18.02.11
О фальсификации истории. Советская пропаганда по-прежнему мешает нам увидеть трагедию России ХХ века
В одной очень маленькой книжке, я прочел о восприятии Бога маленьким мальчиком. Вот почти точная цитата. "Учительница с осуждением спросила первоклассника, который регулярно по воскресеньям вместе с дедушкой посещал церковь - "А ты знаешь, какой он бог?" и маленький еще человек с достоинством ответил: "Бог такой большой, что сотворил все вокруг и небо, и землю, и нас, и природу, но и такой маленький, что ПОМЕСТИЛСЯ В МОЕ СЕРДЦЕ". Вот пусть каждый, кто пытается рассуждать и осуждать любого в комментариях к этой статье поместит Бога в свое сердце и поступит, так как велит ему это сердце. Я часто встречаюсь с людьми считающих, что они придерживаются веры разных конфессий в Украине и многие из них сникают, когда я задаю простой вопрос: " Как часто Вы бываете в церкви, какие молитвы знаете, какие вообще читали книги о своей вере?" К сожалению истинно религиозных людей встречаю весьма редко. Более всего истинно верующие люди встречаются в Украинской Православной Церкви, где Митрополитом Блаженнийший Владимир (Сабодан). А теперь я обращаюсь ко всем ВАМ: Вы верующие люди? Если да, то помолясь и успокоив свои страсти, можете говорить все, а если нет, то продолжайте заблуждаться в своих мыслях и своих словах. Вера это не знание, вера это И знание.
А теперь о статье. В ней я услышал смирение перед Богом и призыв к людям быть бдительными, ибо у нашей двери стоит враг рода человеческого и радуется нашему безверию, бездуховности, лжи и лицемерию, расставляет ловчие сети. Это обо мне монах Роман написал: "За Сына Твоего готов на крест, и сам же, окаянный, распинаю...". Это обо всех нас написал другой иеромонах Роман: "Странно ли, что я отвержен ПРАВДОЮ, коль всю жизнь неправдою дышал".
Когда мы начинаем брань с церковнослужителями, обвиняя их во всех смертных грехах, то сначала должны покается перед всеми людьми и в первую очередь перед Богом за свое неверие. За свою недолгую жизнь мы, сколько напакостили, что в оставшееся время можем не успеть искупить вину нашу. Я многих священников Запорожья знаю лично, знаю лично и Владыку Владимира. Всегда помню иеросхидиакона Иллариона. Он говорил, что мы просто не знаем, каково это верить. Всю жизнь предо мной будет святой образ мученика Стефана, убиенного только за то, что верил в Господа нашего Иисуса Христа. У Бога много имен, и мы не знаем под каким именем Он откроется нам. Но Он уже открыл наши очи и пришел к нам и назвали мы Его Иисусом, Аллахом, Саваофом, Иегова... всех имен я не знаю. Но назвав, Его мы не пошли за Ним, ибо не познали Его...
То, что Сталин обучался в семинарии, только усугубляет его деяния. Только покаяние может нас всех подвигнуть к постижению нашей истории и нашей роли в ее творении. Мы можем осуждать Бога и навешивать на него несправедливые упреки и наветы. Как-то один человек, объясняя свое неверие, сослался на то, что Бог допускает войны. Т тогда один из сельских священников просто ему ответил - а вы не воюйте, и войн не будет!" Я с ним солидарен. И напоследок слово из Святого письма: "Аще возможно, будьте в мире со всеми". Мир Вам всем и верующим и еще не пришедшим к Богу.
Уважаемый Антон
Спасибо за добрые и взвешенные слова. Слова, которые показались мне намного искренне и глубже, чем обсуждаемая статья.
И все же, аудитория этого сайта - не поклонники разнообразных конфессий, а критически мыслящие люди, и чтобы оценивать общественную деятельность московского патриархита нам не обязательно каждое воскресенье ходить в церковь.
Мы осуждаем иерархов РПЦ не за то, что они недостаточно православные (ибо не факт, что среди нас 100% православных - я, например, нет). Мы осуждаем их за глубокое несоответсвие слова и дела, за всепроникающее сотрудничество с прошлыми и нынешними диктатурами, за превращение в тоталитарную секту, диктующию свои условия современному обществу. А вера... увы, я не эксперт в вере, а научный работник.
