 священника, причем большинство на нелегальном положении или престарелые. Пришлось массово рукополагать новых священников. В те годы на пастырских курсах в Вильно служил и поминал немецкие "власти и воинства" молодой священник Николай Гурьянов, будущий старец Николай с острова Заллит.
В лагере епископам никак не получалось служить и рукополагать священников. Лагерь -- не курорт и все только работают, а в бараке только нары. Были отдельные исключительные случаи в раннем Гулаге, когда удавалось иногда тайком служить на память (все книги изымались). И если молодой здоровый мужчина мог прожить в лагере 5-10 лет, то если тебе за 40, то смерть близка. Мой дядя выжил потому, что как студент Ленинградского Университета он был взят на счеты в лагерную бухгалтерию. А на общих работах умирали страшно. Попробуйте пожить в бараке зимой и работать на улице и в мороз, и под дождем.
Егор! Что за странные исторические параллели?
В 1453г. Османы захватили Царьград - и оставили этот город центром вселенской православной церкви.
Всё средневековье именно Порта отличалась веротерпимостью - при этом безостановки воюя и с Западом, и с мусульманами, и с православными государствами.
Только с 18в. , когда в империи уже наступил упадок, она начала гнить в себе - а это не может не приводить к эксцессам.
Но даже тогда султаны не провозглашали борьбы с Богом, не искореняли всех иноверцев без разбора. Как это можно ставить в пример растерзанной большевиками РПЦ?
Другое дело, что очень болезненным, но полезным может оказаться вопрос - а не пересмотреть ли Церкви, свою собственную историю? не прекратить ли традицию сергианства - чисто формальным каноническим путём? и главное - не объявить ли анафему хотя бы основным, главным, наиболее ярким и жёстким гонителям своим?
Вот и не будет, глядишь, желающих с партсобрания да на церковную службу перепархивать!
Православные церкви в Украине превратились в бюро ритуальных услуг.
Прости, Виктор, но по что пойдешь, то и найдешь!
Спасибо за размещение. Русская Православная Церковь имеет голос в нашем государстве в вопросе истории. И среди постоянных прихожан процент сталинистов гораздо меньше, чем в среднем по обществу. Хотя тоже имеются сталинисты.
И имеются сказочники, что Сталин якобы во время войны стал верующим и покаялся. Интересно, что очень многие в это верят. Так что приходится еще это доказывать. Доказать это просто, но только многие не хотят слушать. Та же проблема, что и с историей ВОВ.
Спасибо, уважаемый о.Николай, что разоблачили эту глупую сказку! Про то, что Сталин покаялся... Да и зачем ему было каяться, если у него все получилось. И Русская Православная Церковь без всякого с его стороны покаяния за него молилась и называла его "спасителем человечества"?
А православные служители культа - так называло их советское государство (не все, надо признать!) сотрудничали с его кромешниками - информировали и докладывали и получали за это продвижения по службе и другие преференции...
И зачем царю Иосифу в такой ситуации каятся?
Ну уж это преувеличение говорить, что Русская Православная Церковь Сталина называла спасителем человечества. Когда его называли с трибуны спасителем человечества, то из десятков тысяч духовенства остались крохи. А остальные в сырой земле лежали. Если бы называли спасителем человечества -- не лежали бы в земле.
Когда сейчас некоторые горе-ревнители упрекают за слабость под Сталиным, то я всегда предлагаю ответить кем ревнитель был 20 лет назад. Если пионером-комсомольцем-коммунистом, то ревность-то нетвердая. Архиереи и священники хоть клятвы не давали бороться за дело Ленина-Сталина. под красным знаменем, как почти все нынешние горе-ревнители в те годы.
А против этой уродливой сказки про "верующего" Сталина мы сейчас работаем.
А Вы не в курсе какие обязательства перед советской властью и ее "ведомством страха" давали те, кто становился архиереем в советское время?
Кстати, я абсолютно согласен с Вами, что упрекать за слабость нельзя. Человека (даже верующего) можно запугать, замучить, затравить. И человек проявит слабость...
Другой вопрос - добровольное и деятельное сотрудничество с мучителеми и гонителями ради карьеры например... Это совсем другой вопрос...
Я в курсе какие обязательства перед советской властью давали все 99,9% населения СССР. Это клятва перед приемом в пионеры "К борьбе за дело Ленина..." Это обязательства перед приемом в Комсомол. Ну и в партию. Ничего подобного служители церкви не делали.
