18.02.11

О фальсификации истории. Советская пропаганда по-прежнему мешает нам увидеть трагедию России ХХ века

Данное обращение опубликовано в февральском номере "Журнала Московской Патриархии" - вполне официальном (и главном) печатном органе РПЦ. Да, на 88-89 странице и мелким шрифтом, да, за подписью священнослужителей Русской Зарубежной Церкви. И тем не менее - учитывая дисциплину и иерархический порядок, действующие в РПЦ, можно твердо предположить, что эта публикация произошла с санкции (там это принято обозначать другим термином) патриарха. Именно эти, весьма неординарные обстоятельства послужили причиной того, что данный текст размещен в разделе "Документы"

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+1
Светлана - lana: 19.02.11 20:14

Еще интересный вопрос - был ли  сам наш народ подготовлен к такому развитию событий своей предыдущей историей и культурой?

Что в его характере, истории было такого, что он  ПРИЗЫВАет  к собственному избиению , одобряет его, бормоча при этом - но, да,  я же такой родился ужасный...   сам подает кнут, и при этом  еще и лижет бьющую руку?

Это что?   Экзерсизм? Бесноватость?  Тогда точно без священников не обойдешься,  изгнание бесов это их прямое  дело. :)

Такое состояние вовсе не покорность. Это вяло текущая истерия, которая мгновенно может обратиться в бунт "бессмысленный и беспощадный" против всех "чистеньких и шибко грамотных".

 

0
Илья - bkmz: 22.02.11 19:33

Светлана! Нам не обойтись без парадоксов и бессмысленностей, если мы заставим себя объединять в нашем рассмотрении преступников и и их жертв. Да, преступник иной раз тоже оказывается жертвой, а жертва преступления тоже может преступить закон - хотя бы такой, который её не защитил.

Без священников в любом обществе не обойтись, даже если называть их психотерапевтами или ещё как.  Важно, чтоб в священники не попали выгнанные комиссары и пр. преступные элементы.

+1
Светлана - lana: 19.02.11 20:08

Достоевский и Бакунин, эти два провидца, совершенно разных взглядов,  давно, еще в конце Х!Х века высказались на эту тему. Пришли примерно к одним и тем же выводам :   случись в России революция, марксизм  и  распространение  безбожия -- кровавый диктатор неизбежен.

  Достоевский, по моЙму,  еще и раскрестьянивание предсказывал, сейчас не помню где.  - Это вообще поразительное предвидение в то время.

0
игорь - golfstrym: 20.02.11 18:31

Конечно , анализ новейшей истории даёт право утверждать: православие проиграло 20-й век "в сухую". И как результат - качество жизни и отношений в наших странах сегодня. Когда-то в годы "расцвета застоя" коммунисты заявили ,что ими создана в СССР новая формация ( читай-раса) людей -советский народ. Мы тогда шутили , что выведен новый вид человека: " гомос советикус". Смею утверждать , что за 20 лет после того как этот монстр рухнул , наш человек трансформировался в новый вид - " гомос меркантилиус" , человек глубоко корыстный, у которого деньги - синоним абсолютного счастья. Интересно , видит- ли это церковь?

+5
Oleg - polkovnik: 20.02.11 00:18

"...Интересно , видит- ли это церковь?"

Ещё как видит. Она этот процесс и возглавляет. Так сказать, в первых рядах.  
 Только вот я бы, Игорь, так пессимистично на трансформацию человека после "советикуса" не смотрел.  Стержневые ценности у людей остались. Это : любовь к родителям, родным, близким, друзьям. Честность, порядочность, даже где-то благородство. Сострадание. Любовь к земле, где родился, где живёшь.  Всё это есть и никуда не делось. И не денется. Как бы власти, а в том числе и  церковь, не пытались это вытравить и заставить бездумно служить только себе. Не нужно отождествлять людоедскую верхушку со всеми. ИМХО, как говорится.