Глубокоуважаемый Дмирий, я ни сколько не сомневаюсь, после ваших слов на этом сайте, что вы хотя человек и не православный но глубоко моральный, а это маленькая но победа над страстями и похотью. Спасибо Вам на добром слове, но я, ей Богу, не достоин такого внимания. У нас в доме есть книга названная "Отец Арсений" автора нет. Если Вам попадеся в руки такая книга прочтите ее она так много повествует о бедствиях людей в том числе и о священнослужителях оторгнутых власью Сталина от мирного жития и брошеных на погибель. Если не найдее пришлите мне весточку я сосканирую ее и пришлю Вам PDF -файл книги. Поверьте мне все, что там повествуется горькая, страшная но правда. Мой дед Антон Дронов тоже погиб в таком лагере, он был регентом. Но не обо мне и моих родственниках дело. Вот Вы ишите, что "мы осуждаем иерерхов РПЦ, не за то, что они недостойно православные..."
Как-то очень давно, еще в средине 70-х я усомнился в том, что в газете Правда написана правда о Солженицене. Кто-то денес почти мгновенно и меня вызвали в политотдел. Там "тов. полковник" поставил меня во фрунт и начал прорабатывать, а в качестве аргумента своей правоты, глядя мне немигающими глазами в лицо сказал: " У вас еще и дочь есть! Подумал бы о ней". Его злобы и тех слов я не забуду никогда и хотя я православный простить тоже не смог. Ни ему ни его системе. Мой молчаливый ответ был и остается прост - перед Богом, за свои дела, я отвечу сам.
Вот и Вы, Дмирий, как научный работник не осуждайте иерархов, а ищите в их деяниях мерзость и пакось сотворенную по собственному усмотрению, не из зи страха за других. (Меня тогда же перевели в резерв буквально за 3 дня. Но это др. история). "Пусть каждому воздастца по делом его". Простите меня за резкость в суждениях. Но от своих слов я не откажусь.
а вы не воюйте, и войн не будет!" - отлично!
Когда тоже самое сказал не безвестный сельский священник, а всемирно известный русский писатель Лев Толстой его быстренько отлучили от церкви...
Уважаемый Егор, Льва Толстого отлучили от церкви вовсе не за это. Хотя объясню и Вам, что война с врагом рода человеческого идет уже непрерываясь многие века, жертвы есть, а вот победы все не видно. Чаще видим "поле боя усеянное пропащими душами". Я Вам этого не желаю никогда!
Уважаемый Антон! Благодарю Вас сердечно за заботу о спасении моей души.
Однако проблема остается - если, как Вы считаете, Льва Толстого отлучили от церкви не за это, то почему эти правильные слова церковь сама не произнесет громче Льва Толстого? Так чтобы весь мир услышал? (По крайней мере христианский мир...) И Вы их цитируете от лица некоего безвестного священника, а не церковного собора, желательно Вселенского?
Неточность. Толстой не так говорил. Толстой говорил, что нужно отменить полицию и армию, потому, что все они -- враги Божии. И все церкви и все государственные учреждения тоже враги Божии. И говорил, что когда все отменим, то тогда настанет всеобщее благоденствие. И слова "Если тебя ударят по правой щеке подставь другую" относятся не к твоей только щеке, но и к щеке твоих ближних. То есть что защищать других насилием тоже нельзя.
По Толстому сейчас надо отменить ГАИ (это тоже насилие, да еще и коррупция), Санэпиднадзор (тоже насилие и коррупция), диспетчеров аэропортов. Ну и конечно нужно отменить налоговую инспекцию. А налоги по Толстому будут платиться только добровольно.
Спасибо, о.Николай! Если так понимать идею Толстого о ненасилии и прекращении войн, как Вы ее интерпретируете, то тогда опять встает вопрос с которого началась наша краткая дискуссия с Антоном - "...почему Бог допускает войны?" Квадратура круга, однако...
"Мы можем осуждать Бога и навешивать на него несправедливые упреки и наветы."
При всём моём к Вам уважении, Антон. Где Вы в обсуждении увидели, что кто-то здесь осуждает Бога? Осуждают здесь РПЦ. А РПЦ и Бог, по моему личному убеждению, это две очень разные субстанции.
И ещё из Вашего:
"Когда мы начинаем брань с церковнослужителями, обвиняя их во всех смертных грехах, то сначала должны покается ..."
Не за что мне перед священнослужителями каятся! Перед людьми и Богом, как Вы продолжаете,..., может быть. Но перед церковнослужителями не за что. Что-то я не видел, чтобы они перед своей паствой каялись. Или грехов не совершали и не совершают?
Так что, в целом, слова сказанные этими двумя служителями зарубежной РПЦ, считаю правильными. Но, из их уст они (по крайней мере для меня) звучат с каким-то налётом фальши. Уж извините, если кого обидел в религиозных чувствах.