Так что конечно плохо давать согласие на сотрудничество с богоборцами. Плохо, плохо! Спору нет! Но клясться богоборцам быть верными им и бороться за их идеалы до смерти --- это всяко похуже. Плохо идти на соглашательство, но много хуже стоять навытяжку перед красным знаменем и идолищем Ленина.
Простите, я что-то не понял, уважаемый о.Николай...
Возможно слишком остро воспринимаю эту тему, так что заранее прошу простить за резкость тона...
Кто над чем работает?
Мы - это кто, простите? "Постоянные прихожане"? Или митрополиты?
И зачем над этим работать?
Разве нельзя просто объявить на весь мир, (как когда-то про Сталина - спасителя):
"извергу, душегубу, палачу и убийце, разрушителю церквей и растлителю народа - АНАФЕМА!"
Или это тоже будет нежелательная правда, которая пока не нужна?
Сталин уже под анафемой. Патриарх Тихон издал анафему и весь Поместный Собор 1918 года ее одобрил. Правда в 1923 году патриарх заявил, что он берет назад эти слова. Но только по каноническим правилам Поместный Собор выше патриарха. Так что патриарх пошел на уступки, но Поместный Собор ничего не отменял. А он -- Высшая Церковная Власть. И даже если потом соборы Московского Патриархата делали просоветские заявления, это не ослабляет решения Собора всей Русской Церкви. Это потому, что соборы Московского Патриархата -- это часть Русской Церкви, а не целое.
Так что речь может идти лишь о повторении или разъяснении. Повторять анафему сейчас не хотят. Сейчас подход такой, чтобы медленно воспитывать, а не ломать. Я сторонник Священной Войны против сталинизма. Но многие против открытой войны, стобы не мешать коммунистам идти в церковь. Вы наверное знаете, что даже в руководстве КПРФ большинство -- верующие. Как говорил святой Иоанн Златоуст, опытный садовник, который видит искривление, осторожно и постепенно выгибает ветку, чтобы не сломать ее, а заставить расти в нужном направлении. Мы будем ее гнуть. Я лично стараюсь в этом направлении. И еще очень многие. И нас становится больше.
о.Николай, хорошо, что хотя бы Вы стараетесь в этом направлении!
Это все-таки обнадеживает...
Я не во всем с Вами бываю согласен, но всегда с большим интересом читаю и осмысливаю Ваши комментарии. Насчет КПРФ - согласен - в отошении религии там у многих уже совсем другая позиция чем была в КПСС... Вот если бы они еще и насчет Сталина начали осознавать, побольше...
о.Николай, уточните пожалуйста, а кто этих прихожан постоянных считал и как? И что их голос (если они даже не сталинисты) значит в церкви? Где и когда "прихожан" о чем нибудь спрашивают?
Может быть точнее было бы поставить вопрос сколько сталинистов среди епископата? Может быть это важнее?
А сколько их среди той высшей части епископата, (небольшой) которая все определяет в церкви?
А вот те высказывания моложавого но бойкого митрополита, (которого в его личном ведомстве именуют "наполеончиком"), те которые процитровал недавно "Викиликс" - что мол главная задача церкви обслуживать идейно государство - это как - сталинизм? Или какое-то новое учение?
Не знаю честное слово что там секретного услышал "Викиликс". Идейно вести народ -- это одно, призывать как минимум. Идейно обслуживать государство -- это другое.
Есть один признак того, что в РПЦ сталинизма гораздо меньше, чем в обществе. ГОРАЗДО. Признак простой. В РПЦ Новомученики Российские очень почитаются. На прошедшем Соборе принят даже отдельный документ о почитании Новомучеников. В церковных магазинах книг про доброго Сталина нет. В отличие от обычных книжных магазинов. Если бы в обществе были постоянные дни памяти жертв репрессий, то я бы спал спокойно. А так я скажу определенно, что обществу в деле десталинизации до церкви пока далеко. Хотя у нас тоже есть проблемы с этим.
Кстати, тот кого называют "наполеончиком" очень определенный антисталинист.
"Если бы в обществе были постоянные дни памяти жертв репрессий..."
День памяти жертв политических репрессий - отмечается 30 октября.
http://ru.wikipedia.org/wiki/30_октября
Я слышал, в РПЦ даже собирались канонизировать Сталина?