0
Илья - bkmz: 22.02.11 19:37

Как вот это исторически сложилось, что для некоторых религиозных общностей совершенно естественно звучит : "власти, а в том числе и церковь", а для других такое даже и не переведёшь.

Олег! Для Вас и священники Зарубежной РПЦ - власть, - или это только тут так?

0
Егор - wegwarten: 24.02.11 06:36

Уважаемый Илья, священники Зарубежной церкви несколько лет назад добровольно (хотя и не все, и  не без сопротивления некоторых приходов - в РПЦЗ церковные общины что-то значат...) присоединились к МП.

Так, что как писал когда-то Сергий Старогородский - "Ваши радости - наши радости...". 

И отношения МП с властью (российской и не только) постепенно распространятся и к зарубежникам. Со всеми плюсами и минусами и всей моральной ответственностью...

 

0
victor - vicaliss: 20.02.11 04:51

Игорь, человек не может трансформироваться за 20 лет. Он трансформируется, пока ребенком поперек лавки умещается. Потом перевоспитывать поздно, как гласит народная мудрость.

Люди как были, так и остались.  Вот только самых  ретивых мы теперь поименнно знаем, в отличие от прошлого.

0
Егор - wegwarten: 20.02.11 06:11

Уважаемый Игорь, я задумался над Вашими горькими словами... А как посчитать какие из церквей и конфессий 20-век "выиграли"?  И в какой конкретно стране? В Германии и протестанты и католики склонились перед нацизмом, за исключением немногих бесстрашных героев...

Русским православным было непросто вступать в 20-век - три столетия церковь была связана самодержавной монархией, превращалась в "ведомство православного исповедания", а старовером приходилось и того хуже - их просто пытались уничтожить. Кстати февральскую революцию церковь встретила положительно - ведь появилась возможность восстановить патриаршество...

0
игорь - golfstrym: 20.02.11 07:09

Кто выиграл? Да тот,  на чьей территории жизнь максимально приближена к человеческой. А по поводу Германии моё мнение таково: не покайся Западная Германия ( и не только устами Аденауэра) перед евреями и не возврати им всей недвижимости , банковских счетов и пр. - никогда ей не стать самой развитой экономикой Европы. Но это - другая тема...

P.S. Процесс не оцениваем - оцениваем результат.

 

+33
Сергей - konotop: 20.02.11 00:44

Абсолютно согласен с мнением, что если бы в начале 1990-х люстрация была бы все-таки проведена, - "ностальгия по Сталину" не была бы сегодня настолько популярной. Имею в виду "люстрацию всех и вся", в том числе, и церковно-православного клира. Ведь кто сейчас вспомнит, к примеру, знаменитую "комиссию Якунина-Пономарева" и проделанную ею титаническую работу по разоблачению "генералов религиозной службы" и других "отцов Звездониев". Тут можно вспомнить этот документ:

Частное определение Комиссии президиума Верховного Совета РФ по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП 