Вот у меня вопрос. А зачем зарубежная РПЦ объединилась с нынешней Московской? Они что не видят, что сейчас из себя представляет Русская Православная Церковь Московской Патриархии. Они что не видят, что она превратилась в коммерческо-идеологический отдел Администраций Президента и Председателя Правителства? И занимается оболванием народа не хуже циничного ТВ? Не верю, что не видят!
Объединились, потому, что у них выхода не было...
Сдались на милость победителя...
Впрочем меньшая часть РПЗЦ отказалась объединятся и осталась отдельно...
Доброго Вам здоровья, Олег. Я не старался копаться в точности высказывания некоторых наших друзей по сайту, но уловил тенденцию осуждения. Отсюда и мои посылы. А вот зачем объединилась РПЦ с ЗРПЦ есть простой ответ. Не может быть в одной семье один сын любимый, а иной отвержен. Мать одна и дети должны жить одной семьей. И, помните притчу из Нового Завета о Блуднице. Там Господь сказал, что пусть тот кто безгрешен кинет в нее камень. Вот так и мы должны поступать, чувствуешь правоту имеешь крепкую веру в то, что делаешь праведное дело - борись, тяжко самому - ищи союзников, единомышленников! И если не нашел в себе силы бороться, нет, по твоему разумению союзников, чуствуешь, что погибаешь, то и смертиею своей докажи свою правду и умри со смиренным сердцем и крепким убеждением, что не зря все. После нас прийдут другие, умные, амбициозные, грамотные, пробивные, но ещи и надобно что бы милосердные и добрые. Я очень уважаю во всем профессионализм и честь. И то и другое у истиного человека отобрать сложно. Вот и пусть с нами будет наша честь и наша правда, даже если она больше никому не нужна!!!
"...Я очень уважаю во всем профессионализм и честь..."
Антон, слово "профессионализм" в контексте обсуждения и в отношении церковнослужителей как то режет слух. Не находите?
А про мать с детишками, блудниц и т.д. по Вашему посту... Вы уж меня извините за резкость - обычное церковное словоблудие. Где Вы только его нахватались на таком "профессиональном" уровне? Ещё раз прошу не обижаться. Ничего личного.
Безусловно, Олег, Вы правы. В ЭТОМ контексте слово профессионализм режет слух и застит глаз. Вы не обращайте на него внимания, поскольку человек Вы не воцерквовенный. То, что для Вас есть словоблудие, есть истина и ее нечем переспорить и опечалить. Глубокое знание хотя бы азов православия, в свое время мне помогло выжить и даже остаться живым. Я не являюсь профессионалом даже в области апологетики православия, господин полковник. Просто я пробовал иногда сменить гнев на милость, и это действовало гораздо эффективнее Брань не помощник человеку. Порой сила духа страшнее и крепче силы стали. Близкое знакомство и даже дружба с иерархами Украинской Православной Церкви дает мне возможность говорить о некоторой обознанности в делах церковных. В остальном же я простой человек, мирянин. В юном возрасте на первых парах службы в армии увлекался снайпингом, позже аналитикой и логикой, еще позже техникой и технологией, а уже к средине своей жизни историей и добротолюбием. Так, прожив 60 лет, я вырос из простого мальчишки в генералы. Правда, теперь в отставке. Меня это нисколько не огорчает потому, что со мной всегда мой профессионализм и моя честь. А еще у меня много отличных друзей, а теперь еще и Вы. Дай Вам Бог быть неуемным и добрым всегда. Честь имею, господин полковник.
"То, что для Вас есть словоблудие, есть истина и ее нечем переспорить и опечалить. Глубокое знание хотя бы азов православия"
УмнО. Только не очень понятно. АЗЫ православия? Это что? "Не убий. Не укради. Не возжелай...?(уж не судите строго, я семинариев не заканчивал, так, военно-политическое училище)" Часто их соблюдают?
"Ее нечем переспорить"
Её ВСЯ жизнь человечества каждый день "переспо(а?)ривает".
"Глубокое знание хотя бы азов православия, в свое время мне помогло выжить и даже остаться живым."
Не спорю. Да и не моё это дело. Живите долго и счастливо.
"Я не являюсь профессионалом даже в области апологетики православия, господин полковник. Просто я пробовал иногда сменить гнев на милость...Брань не помощник человеку."
Полностью соглсен.
"...у меня много отличных друзей, а теперь еще и Вы. Дай Вам Бог быть неуемным и добрым всегда..."
Спасибо за причисление меня к своим друзьям. Польщён. Только я человек, хоть и не вредный, но со своим личным мнением. Я, да, "человек не воцерковленный", хотя крещёный (в православие, в детстве). Мне просто интересно, как Вы свой профессионализм соотносите со своей религиозностью? КАК украинского филина совместить с церковью? Я Вас умоляю!