Слышали, но не от РПЦ. Сейчас можно услышать всё, что угодно. В РПЦ канонизировали тех, кто был умучен при Сталине. И продолжают канонизировать.
о.Николай, конечно Вы правы в том смысле, что иерархия РПЦ не собирается канонизировать Сталина. И, будем надеяться, не соберется. Но "маргинальные группы" (как правило без каких-то священников дело не обходится) желающие канонизации Сталина, Ивана Грозного (почти тоже самое, правда?) и - отдельный случай, но тоже характерный - Григория Распутина, появляются именно внутри РПЦ...
Видимо не на пустом месте?
Обычное дело! В полном соответствии с Законом отрицания отрицания новая религия, "марксизьм-ленинизьм", отрицала предыдущую, которая точно так же отрицала язычество и конкурентов.
Всё верно. И что понятие "фальсификация истории", как и гимн вытащили из вонючего сундука сталинизма. И про необходимость осмысления ошибок и грехов прошлого. Умный признаёт ошибки, а дурак упорно доказывает невинность.
Если гнойник не трогать, то никогда не излечишся
Почему после 1917 года Россия так легко , как в баню сходила , "отмылась" от Бога? Встали утром - Бога нет... Почему топорами крушили иконостасы те , кто вчера пред ними лбы разбивали?
Почему в 1936 году уничтожались сотни тысяч под молчание миллионов? Я думаю , ответы на эти вопросы лежат в одной плоскости. В России никогда не было истинной проповеди. Церковь - была , великие святые - были , а проповеди - не было. По этому "коллективная душа" давно , а значит хронически , больна. И излечить от тотального отсутствия Бога в душе можно исключительно традиционным духовным воспитанием , с самых ранних лет. Оно формирует того внутреннего цензора , который , занесённым дамокловым мечём , висит над каждым словом и делом человека всю его жизнь. Можно назвать это созданием бессознательного механизма определения истины , или совестью.
Неточность. В переписных листах 1937 года половина городского населения и две трети сельского прямо назвали себя верующими. А на дворе стоял 1937 год. Тот самый. А на том же листе, где написано "верующий" еще и фамилия, и имя. Так что смею предположить, что скрывших свою веру было тоже очень много. Так что не стоит говорить, что народ пошел "все как один" рушить церкви. Это нам партия рассказывала сказки, что народ попросил все церкви закрыть и разрушить, а партия просто согласилась. Закрытие церквей проводили группы Комсомола и Союза Воинствующих Безбожников.
Так что "легко отмылась от Бога" -- это советская сказка. Даже в журнале "Безбожник" были постоянные причитания, что религиозная идеология поразиительно живуча и что ее не вытравить.
Уважаемый о.Николай, вот здесь я с Вами готов согласиться!
И перепись и многие другие факты и явления показывали усатому, что народ так просто от веры не откажется... И в чем-то возможно даже ему пришлось хоть сколько-то остановиться. Тем более во время войны и после! Ну это известная история, мы с Вами уже ее касались...
А вот в 60-е годы - хрущевские гонения - ситуация уже стала хуже. И закрытие храмов и монастырей проходило проще...
Хотя и тогда встречалось народное сопротивление этому. Особенно на Украине...
В 60-е обстановка была уже другая. Не висел уже над людьми меч расстрела. Больше было свободы. Только с 30-х до 60-х сменилось поколение. В 30-е годы закрывали те церкви, куда ходило 100% населения. А в 60-е годы закрывали церкви, куда ходило лишь 15% населения. И в основном уже пожилых. Ведь молодежь уже в сталинских школах воспитана была. А в церкви ходить запрещали. Так что немудрено почему был спад народной поддержки.
Архиепископ Иркутский и Читинский Хризостом:
"Помню сороковые годы, с 1943 по 1954 годы у нас тоже было возрождение, даже более мощное чем сейчас; открывались храмы тысячами священнослужители имели возможность и административной, и пастырской деятельности с чего они начинали и чем кончали, я думаю, все, кто жил в то время, знают. Начинали с того, что покупали себе роскошные дома на самом видном месте, красили заборы в зеленый цвет. Приезжай в любое место: лучший дом с зеленым забором и злой собакой - дом священника, и к нему не подберешься. А машины не просто "Волги", а ЗИЛы. Я думаю, что великим благом, Промыслительным действием Божиим, было то, что в 1961 году отказались от административной деятельности<...>"
Из выступления на Поместном Соборе РПЦ в июне 1988 года.