Руководителям, иерархам Русской Православной Церкви: 
Комиссия обращает внимание руководства РПЦ на антиконституционное использование Центральным комитетом КПСС и органами КГБ СССР ряда церковных органов в своих целях путем вербовки и засылки в них агентуры КГБ. Так, по линии Отдела внешних церковных сношений выезжали за рубеж и выполняли задания руководства КГБ агенты, обозначенные кличками "Святослав", "Аламант", "Михайлов", "Топаз", "Нестерович", "Кузнецов", "Огнев", "Есауленко" и другие. Характер исполняемых ими поручений свидетельствует о неотделенности указанного Отдела от государства, о его трансформации в скрытый центр агентуры КГБ среди верующих. 
Через посредство агентуры держались под контролем международные религиозные организации, в которых участвовала и РПЦ: Мiровный Совет Церквей, Христианская Мирная Конференция, Конференция Европейских Церквей, Политбюро ЦК КПСС, председатель КГБ СССР Ю.Андропов докладывал ЦК КПСС о том, что КГБ держит под контролем отношения РПЦ с Ватиканом. 
Такая глубокая инфильтрация агентуры спецслужб в религиозные объединения представляет собой серьезную опасность для общества и государства... Как показал государственный переворот 19-21 августа 1991 года, возможность использования религии в антиконституционных целях была реальной. 
Глубокую обезпокоенность вызывает визит митрополита Питирима (Нечаева) к объявленному Президентом России вне закона государственному преступнику Б.К.Пуго 21 августа 1991 года. На дипломатическом языке – это признание "де-факто". Питательной средой для такого визита явилось то обстоятельство, что Издательский отдел Московской Патриархии контролировался агентурой КГБ. В отчетах 5 управления КГБ СССР по линии Издательского отдела постоянно упоминаются агенты "Аббат" (из иерархов) и "Григорьев", часто ездившие за рубеж и, очевидно, занимавшие (занимающие) высокие посты в этом учреждении. 
Несомненная вина в сложившемся положении – на КПСС и подотчетных ей органах государства. Но несомненно и то, что сами религиозные объединения не знают всей правды о своих сотрудниках. Люстрация церковной агентуры могла бы быть жестким, даже жестоким актом по отношению к Церкви, и без того много пострадавшей. Комиссия считает, что лучше если верующие сами найдут способ очищения от привнесенных, антиконституционных элементов. 
Но, к сожалению, руководство Церкви до сих пор не высказало официального отношения к проблеме своей деполитизации. Референт Патриарха Алексия II, диакон Андрей Кураев, объявил публикации о материалах Комиссии гонением на Церковь и даже "триумфом" самого КГБ ("Московские новости" № 10 за 1992 год). Однако архиепископ Вильнюсский Хризостом по существу опроверг диакона Кураева и рассказал о своем 18-летнем (!) сотрудничестве с КГБ ("Российская газета" № 52/388 за 1992 год, стр. 7). 
В виду отсутствия официальной точки зрения руководства Церкви Комиссия рекомендует внести в канонические и гражданские уставы запреты на тайное сотрудничество ответственных работников Церкви с органами государства, а также изучить предшествующую деятельность своих органов управления и международных отделов в свете соответствия этой деятельности конституционному принципу отделения Церкви от государства. Со своей стороны, для устранения опасности использования Церкви в антиконституционных целях (бывает и такое! – ред.), Комиссия предложила внести поправки в действующее законодательство, воспрещающие привлекать священнослужителей к оперативно-розыскной деятельности. Однако добиться практического исполнения этого положения можно только при запрете с обеих сторон – и со стороны государства, и со стороны самой Церкви. 
Комиссия выражает надежду, что РПЦ сможет преодолеть тяжелое наследие прошлого. 

Председатель Комиссии, народный депутат П.Пономарев. 1992 г. 

Источник: 

[...]агент "Адамант", сиречь митрополит Ювеналий, согласно обнаруженным документам КГБ, вместе с другими иерархами Московской Патриархии и руководителями других конфессий в бывшем СССР был удостоен грамоты КГБ СССР "за многолетнее сотрудничество и активную помощь органам госбезопасности", 1985 г., л. 51. Подготовлены записки в КГБ СССР о поощрении агента "Адаманта". Шугай. В.И.Тимошевский.
Раскрыта и агентурная кличка другого видного церковного агента КГБ -- "Аббат". Эта кличка принадлежит Высокопреосвященному Питириму, Митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому.
В еженедельнике "Огонёк" был разоблачён "агент Антонов" -- митрополит Киевский Филарет (Денисенко), Ему были посвящены три статьи. Их автор Александр Нежный... [...] Парламентская Комиссия выяснила, что бывший представитель Патриархии в США архиепископ Климент (ныне Калужский) -- агент "Топаз".
Митрополит Воронежский Мефодий до недавнего времени скрывался за кличкой "Павел".
Митрополит Филарет Минский -- "Островский". Покойный митрополит Никодим Рогов -- "Святослав", а патриарх Алексий II -- "Дроздов"
.