Антон, извините. Может перейти на переписку по почте? Хотя, на здешней площадке у меня секретов, в общем-то, нет.
Ну сначала самое простое: а филин, что не человек, со всеми своими знаниями, заблуждениями, желаниями и возможностями? Я из того же теста, что и все люди, так же грешен как и все. Что тут гадать. Но меня удивило ваше отношение к так называемому моему профессионализму. В таллинской школе менеджеров это была глайнейшая задача - горизонтальная карьера или профессионализм, а в какой области - не важно. Киллер то же профессионал и к нему нужно относится соответственно, а не думать, что он, дескать, где-то тупо проколется. Но ладно об этих страстях. Не мучайте себя следственными экспериментами по этому поводу. Все проще и очень сложно одновременно. Если Вы вдруг посчитали, что я набиваюсь к Вам в друзья, то извените, не сочтите за дерзость, поступайте как знаете. Я думаю, что человек Вы добрый и этого критерия для меня уже достаточно. Открою Вам маленький секрет. (Теперь это уже не секрет). Один очень уважаемый мной архиепископ УПЦ в личном разговоре рассказал и благословил как нужно поступать в случае, если ко мне, например, подходят люди из других конфессий и я не хочу их воспринимать никак даже слушать, а обижать не посмею. Я сначала не придал этому действию никакого внимания, но после того, ка однажды достаточно старенькая женщина отскочила от меня одним прижком на более чем пять метров, я даже испугался. Более так я не делаю. Но скажите мне: что это было? Вот Вам и прфессионализм (не мой конечно) в действии.
Олег, уважаемый мной , прошу Вас не акцентируйте свое вниминие на моих, иногда режущих слух и будоражущих разум словах с них нет ничего особенного, а только лишл то, что сказано. Вспомните какой-либо американский фильм где два "профессионала" имея в руках огнестрельное оружие пытаются на кулаках доказать свою правоту. Меня учили иначе. Если передо мной не стоит задача набить противнику морду, то откладывать оружия не стоит. Шлепни или "обездвиж" его и продолжай выполнение задачи. Вот так, дорогой.
А предложение общаться по Е-mail, принимается. Пиши с радостью отвечу.
Полностью согласен с Олегом.
Различие в подходах этих двух церквей к (1) месту и роли церкви в русском обществе и (2)принципам ее взаимодействия с властью было в течение многих лет столь различно, что представить ЗПЦ, полностью ослепленной идеей "Не может быть в одной семье один сын любимый, а иной отвержен. Мать одна и дети должны жить одной семьей" мне, например, совершенно невозможно - слишком "дистанция огромного размера".
Причина воссоединения, на мой взгляд, может быть найдена путем ответа на один (или оба) из следующих вопросов:
1.Что такого сделала РПЦ МП за последние лет 20, что Зарубежная церковь решила, что их многолетние непримиримые оппоненты "исправились" и надо к ним присоединиться в качестве братьев меньшИх?
2.Какие внутренние процессы прошли за последние годы в ЗПЦ, что вызвало "новый взгляд" ее иерархов на "красную" РПЦ МП и привело к "новому мышлению" во взаимоотношениях с ней?
Буду благодарен всем за ответ - только просьба не цитировать Святое Писание - все в ЗПЦ и РПЦ МП знали его дословно и ранее, не так ли?
Уважаемый Александр, по-моему Вы очень точно и, в хорошем смысле, жестко определили эти вопросы.
Мне кажется для ответа на них имеет смысл вначале присмотреться - так ли велики были различия между двумя частями церкви?
Не повторяли ли они зеркально морально-нравственные несовершенства друг друга?
РПЦ пошла на сотрудничество со сталинскими режимом (объясняла это разными обстоятельствами, но имела от сотрудничества явные преференции), а РПЦЗ - то же самое с гитлеровцами...
Может быть загадка объединения (РПЦЗ прекратила свою резкую критику партнеров буквально накануне объединения, а как же все прежние жесткие оценки?) просто в том, что одна организация выиграла у другой в чисто мирском смысле и произошло как говорят теперь в бизнесе "дружественное поглощение" ?
(Кстати в самой РПЦЗ борьба с противниками объединения (меньшинством) выглядела на удивление неприлично. В свое время интернет обошла видеозапись попытки похищения из Канады митрополита Виталия (ныне уже покойного) и это вызвало серьезное возмущение... )
А как же принципы?
Насчет принципов - видимо стоит повнимательнее вглядеться в недавнее прошлое (и в настоящие события), чтобы разобраться - так ли уж отличались принципы основателя РПЦЗ Антония Храповицкого от принципов его коллеги в СССР - Сергий Старогородского? Не было ли так, что для обоих главным, принципиальным, являлось сохранить некую структуру в иерархическом единстве и собственном подчинении (и добиться признания именно ее правопреемницей дореволюционной церкви), при любом раскладе событий?