(В сб. Поместный Собор Русской Православной Церкви. Издание Московской Патриархии 1990г. стр 397.)
А вот эти проблемы проблемы не могли способствовать спаду народной поддержки к началу 60-х годов?
Надо только помнить, что во время этого "расцвета" и "покупки лучших домов" и "покраски зеленых заборов" было и следующее:
"Все послевоенное время шли аресты православных священников. Согласно сводному отчету ГУЛАГа, на 1.10.1949 количество священников по всем лагерям составляло 3523 чел., из них 1876 священников были в Унжлаге, 521 чел.– в Темниковских лагерях (Особый лагерь № 3), 266 чел.– в Интинлаге (Особый лагерь № 1), остальные – в Степлаге (Особый лагерь № 4) и Озерлаге (Особый лагерь № 7). Все эти лагеря принадлежали к категории лагерей каторжного режима («Хотелось бы всех поименно назвать». С. 193)."
То есть скорее всего были и покупки домов, и покраска заборов зеленой краской. Но ведь именно это и запоминается. А когда 3523 священника умирают в лагерях -- это не так интересно для обсуждения. О них не говорим.
Я сомневаюсь, что тысячи священников покупали лучшие дома и ездили на дорогих машинах. А вот сидели и умирали тысячи.
Согласен, уважаемый о.Николай.
Я не могу сравнивать жизнь РПЦ 1943-2011 годов с другими конфессиями в иных странах, но одной, на мой взгляд, НЕРАЗРЕШИМОЙ НА ДАННОМ ЭТАПЕ проблемой является, простите за мирской термин, чудовищная разница в уровне жизни (1) руководства РПЦ и привелегированных священослужителей (как правило - в экономически богатых регионах) и (2) всей остальной массы священников и монахов, жизнь которых не отличается от жизни наиболее бедной части населения России.
Простой пример (лично знаю этих людей), Саввино-Сторожевский монастырь под Москвой. Это, можно сказать, домашняя церковь обитателей Рублевского шоссе - каждый день у ворот множество машин с мигалками. "Монахи" этого монастыря помимо очень неплохих денежных подарков и великолепной еды (не в пост) получают и такие подарки от прихожан, как личные авто. Много ездят на зарубежные курорты - стараются совмещать это с международными конференциями - и в Москву к подругам.
Но, думаю , никто из нас не может упрекнуть настоящих подвижников дела Христа в русской глубинке, живущих часто в глухих деревнях, ведущих службу в текущих и продуваемых храмах и помогающих простым людям словом и делом.
Вы правы, но есть во всей этой истории одна страница, нелицеприятно (с моей точки зрения) характеризующая крестьян первых лет советской власти.
Не было массового сопротивления аресту священников , закрытию и осквернению церквей с их стороны. Они ведь все они считали себя христианами - а тут такая покорность кучке убийц и вандалов!
Конечно, кое-где были отдельные случаи убийства комиссаров, но именно отдельные.
Правильно, Игорь ! Религия и раньше и сейчас является интсрументом власти в целях наилучшего закабаления простого народа. Потому и отмылся народ от бога, что внутренне, по совести, не верил в него. Так же легко он отмылся и от коммунистической идеологии в 91.
Согласен, к сожалению идеи Христа не стали общенациональными в России к 1 августа 1914 года - была, может быть, достаточно глубокая традиция внешних проявлений христианства (крестить детей, молиться на ночь и перед едой, ходить в церковь), но не было Веры в душе нпрода.
А все беды после начала войны только отставляли учение Христа на потом - важнее для каждого было выжить любой ценой, даже за счет ближнего.
Вот и докатились.
Александр,
была и Вера в Душе Народа - вопрос для нанотехнологов, не для историков.
Религиозность других европейских народов не была выше, чем российская ни в 1920-е, ни в 1940-е годы.
Тем не менее - христианство деятельно сопротивлялось и Гитлеру и коммунистам повсеместно. В Германии и в Польше, в Чехословакии и в Венгрии. Ватикан считался коммунистами таким ВРАГОМ, что и США отдыхали!
Будет ли поспешным утверждение, что и православное христианство всегда было врагом коммунизма? Те же его представители (в подконтрольном ЧК руководстве РПЦ), которые комми поддерживали, суть если и не еретики , то и не могут представлять позицию Церкви. А ответственность свою пусть сами и несут, чай не Папы Римския!