Не припомню я также и того, чтобы кто-то из иерархов покаялся и за факты, содержавшиеся в опубликованных Якуниным и Пономаревым архивных материалах отчетов КГБ с лидерами Московской Патриархии - http://www.anticompromat.org/tserkovniki/comiss_yak.html.

Помнится, что было тогда наоборот - иерархи РПЦ чуть ли не хором заявляли, мол, прежде, чем обвинять, вы еще докажите принадлежность тех агентурных псевдонимов конкретно каждому упоминающемуся там лицу.  Как видно, иногда даже для священнослужителей "презумпция невиновности" куда ж как важнее "Законов Божьих"... 

0
Егор - wegwarten: 20.02.11 04:46

Не совсем так... По крайней мере один епископ выступил с серьезными признаниями по этому поводу. Правда его кафедра в тот момент находилась не в России, а в уже независимой Литве... (И уже в 1990-91 г.г. он открыто поддерживал идеи независимости Литвы ). Хризостом (Мартишкин)  - тогда архиепископ Виленский и Литовский

0
игорь - golfstrym: 21.02.11 19:21

Во все периоды существования СССР донос был важнейшей формой взаимоотношений государства и личности. Донос , как родовой признак , передавался от Ленина к Сталину , от того- к Хрущёву , дальше - к Брежневу и тд.  КГБ , приемник НКВД , опутал этой паутиной все общественные институты , сословия , цеха и пр. Возник новый тип личности-"человек стучащий".

0
Егор - wegwarten: 20.02.11 07:16

Не в оправдание советской власти, а для исторической точности стоит вспомнить, что в Российской Империи со времен Петра священники обязаны были доносить, если дело касалось особо опасных государственных преступлений...

+4
игорь - golfstrym: 20.02.11 07:13

Ещё, Пётр создал в 1718 году Тайную канцелярию ( существовавшую одно время параллельно с Преображенским приказом , который выполнял схожие функции) и доносительство стало на Русси профессией , ибо информатор в случае подтверждения сведений получал половину денежного взыскания с обвиняемого. Затем были: Канцелярия тайных и розыскных дел; Тайная экспедиция при Сенате; Особенная канцелярия; Третье отделение при Николае I для "обозрения расположения умов" и тд. Конечно, советскому государству было у кого учиться...

Гораздо важнее : как общество , в принципе , относится к доносительству.

+1
Антон Дронов - antondron: 20.02.11 23:29

Вспомни, Игорь, что Иисуса тоже по доносу арестовали. И когда прокуратор Понтий Пилат объявил о том, что он не находит в словах Его ничего противогосударственного - толпа бесновалась: "Распни его!, распни его!.." (Я не дословно, а по памяти) То же повторяется постоянно и до сих дней. Таково общество, то есь все вместе, отдельно же, мы с вами, имеем отдельное мнение.

0
victor - vicaliss: 20.02.11 05:02

Прекрасно. А кого они сдали, эти ребята?

Что они грамоты получали, так что с того? КГБ-то тоже надо было перед ЦК КПСС отчитыватьс о проделанной плодотворной работе? А то ведь и уютного кресла можно было лишиться?

Богоборцев прошу меня не критиковать, меня интересует только, есть ли за РПЦ действительные грехи? Кроме похвальных грамот ко дню рождения...

+5
Михаил - brfhec: 20.02.11 19:40

Вы уверены, что "эти ребята" только грамоты получали и то за просто так, что бы кто-то в КГБ мог перед ЦК отчитаться? Я - нет.