Я вам хочу сказать, что вот уже несколько лет пытаюсь получить документы, личные письма, фотографии дяди, которого арестовали в 1936 во Владимире. написал в архив ФСб, отвечают - доказывай родство. Дядя родился в 1909, отец в 1910, все синагогальные документы сгорели во время революции, гражданской и отечественной войн. Пишу, что так и так, документов нет, посмотрите на отчество и место рождения отца и его брата. Их это не волнует. Пишу столоначальнику в горисполкоме - тот ничего не может сделать. Пишу в суд, те никакого влияния на архив ФСБ не имеют. Дело с места не двигается.Если так уж охраняют дело человека, который не имел никакого отношения лично к Троцкому, то что уж говорить о документах КГБ по расстрелам людей.
Oleg
"Пишу в суд, те никакого влияния на архив ФСБ не имеют."
А какое они могут "иметь влияние"?
Если обратиться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (родства), получить и представить в архив) заверенную копию соответствующего судебного решения (с отметкой о вступлении в законную силу) - "архивистам в штатском" этого (вероятно) было бы достаточно?
Успокойтесь, господа ! Зачем нападать на тех, про кого мы ничего не знаем? Авторы-то русские немцы, или немецкие русские, кто их знает. Только сдается мне, что статья написана в Москве.
А отсюда первый вопрос - не держит ли наш главный сладкоречивый владыка кукиш за пазухой для наших властей?
Уважаемый Виктор!
Вы ведь серьезно интересуетесь историей. Как историк углубитесь слегка в вопрос формирования кадров МП в советское время. Многое станет сразу прозрачным и ясным...
Они - плоть от плоти того, что Вы бережно наименовали "наши власти"...
Вот-вот, что серьезно, Егор. Я пишу про данную публикацию, а вы пишете про формирование кадров РПЦ. Я и сам того же мнения, что власти и церковь слились в любовном засосе. Но про членство в КГБ у меня мнение несколько другое.
Есть деяния от чистого сердца, а есть деяния вынужденные. С волками жить, по волчьи выть. Недаром я про кукиш за пазухой написал. То, чт мы по телевизору видим, отражает ли оно действительность и потаенные до поры мотивы?
Что попов расстреливали и сажали, про то много написано. А вот сведений относительно того, кого попы сдали КГБ, у меня по крайней мере нет. Что это за феномен?
Так я же и предлагаю - углубитесь в историю вопроса. Повыясняйте, что там такого творилось с конца 20х годов, например в отношениях русских церквей (их тогда было несколько), советской власти и ее доблестных органов.
До КГБ, кстати еще были НКВД, ГПУ...
Кое-какие интересные данные найти можно (21век, однако) несмотря на запечатанность архивов...
Предлагаю поинтересоваться самостоятельно, чтобы нам не обострять дискуссию на сайте прямо в этой теме... И так уже богословские диспуты возникают непроизвольно...
А мы вроде собирались исторические проблемы обсуждать...
29 декабря 2009 года в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата на имя председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона поступило письмо главного редактора газеты «Завтра» А.А.Проханова с просьбой разъяснить церковную позицию в отношении роли личности И.В. Сталина в отечественной истории.
Автор письма просил митрополита Илариона ответить на вопросы, которые были приведены в его статье «Блаженны миротворцы» (газета «Завтра», № 1, 2010 г.). В преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне на поднятые в статье вопросы от имени председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата адресату ответил заместитель главы ОВЦС игумен Филипп (Рябых). Текст письма приводится ниже:
"<...>При Сталине была создана бесчеловечная система, и ничто ее не может оправдать: ни индустриализация, ни атомная бомба, ни сохранение государственных границ, ни даже победа в Великой Отечественной войне, ибо всего этого добился не Сталин, а наш многонациональный народ. Режим, созданный Сталиным, держался на терроре, насилии, подавлении человеческой личности, лжи и доносительстве. Этот режим пожирал самого себя, когда сами палачи превращались в жертвы, и имел временный успех.
Обвиняя Сталина, я не уподобляюсь упомянутым Вами «врагам империи». Отечество наше - Россия - никому ничего не должно за преступления, совершенные коммунистической властью, так как оно было первой жертвой этого режима. Как только Сталин отошел в мир иной, тут же рассыпался, как карточный домик, и созданный им режим. Да, агония этого режима длилась несколько десятилетий, но отсчет конца начался 5 марта 1953 года. Как известно, системы, вставшие на путь богоборчества, существуют недолговечно. Ленинско-сталинская система просуществовала в России всего 70 лет, между тем русская христианская цивилизация, начало которой было положено святым равноапостольным князем Владимиром, живет уже более тысячи лет.