Приведу пример, может быть не очень корректный. Несколько лет назад смотрел телепередачу про заградотряды, в конце которой прозвучало заявление: расстрелы советских военнослужащих заградотрядами - миф, поскольку никаких документов по этому поводу не найдено. Вот так вот, оказывается тысячи здоровых мужиков занимались в тылу передовых частей тем, что помогали солдатам воевать словом добрым да советом мудрым. Так же и со стукачами в храмах: документальных подтверждений сотрудничества нет, а если и есть, то никто никого не закладывал, а если и закладывал, то... И так далее.

За 70 лет гонений на Церковь советская власть пользовалась разными методами, от убийств священников и прихожан до вхождения к ним в доверие. Зачем это всё нужно было? Потому что определённая часть населения страны оставалась верующей, т.е. представляла опасность для власти. Вот и вербовались, внедрялись, продвигались в церковной иерархии (полностью подконтрольной) люди, готовые сотрудничать и предавать паству.

0
victor - vicaliss: 21.02.11 02:48

Про советскую власть что тут говорить, с ней все и так ясно. Ничего не надо доказывать.

Но вот чтобы РПЦ кого-нибудь продала, фактов-то нет? Кого убили ? Посадили? Ничего же нет !   А всех собак на церковь уже спускаем !

Я вам другой пример приведу. В 91 году в КПСС состояли 18 миллионов членов. Ну и что? Вышли ли они на улицы? И КГБ было на их стороне, и что толку? Что же это за коммунисты были?  Не так ли и с церковью? Грамоты получали, а кукиш в кармане тем не менее держали?

Я в общем то тоже против церкви, не беспокойтесь за меня. Но факты где? Кто кого убил-посадил, найдите, предъявите, а уж потом, к этим фактам, можно и почетные грамоты приплести, но не наоборот!

+4
Михаил - brfhec: 21.02.11 04:41

Да я-то как раз верующий, крестился в сознательном возрасте, в религию пришёл сам. Я не против Церкви, я против волков в овечьих шкурах. Ваши убеждения, религиозные пристрастия - сугубо Ваше личное дело, тут я за Вас не переживаю, а Ваше мнение уважаю.

Вы правы, фактов (вроде бы) нет, но говорит ли это о том, что "плодотворного" сотрудничества не было? Не поверю, что враг рода человеческого не попросил о какой-нибудь ма-а-аленькой услуге, не тот случай, что бы кукиш в карман класть. Нельзя немножко продасться, нельзя слегка забеременеть.

+5
victor - vicaliss: 21.02.11 17:03

Михаил, извините меня. Воистину не знал, что творил.

Вот я как раз и переживаю, что как будто волков в овечьих шкурах клеймим, а волки ли это, или  заблудшие овцы? И много ли у нас правдорубов безоглядных?  А ведь соблазны велики были - попробуйте съездить по путевке хоть в Болгарию, без КГБ было не обойтись. Вот так и подписывались правой рукой, и тут же левой рукой кукиш складывали. Как любим говорить, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Так и тут. С этической, моральной точки зрения - конечно, любое сотрудничество с КГБ можно осудить. Но с житейской  точки зрения - еще раз повторюсь, с волками жить, по волчьи выть.  Увы, уж в такой стране мы жили.

+1
Михаил - brfhec: 22.02.11 04:28

И Вы простите, если чем обидел.

Мы и сейчас в такой стране живём. И, по моему сугубо личному мнению, где бы мы не жили, везде бы встали перед проблемой выбора. Когда рухнул Союз, я ходил во 2-й класс. Как там жилось имею только самые смутные представления, составленные по рассказам родителей и людей старше меня. Основной тезис: житьё-бытьё было не шибко радостным. К тому же сам немного знаком с тем, как тяжело управлять несколькими десятками человек. Что такое управлять хотя бы приходом, не то что епархией - даже не представляю. Поэтому сам не осуждаю тех, кто сотрудничал, тем более тех, кто ВЫНУЖДЕН был сотрудничать. Про путёвки в Болгарию промолчу. Но если человек из числа первых в Церкви сотрудничал, даже не по своей воле, то он должен признать это, потому что за ним идут многие люди и видят в нём больше, чем учителя или наставника.Священник - это тяжкий крест, но крест этот выбирают добровольно. Священник в любой религии - связуещее звено верующего с Богом и именно этическая и моральная сторона священника очень важна. Священник очень многого не имеет права делать, об этом написано даже в Новом Завете. Если пастух заблудился, то куда он приведёт стадо? А если заключил договор с волками (в тайне от стада), то что будет со стадом?