<...>
Наша Святая Церковь на протяжении столетий была и всегда будет со своим народом и в горести, и в радости. Наше духовенство разделяло участь народа в лютые года ордынского ига и в 1612 году, во времена наполеоновского нашествия и в окопах Первой мировой войны, во времена красного террора и в застенках сталинского ГУЛАГа, в годы Великой Отечественной войны, во дни распада единого Отечества и во времена тяжелых экономических потрясений.
Отвечая на Ваши последние утверждения, могу сказать, что победа в Великой Отечественной войне была одержана нашим народом не благодаря руководству Сталина. Есть мнение авторитетных историков, что именно по его вине мы понесли такие неисчислимые жертвы, положив на алтарь победы миллионы жизней наших соотечественников по причине непродуманной предвоенной внутренней политики. Войну выиграл наш многонациональный народ, ведомый своей любовью к Отечеству, вплоть до «положения живота своего» (ср. Ин. 15.13). <...>"
этот текст можно считать официальной позицией РПЦ.
Отличный текст, в целом. И даже "есть мнение авторитетных историков" что И.В. имеет какое-то отношение к жервам войны. Марк Семенович, вот это прогресс!
В след за Вами, Дмитрий я разделяю Ваши слова о прогрессе. А Вас Марк Семенович поздравляю - Ваши труды лягли в копилку правды как "мнение авторитетных историков". Виват!
Любой мало-мальски здравомыслящий человек понимет, что т.н. "официальная история" при малейшем потрясении рухнет как карточный домик, как режим Сталина, и "борьба с фальсификаторами" - не более чем чушь, показуха. Такие люди есть и в РПЦ и они прекрасно осознают, куда хочет заманить Церковь писатель Проханов.
Спасибо, уважаемый Grove!
Интересная большая цитата, которую Вы считаете, можно принять за официальное мнение церкви...
Да, можно. (Хотя вообще-то официальную позицию церкви должен высказывать церковный собор, но кто же про это знает в наше время?)
Можно считать официальной, если вообще мнение одного из митрополитов (самого молодого, кстати) может считататься мнением всей церкви?... Или все-таки для этого такое высказывание должно получить какое-то общецерковное подтверждение все-таки? Ну по потребностям это будет считаться в каком-то смысле официальными... Какое-то время, пока не изменится коньюктура.
А потом, как только изменится, можно будет услышать - "кто вам сказал, что это позиция церкви?" Разве это патриарх сказал? Это просто высказывание митрополита Иллариона, и вообще он не тех взглядов был, разве не видно...." Проходили уже...."
Уважаемый Егор,
По-моему, в письме четко расставлены все точки над ё, поэтому Ваш скепсис мне не понятен. Вы считаете, что приведенный текст не показывает истинного отношения РПЦ к Сталину или он - отражение конъюнктурного отношения РПЦ к истории?
У РПЦ может быть несколько позиций по актуальному вопросу сразу. Для разных аудиторий.
Вообще хорошо бы определиться, кто реально может отражать официальную позицию РПЦ, но это отдельный вопрос...
Кстати, кое-что Вы можете прояснить, если поглядите, что про Иллариона писали на Викиликсе. На русском это есть в интернете. Найти легко даже по контексту...
Вообще эту интересную и обширную тему я предпочел бы обсуждать более в личных сообщениях, чем в комментах
Спасибо за Ваш вопрос, в любом случае...
У сожалению, Вы на мой вопрос не ответили.
Простите уважаемый grove! Действительно на Ваш вопрос я точного ответа не дал. Постараюсь исправиться!
Вот Ваш вопрос: Вы считаете, что приведенный текст не показывает истинного отношения РПЦ к Сталину или он - отражение конъюнктурного отношения РПЦ к истории?
Истинное отношение РПЦ к Сталину узнать пока невозможно - поскольку РПЦ это очень много людей с очень разными взглядами по отношению к Сталину, Ивану Грозному и др.
Даже истинные взгляды только высшей церковной иерархии, или отдельных ее персон узнать или понять невозможно - тот же Илларион в этом тексте пишет одно, а Викиликс приводит его высказывания вроде бы сделанные в противоположном ключе...
Можно было бы что-то точно утверждать если бы подобный текст был принят церковным собором. Хотя бы архиерейским, а еще лучше поместным...
1. для справки: текст ответа Проханову написал не Иларион.
2. Автор ответа не отлучен от Церкви, текст не опровергнут иерархами РПЦ
3. Формальный начальник игумена Филиппа Иларион по поводу Сталина высказывался даже жестче (что там говорит Викиликс?):
Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне.