Каждый может ошибаться, каждый может наделать плохих дел - жизнь штука сложная. И каждого может извинить раскаяние от всего сердца, каких бы страшных дел он не натворил. Повинную голову меч не сечёт. Но видим ли мы раскаяние у тех, кто в советские годы делал карьеру в Церкви, шагая по головам своей паствы? Не так давно один высокопоставленный чиновник на вопрос "Вам не стыдно?" на всю страну в прямом эфире заявил: "Не стыдно". Все всё прекрасно поняли: ему наплевать на наше мнение, ему по барабану любая критика, ошибок исправлять он не хочет, на ошибках учиться не собирается. Настоящий слуга народа. А если так поступает епископ, митрополит или даже Патриарх? Не удивительно, что многие в нашей "Православной" стране не хотят идти в Православие.

В Христианстве вообще и в Православии в частности много примеров, когда люди шли на лютую смерть и страшные пытки ради своей веры, ради правды, ради спасения жизни других. И в контраст этому появляются люди, которые имеют сомнительное прошлое, а в настоящем занимаются далеко не самыми богоугодными делами, но имеют наглость прикрываться историей Церкви и кровью, пролитой мучениками.

0
Edgar - edge: 20.02.11 03:56

Советская пропаганда по-прежнему мешает? - 

''Численность населения РФ к 2050 году сократится до 116 млн человек со 140 млн в 2010 году, отношение пенсионеров к трудоспособному населению увеличится до 39% с 18%, а госдолг достигнет 585% ВВП, считает рейтинговое агентство Standard & Poor‘s (S&P)''.

http://news.rambler.ru/9007935/

+5
Valentin - afanasich: 20.02.11 05:56

Л. 292. За подписью руководства КГБ при СМ СССР издана ориентировка N 48 С от 28. 07. 1970 г. "Об использовании органами КГБ возможностей Русской православной церкви в контрразведывательных мероприятиях внутри страны и за рубежом".Кого сдали эти ребята? Многих,очень многих.Ещё вопросы есть?

+10
Valentin - afanasich: 20.02.11 06:08

Вот конкретные дела .

Наиболее важными были поездки:... агентов "Антонова", "Островского", "Адаманта" в Италию для переговоров с Папой Римским по вопросам дальнейших взаимоотношений между Ватиканом и РПЦ, по проблемам униатов.

Нач. 4 отд. 5 Упр. КГБ СССР полковник

В. И. Тимошевский.

0
victor - vicaliss: 21.02.11 02:56

И папу римского после этого, по показаниям "Антонова", "Островского" "Адаманта",  повязали под белы ручки и в Сибирь отправили? Или из снайперской винтовки подстрелили?

  Где же они, конкретные дела?  Про Иванова , Петрова, Сидорова ????

+4
Антон П. - anton-p: 21.02.11 08:27

Как, наверное, сейчас раскольнику "Антонову" вспоминать сие не хочется...