ИМХО, яснее выразится невозможно, хотя Вы, конечно, можете оставаться при своем мнении.
Уважаемый, Grove, я свое мнение по вопросу, что стоило бы считать официальным мнением церкви по поводу Сталина на этом сайте и в этой теме уже два раза высказывал. Правда отвечал при этом другим собеседникам, а Вам, к сожалению, прямо и четко не написал этого...
Прошу прощения за повторы, произнесу это и в третий раз.
Самым ясным, кратким, точным и, если Вам так нравится это слово -официальным -выражением мнения церкви о Сталине могла бы быть открыто провозглашенная церковью
анафема Сталину, а еще лучше бы и с прибавлением покаяния самой церкви за все уступки, копромиссы, похвалы и славословия с ее стороны в адрес лица, которое Илларион храбро и честно называет "чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре."
Этой анафемы мы до сих пор не услышали, а слышим отдельные высказывания отдельных ответственных лиц из церковного руководства и их помощников. Которые уравновешиваются противоположными или двусмысленными высказываниями других ответственных лиц. (Про В.Чаплина я уже упоминал...)
Не слышим мы и соборного - от лица хотя бы архиерейского собора осуждения Сталина и его режима.
И уже ни от кого из перечисленных лиц не слышим ни шепота с оценкой нынешних наследников Сталина и развивающегося сейчас в нашей стране (да и у ближайших соседей)
"неосталинизма"...
Кстати, когда по Санкт-Петербургу демонстративно курсировал автобус с портретом Вождя, епархия не слова не произнесла, если Вы обратили внимание...
Риторический вопрос Проханову : какое отношение термин "миротворец" имеет к кровожадному монстру ?
Всё верно: не в силе Бог, а в правде. Правда пробьёт себе дорогу, даже мальнькими буквами, даже на последних страницах.
Off-top
Да простит меня Марк Семенович, но думаю, что эта информация заинтересует многих (да и самого МС, возможно, тоже - пивоваровские фильмы довольно интересны, а МС уже пропускал его "Брестскую крепость")
Популярный блогер Рустем Адагамов, известный в Живом журнале под ником drugoi, снялся в кино в роли генерала Андрея Власова. Об этом drugoi написал в своем ЖЖ.
Сняться в картине "Вторая Ударная. Преданная армия Власова" Адагамова пригласил автор фильма Алексей Пивоваров, когда drugoi делал фоторепортаж о съемках фильма про защитников Брестской крепости.
"И я согласился. А что бы вы сделали на моем месте? Каждый мальчишка моего поколения играл в войну, эта тема - одна из главных в нашей жизни", - написал блогер.
При этом Адагамов отметил, что его роль в фильме "немая". Сама картина не предназначена для кинопроката, ее премьера состоится 25 февраля, в 21:30 на телеканале НТВ.
Генерал Власов, командовавший 2-й ударной армией, в июле 1942 года был взят в плен немцами. До этого 2-я армия долгое время находилась в окружении, будучи отрезанной от поставок боеприпасов и продовольствия. Попав в плен, Власов согласился сотрудничать с немецким командованием и возглавил "Русскую освободительную армию", сформированную из пленных советских солдат. В мае 1945 года Власов был взят в плен советскими войсками и казнен 1 августа 1946-го по обвинению в государственной измене.
Блогер drugoi является самым популярным автором Живого журнала, согласно рейтингу LiveJournal. В рейтинге блогов на "Яндексе" дневник Другого занимает третью строчку, уступая блогам teh-nomad и ibigdan.
Русская Православная Церковь подает первый слабый сигнал, что ей небезразлично правдивое изложение истории коммунистической России и она озабочена проблемой закрытости архивов. Видимо, паства этой церкви еще не доросла до того, чтобы сказать ей об этом во весь голос и опубликовать на первой странице крупным шрифтом и от своего имени. Так что сигнал этот направлен правящему тандему, который считает, что правдивая история коммунистической России уже написана и нуждается теперь только в защите от фальсификаторов. Интересно, заметили ли этот сигнал в российских СМИ?
Свое имущество православная церковь уже, по-видимому, возвратила, теперь можно и о душе начать думать. А начать с того, что, вот, дескать, что наши братья и сестры во Христе за рубежом о нас думают, так не худо ли и нам..?
Надо подумать и о том, нужны ли историческая правда и открытие архивов самой РПЦ: ведь тогда придется опубликовать имена всех церковных стукачей, да и паства может косо посмотреть на своих пастырей, если та поддержит развенчание таких приятных этой пастве коммунистических историческ5их мифов о Сталине, победоносной войне
Интересно, когда Агапит и Николай Артемов этот документ приняли и сколько российская церковь думала, прежде чем его опубликовать.
Уважаемый, Моисей!
Простите, пожалуйста, там ведь указано, что это Зарубежная Православная Церковь.
РПЦ в целом такого текста от себя не озвучивала, хотя недавно как раз архиерейский собор был - там много документов принимали...
Да, действительно, этот текст от той Зарубежной Церкви, которая присоединилась несколько лет назад к РПЦ, перестав называть РПЦ всякими плохими словами и перестав требовать от нее покаяния в сотрудничестве с "коммунистическим режимом"...
Так вот этой небольшой части позволяют теперь проявлять свое "особое мнение" - публиковать маленькими буковками в Журнале МП такие статьи... Вот и все...
А причины почему развенчания исторических мифов о Сталине, победоносной войне в ближайшее время можно не ожидать Вы определили весьма точно. Есть еще и другие причины, возможно их еще в этой дискуссии назовут...
Уважаемый Егор,
Текст, который мы обсуждаем, - не внутрицерковные разборки. Власть, которая пасет РПЦ, и сама РПЦ должны будут как-то реагировать. Ребята, которые управляют РПЦ изнутри, - это настоящие «инженеры человеческих душ», не чета нынешней российской власти, они уже знают, что сейчас – самый подходящий момент, чтобы начинать ставить такие вопросы перед властью. Вот они и ставят их, прикрываясь своим отделением в Германии.
Наша паства не доросла?
А из кого состоит паства? Из обычных жителей России. А в России 50% положительно оценивают Сталина и 30% отрицательно. А среди паствы РПЦ уж точно не такие соотношения. Так что про недоростков еще можно говорить переросткам. А когда общество еще не доросло до РПЦ в деле десталинизации, то какой смысл упрекать тех, кто перерос?
Вот казалось, что вся РПЦ вместе к патриархом Кириллом, сблизилась с лживой богопротивной российской властью и забыла догматы христианства. Недаром бесстыжие Барсенков и Вдовин усматривают в злодейской коллективизации продолжение Столыпинских реформ. Поэтому очень приятно узнать, что в Германской Епархии Православной Церкви есть благородные иерархи, которые сохраняют верность христианству, как и о.Николай, почтение ему.
В прошлом году по телику видел сюжет: в какой-то российской церкви висит икона "святой иосиф" с изображением сталина, а поп читает какую-то молитву с упоминанием этого "святого иосифа"...
Особого шума по этому поводу не было, чем всё это кончилось - не знаю.
Это ужасно, когда у советских людей такая каша в голове: сталинизм+православие+национализм...
http://vkontakte.ru/club738578
Свой коммент не даю, т.к. могу вежливо, только начать, но совсем не вежливо закончить.
ВКонтакте много групп, в т.ч. и маргинальных.
Диагноз этой болезни бесполезно коментировать.
Текстов про Сталина-изверга написано и прочтено много, и казалось бы что еще можно к этому добавить?
Но этот документ носит совершенно особый характер. Там с болью говорится о изуродованной душе самого народа!!
В конце концов, уже хрен с ним, со Сталиным. Народ болен!!! Вот в чем самая главная проблема.
Народ, как диковатый от природы подросток, на которого в детстве постоянно орали, били, насиловали, заставляли смотреть сцены насилия над другими, держали в непосильном рабстве.
А потом, правда, сами приемные родители устали , немого отстали от него, но в конце концов вообще выбросили его на произвол судьбы в джунгли. Что из этого подростка может вырасти?
Вот оно и вырасло ненормальное, больное сочетание апатии, озлобленности и алчности. Апатия это обычное повседневное состояние. Озлобленность наступает , когда у кого -то, такого же как ты, дела идут лучше , чем у тебя. А если преуспел ты - то наступает состояние алчности - что хапать надо как можно больше и не перед чем не останавливаясь, раз уж так подфартило. При этом топча, попирая и презирая всех тех , кому не так повезло или тех, кто ТАК не может.
Все верно. Народ прошел через многое - поэтому и такой.
Плюс ко всему, главная церковь страны оказалась в начале прошлого века, как и все русское государство, не готова к вызовам времени.
Ну а про "обновленцев" всех мастей от 20-х годов до сего дня даже говорить не хочется - они душу народа просто добили.
Кстати значительная часть "обновленцев" в конце концов была инкорпорирована обратно в РПЦ. Начался этот процесс уже после 1927 года, а уже после 1944 стал массовым и быстрым.
И окончательным. Правда женатых обновленческих епископов принимали в РПЦ с понижением - как священников, но принимали тем не менее...