+5
Valentin - afanasich: 20.02.11 06:19

Сергей Бычков:
В 1992 году Архиерейский собор сформировал свою комиссию, которую возглавил епископ Костромской и Галичский Александр. Пока священник Глеб Якунин и Лев Пономарев, тогдашние депутаты Верховного Совета, разбирались в кличках и заданиях, владыка Гундяев (кличка — агент Михайлов) проявил недюжинную смекалку и начал скупать архивные документы. Сконцентрировав мощную базу компромата, в том числе и на патриарха, он в течение последних 10 лет ловко манипулирует документами, затыкая рот излишне ретивым епископам. Когда же его пытается урезонить патриарх, вдруг неожиданно в СМИ попадают какие-то бумаги, марающие репутацию Святейшего. К сожалению, работа депутатской комиссии окончилась ничем. А синодальная вообще не приступила к работе.
http://www.mk.ru/blogs/idmk/2001/05/25/mk-daily/34819/

-5
Антон П. - anton-p: 21.02.11 08:34

Валентин, цитируемый Вами Сергей Бычков - человек сугубо неприличный. Он, кажется, изначально предвзятый, пользующийся непроверенными данными. Изначально просто заточен на хулу в адрес Московского Патриархата, в чем усердствует любыми методами. Не собирюсь защищать частенько проявляющее сервильность отечественное духовенство,  однако не заслуживает внимания предвзятый и агрессивный профессиональный борец. Тем более из "Московского комсомольца" - газетки во всех смыслах симптоматичной, в которой автору сообщения довелось трудиться цельных 5 месяцев

0
Светлана - lana: 20.02.11 14:35

Близкая  тема в великолепном романе Людмилы Улицкой "Даниэль Штайн, переводчик".   О пути  еврея- католика. Война, тоталитаризм,  евреи в партизанском отряде.  Потом послевоенное становление Израиля, отношения конфессий, эмиграция, покаяние немцев. 

Роман в письмах, написан в документальном жанре.

+8
Антон Дронов - antondron: 20.02.11 19:08

Уважаемые, а давайте все таки разберемся по сути вопроса и ответим на некоторое количество далеко не риторических вопросов, поднятых в статье предложенных нам Марком Солонинным к обсуждению. Эти вопросы я попробовал вычленить из текста, мне так легче, по пунктам.

--«..странное словосочетание «фальсификация истории» было некогда создано еще сталинским агитпропом.»

--«Повседневная жизнь советского человека,<…> была пропитана лживостью, отравляющей самые корни общения.»

--«…духовного осмысления обществом трагедии собственной страны в ХХ столетии и действительного освобождения русских людей от большевистских мифов и фикций.»

--«…«Архипелаг ГУЛаг» практически не замечен…»

--«…ощутить то, чем был на самом деле сталинский режим?»

--«Нужен ли нам, русским, такой исторический труд, или мы на него не способны?»

--«…закрытые архивы. Вот оно – перекрытие дыхания: страх перед потоком свежего воздуха.»

--«…Сталин и его окружение сыграли весьма активную роль – наравне с Гитлером»

--«…это свидетельствует о глубоком непрофессионализме <…> преподавателей.»

--«…господству в советской исторической науке циников и дилетантов.»

--«…попытки предложить Сталина <…> в качестве выдающегося государственного деятеля и патриота»

--«Искаженный исторический образ нашей страны подтверждается нашей же косностью в оценке преступлений режима…»

--«Труд историков должен проводиться не среди пропагандистски-запретительных окриков, а в атмосфере полноценной исследовательской свободы. В живом, открытом и бесстрашном диалоге российская историческая наука призвана и сможет высказать, наконец, истинно примиряющее слово через всестороннее осмысление трагедии многочисленных народов в ХХ-м веке.»

Безусловно, из статьи можно вычленить гораздо более широкие поставленные вопросы и если я их не увидел, вы меня поправите. А полную, широкую трактовку вопросов можно досмотреть в самой статье, да и самому задумавшись поставить и даже предложить решение. Одновременно прошу простить меня, за то, что я несколько отвлек Вас всех от высказываний на прямо поставленные вопросы статьей.

 

+1
URA - tsusima05: 20.02.11 19:30

Согласен с Вами, уважаемый Антон. В РПЦ как и во всей нашей стране, происходили и происходят "сверхстранные" вещи и это, конечно, нельзя оставлять в стороне, НО данная статья, я считаю - на благо, а не на вред. 

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

2016
2013
2012
2011
Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину