07.11.11

"С германскими войсками придет к вам мир, свобода и работа..." - ДОБАВЛЕНЫ СКАНЫ

Мы начинаем публиковать документы из военного архива Германии (BA-MA). Приведенные ниже тексты в переводе не нуждаются. Это листовки на русском и украинском языке, которые немцы сыпали с самолетов в первые недели войны.

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+75
Kiy - kiy: 08.11.11 06:25

Пропаганда очень умелая и рассчитанная на простой народ в солдатской шинели, который (а) достаточно натерпелся от совокупной прелести советской жизни; (б) был лишен воинской доблести и воинского умения (в силу разных обстоятельств); (в) просто боялся всего - и "своих", и немцев. Проверить, что немцы тоже "не свои", он тогда еще не мог. Интересно было бы сравнить с советскими листовками, разбрасываемые над немецкими позициями. Была ли там обычная марксистско-ленинская жвачка или нестандартные ходы?

+14
admin - admin: 08.11.11 17:16

Скоро "проверим".  Ждите

+8
Dmitry - lerner: 15.11.11 01:51

Вот советские листовки для немцев:

http://statehistory.ru/2089/Sovetskie-propuska-v-plen-dlya-nemetskikh-soldat-/

Местами весьма нестандартные ходы.

+17
Антон П. - anton-p: 08.11.11 19:10

Кий, была. Читайте внимательнее: нет обращений к опыту исторической России, только туманные упоминания "земли, возделанной трудом предков". Зато настойчиво педалируется невыполнение обещаний социалистических, убиение лучших краскомов, "хуже, чем при самодержавии", и германская армия даже именуется "революционной". Таким образом, вывод: немцы как раз рассчитывали на реакцию людей с пропитанными большевизмом мозгами, и в расчёте на это строили план листовок. Хорошо учтён и повышенный антисемитизм советского общества: но и это не тайна за семью печатями, о росте юдофобии по сравнению с прежней Россией в СССР пишет в своих мемуарах "О себе" 1937 г. издания живший тогда в Китаем знаменитый атаман Г.М.Семёнов

+8
Борис - tolstyak: 09.11.11 07:20

Уважаемый  Kiy - kiy:,в  разделе  Фотогалерея  настоящего  сайта  на  стр  2  и  3  образцы  советских  листовок  Если  хотите-сравните

+9
Kiy - kiy: 09.11.11 16:48

Спасибо, уважаемый Борис, Щербаков явно усткпает Геббельсу в эффективности и изощренности..

+16
Егор - wegwarten: 08.11.11 06:45

Марк Семенович, еще раз спасибо Вам и Дмитрию Кирикову, за эти материалы!

Такие вещи до сих пор не любят у нас открыто публиковать, а уж раньше...

А надо знать, вчитываться, понимать, сравнивать с нашими аналогами и сравнивать обещания с исполением...

(Последнее особенно полезно  "зигующим" "патриотам-птушникам")

Как же все это до сих пор близко, как связано с сегодняшним, до чего все еще горячо и больно...

Первое, что удивило при сквозном прочтении всех материалов подряд - язык. В основном, довольно плохой с литературной точки зрения, и как бы не совсем русский. Какая-то искусственность чувствуется. (Не знаю, правда, как читаются "украинские" листовки в оригинале...)

Нормальный литературный язык по-моему только в румынской русскоязычной листовке.

А я-то предполагал, что такую работу немцы поручали сотрудникам из эмигрантов, натуральным русским, а похоже, что больше сами старались?

Интересно какие "факты" они используют для пропаганды - по-моему кроме Якова Сталина больше ничего точного - куда какие войска дошли и что взяли можно и заранее в листовках написать еще до начала войны...

 

 

+24
ion tichy - iguano-dont: 08.11.11 16:59

Уважаемый Егор, а мне почему-то показалось, что с языком (русским) в этих листовках и не должно было быть "хорошо с литературной точки зрения". Ведь, ещё в середине 30-х годов, разрабатывая методы пропагандистской работы, нацистсткое руководство и лично доктор Геббельс пришли к выводу о том, что пропагадна должна быть прежде всего ориентирована на "массы", а не на людей с университетским образованием. На этих последних, "умных", разработаны были другие методы воздействия. Отсюда и язык листовок - понятный и простой, бьющий на инстинкты и расчитанный на отуплённость сознания господствующей тоталитарной идеологией - неважно какого разлива.

 

В этом смысле, мне кажется, нацистская военная пропаганда была зеркальным отражением советской (разве что с выпуклой не-по советски расистской антисемитской составляющей). Приведу для примера цитату из советской информационной записки о настроениях и состоянии населения на оккупированной немцами территории от 22 декабря 1941 года - речь идёт о территории Украины, поэтому сохранён язык источника:  “Для підриву морально-політичного настрою населення німці використовують різноманітні методи і форми агітації і пропаганди: шляхом розкидання листівок, розклеювання плакатів. У листівках обіцяється “солодке” життя при німцях. В одному з сіл було вивішено плакат із портретом Гітлера, навколо якого сидять усміхнені діти в українському одязі, знизу напис: “Ось як радісно діти зустрічають нового вождя” . Надеюсь, перевод не нужен, а смысл и методы работы вполне прозрачны и о боли напоминают что-то знакомое.

 

 

 

 

0
Марк - black-raven: 09.11.11 03:05

Надеюсь, перевод не нужен

Нужен.

+22
Борис - tolstyak: 09.11.11 07:28

Перевод :"Для  подрыва морально  - политического настроения  населения немцы  используют  разноообразные  методы  и  формы  агитации  и  пропаганды:путем разбрасывания  листовок ,расклеивания  плакатов В одном  из  сел  был  вывешен  плакат

с  портретом  Гитлера,вокруг  которого  сидят   улыбающиеся  дети  в  украинской  одежде,

внизу  надпись :" Вот  как  радостно встречают  дети  нового  вождя"

+34
ion tichy - iguano-dont: 09.11.11 16:54

Уважаемый Борис, дякую красно, спасибо большое!

Только собрался исправить оплошную самонадеянность и снабдить уважаемого Марка переводом, как смотрю - братский израильский народ уже успел оказать квалифицированную помощь! Не зря Жаботинского недавно обсуждали))!

Хай живе і квітне українсько-ізраїльска дружба і взаємодопомога, у тому числі на російських віртуальних майданчиках (надеюсь, Администратор не сочтёт оффтопом)!

+16
Don Pedro - don-pedro: 08.11.11 07:46

Уважаемый Егор, вы правильно подняли вопрос о листовках на украинском и вобще об искусственности их речи. Я бы хотел прочитать листовки на украинском в оригинале. Что то подобное когда то читал, но на украинском, а тут перевод на русский, так что ничего о качестве украинской речи этих листовок сказать не могу. 

+32
игорь - golfstrym: 08.11.11 20:33

Уважаемый Don Pedro, удовлетворяя Ваше желание, привожу тексты двух листовок и одного настенного плаката из моей коллекции на украинском языке:

 1.   " Українці!  Хто панував над вами? Жиди та їхні большевицьки прихвостні! Советська держава була жидівською державою.Щоб жидівське панування прикрити, на чолі їі поставили одного нежида - Сталіна. Щоб ніхто не знав, що вони - жиди, жидівські проводирі поприбирали собі українські й російські прізвища й імена.    Ставайте до боротьби з жидо-большевизмом!".

2.  " Укріїнці!  Не забувайте цього ніколи: Жидівська пропаганда брехала вам, що в Совєтському Союзі панує соціалізм. Насправді ж там панувала найгірша неспрведливість. На цей жидівський державний капіталізм українські селяни й робітники мусіли тяжко працювати. Коштом трудящих і селян жиди та їхні большевицькі посібникі наживалися й роскошували. Тепер цьому обдурюванню народу прийшов кінець! Адольф Гітлер сам син робітника! ".

3.   " Львів.  дня 4. VII. 1941.        Розпорядження.    Забороняю якнайгостріше цивільним мешканцям Львіва викидати жида з його мешкання та займати його самому. За порушення цього розпорядження визначена кара включно до кари смерті!          Командант. "

Интересно , часть листовок кроме текстов содержит ещё и рисунки. Видели бы Вы эти шедевры!

+8
Don Pedro - don-pedro: 08.11.11 20:02

Дякую! Что то такое же я читал в сборниках документов по иистории Украины во ВМВ под редакцией профессора В. Косыка. А лучше всего, я считаю, действительность немецкой оккупации Украины, с точки зрения обычных людей, описали Кузнецов в "Бабейм яру" и Олесь Гончар в своих трехтомных "Щоденныках". Особенно в одной из листовок насмешило то место, где Гитлера - сына мелкого австро-венгерского чиновника назвали "сином робітника" :).

+21
URA - tsusima05: 09.11.11 08:41

Да - "дуже гарно". Доброта и неустанная забота о военнопленных, так и прет из каждой листовки. Немцы, даже работой пообещали обеспечить бездельников-крестьян.

Этот листок служит пропуском для неограничен­ного числа желающих перейти к нам.

 Не листок, а прямо - путевка в жизнь.

Только, сдается мне, что тот кто хотел сдаться, тому эти листовки были, прямо-таки - романом Чернышевского "Что делать?" и ответом на вопрос: "быть или не быть?", а на того, кто желал сражаться, эта политтуфта не действовала.

Хотя, были же еще и сомневающиеся...

+8
Виктор - vitja: 09.11.11 04:39

Роман"Что делать?"-Н.Г.Чернышевский.

0
URA - tsusima05: 09.11.11 08:42

Ой! Извиняюсь. Спасибо. Исправил.

+48
Ринат - rest: 08.11.11 12:42

С высоты сегодняшнего дня хорошо видно, где правда, а где - ложь. Как уже не раз отмечалось - какую правду ни скажи о сталинском СССР все будет пропагандой против советской власти. Видно, что немцы этим умело пользовались. Язык листовок косный, крестьянский, но простому солдату близкий и понятный. О прелестях советской власти красноармеец знал не понаслышке, а о том, что на самом деле ждет его в плену летом 1941 года - едва ли. Не удивительно, что в плен сдавались целыми подразделениями, от взвода до полка.

+16
Kiy - kiy: 08.11.11 18:56

Уважаемый Ринат, кстати, что ждало. А ждала смерть от голода и болезней большинства уже "отфильтрованных" (то есть без расстрелянных, особо вредных для немцев элементов) пленных. Я знаю об этом по рассказам "сидельцев" в немецком плену. Сталин, конечно, не подписал конвенции о военнопленных, но, тем не менее, отношение немецкого командования к пленным было, как к быдлу just the same. Даже, когда была возможность кормить, не кормили по халатности и наплевательству. Часто замерзшие (лето ведь в сентябре кончается), под проливным дождем, эти люди медленно угасали. В самом начале еще отпускали украинцев домой на территории оккупированной Украины, а потом "льготы" закончились. Если уж английских летчиков расстреливали (Курт Вальдхайм принимал участие в таких акциях), а это было чревато ответным расстрелом немецких летчиков в Англии, то советские пленные были беззащитны полностью: хоть всех убей, Сталину же всё равно.

+24
Ринат - rest: 08.11.11 20:50

Ну, а я о чем говорю? Кстати, Курт Вальдхайм это ведь тот, который в 1970-х годах был генеральным секретарем ООН? Меня давно мучает вопрос - как ему это удалось?

+24
Kiy - kiy: 09.11.11 02:41

Его усиленно поддерживал Советский Союз, потому что имел на него компромат. Вальдхайма попросту шантажировали, и он всё делал, что ему КГБ диктовало (читайте его собственную книгу "Единственная в мире должность", переведенную на русский язык). А, когда он ушёл и стал баллотироваться на Президента Австрии, то как-то (может советские товарищи сдали?) всплыло, что он расстреливал не только лётчиков, но и сербских партизан, и вывозил евреев из Салоник в Освенцим.

+8
Егор - wegwarten: 09.11.11 19:56

Спасибо, уважаемый Кий за это ценное дополнение про Вальдхайма!

Жаль, что мало и редко появляются публикации или хотя бы упоминания, какую роль именно СССР сыграл в срыве денацификации Германии и Европы...

0
Марк - black-raven: 10.11.11 18:47

А какую роль он сыграл?

0
Егор - wegwarten: 11.11.11 00:05

А вот теперь самое время разбираться - тема интересная и малоизвестная...

Посмотрите хотя бы, что известно насчет т.н. "Ноты Сталина" 1952г., оцените последствия...

0
Марк - black-raven: 11.11.11 00:47

А что известно? Есть ли какие-нибудь ссылки?

+24
ion tichy - iguano-dont: 11.11.11 17:22

В нете масса ссылок, наберите просто "нота сталина 1952" - есть из чего выбирать.

Я когда интересовался этим вопросом, пришёл к  выводу, что это был очередной супертрюк миролюбивой внешней политики СССР - дело шло к расширению статьи 5 вашингтонского договора (НАТО) на Западную Германию. А после того, как Сталин освободил Восточную Европу в ходе победного марша на Берлин, на Западе любые  глобальные внешнеполитические инициативы от маршала Сталина рассматривали не то что в микроскоп, но даже скорее в телескоп. 

+48
Семен - semen-izdali: 09.11.11 12:44

В селах еще жили вернувшиеся из плена 1 МВ, те, кто был под немецкой оккупацией 1915-1918гг, возможно кто-то ожидал такого же отношения, как тогда (мне дед рассказывал, что, когда он собрал семью и увез за Волгу, многие ему так говорили в селе, что уже были под немцами, он глаз потерял и в армию его не призвали  - кто остался был уничтожен).

Что немцы стали другими не все понимали - антигитлеровская пропаганда была запрещена после договора 1939 года (даже фильмы http://www.cinemaabout.ru/study-386-1.html перестали показывать)

из библиотек была изъята антифашистская литература, из репертуаров театров и кинопроката сняты произведения с критикой фашизма. Критика Гитлера и других нацистских лидеров, которая публиковалась до августа 1939 года, была запрещена. Более того — под запретом оказались произведения о русско-прусской и любые другие упоминания о войнах между Россией и Германией в истории. Запрет был снят только после начала войны.

+32
Егор - wegwarten: 09.11.11 20:00

Согласен с Вами, уважаемый Семен!

Да и кроме запрета на антигитлеровскую пропаганду, сам факт такой быстрой смены понятий, каким был Московский Пакт и его освещение в сов.пропаганде, должен был дезориентировать многих и военных и гражданских...

 

+16
Семен - semen-izdali: 10.11.11 14:28

Здесь еще наложилась советская агитация, что "пролетарии" (и немецкие в тч) не допустят нападения на страну Советов, НЕКОТОРЫЕ ждали, что "пролетарское" нутро немецких трудящихся победит национальное, "национал-социалистская" же партия. Не догадались, что там уже нацизм победил и внутри немцев.

+8
ion tichy - iguano-dont: 11.11.11 17:26

Я тоже так думаю. Отсюда и книжно-патриархальное не совсем понятное слово "вероломность" в речи Молотова.

+44
Maty - maty: 10.11.11 04:35

Моя бабушка, пережившая после 18-го года бесчисленные смены власти в Житомире, вспоминала о немецкой оккупации, как о самой мягкой. Тем не менее, в начале июля 41-го они отправились на восток из села около Киева, где жили в то время. Насколько я понял, украинские семьи остались на месте. Почему бабушка уехала с двумя детьми, мне узнать не удалось.

В результате моих опросов очевидцев, обрисовались три  причины эвакуации:

  1. Уехали с предприятием,
  2. Уехали к родственникам,
  3. Уехали, поскольку опасались преследования коммунистов.

Ни разу не услышал о страхе перед преследованием евреев, как причине отъезда. Моя бабушка плохо знала русский и украинский языки, почти не умела читать, не имела телефона, в партии не состояла (и дед тоже), работала санитаркой в сельской больнице, поэтому мне непонятно, что привело к пониманию необходимости поспешного бегства в неизвестность. 

Из Киева можно было ещё уехать в течение целых двух месяцев, но тем не менее их не хватило, чтобы содержание этих листовок (или хотя бы слухи) дошли до 60 тысяч евреев, оставшихся в Киеве навсегда.

 

+22
игорь - golfstrym: 10.11.11 05:12

Сегодня , после рассекреченных в последние пять лет документов, после множества исследований , в том числе и проделанных комиссией Яд ва Шем ,  наиболее точным признано число погибших в Бабьем Яре евреев - 150 000 человек.  В 2,5 раза - слишком большой "дискаунт" Вы делаете!

+16
Maty - maty: 10.11.11 14:31

Я бы не стал классифицировать расхождение в оценках количества убитых в Бабьем Яру, независимо от причин, их вызвавших, как discount.

По-видимому, в первые дни расстрелов было убито около 60 тысяч (чудовищное число людей). Расстрелы продолжались до освобождения Киева, не только горожан. В сентябре этого года в Киеве действовала выставка "Холокост от пуль. Массовые расстрелы евреев в Украине 1941-1944". Цифры оттуда. В любом случае, речь идёт о многих десятках тысяч жителей столицы Украины, не представлявших себе, даже приблизительно, степени опасности.

+24
игорь - golfstrym: 10.11.11 15:05

Не прилично делать вид, что сомневаешься , когда знаешь наверняка.

С последними уточненными цифрами можно ознакомиться на сайте Комитета" Бабий  Яр"; даже Википедия внесла изменения.

+16
Борис - tolstyak: 10.11.11 06:16

Семья  моей  бабушки  тоже  пережила  оккупацию немцами  Харькова в  1918 году

Родители моей  бабушки  ехать  никуда  не  собирались  Однако  мой  дедушка,солдат  Первой  Мировой  Войны ,отправил  в  эвакуацию  мою  маму и  мою  бабушку

Сам  он  с  июля  1941  года бомбардировал  Наркомат текстильной  промышленности просьбами  разрешить  эвакуацию  работников  своей  конторы (кажется,Главтекстильснаба) Ему  удалось  выбить  такое  разрешение,и  примерно 20  евреев  он  спас  Узнал  я  об  этом  перед  самым  отъездом  в  Израиль  в  марте  1993  года из

сохраненных  им  документов (дедушки  к  тому  времени уже  22  года  не  было  в  живых),а,переехав  в  Израиль,узнал,почему  дед  об  этом  молчал  Спасение  жизни  евреев-это мицва  (религиозная  обязанность)для  любого  еврея  Дед  просто  выполнял  свой  долг

К  сожалению,вывезти  архив  деда  в  Израиль  я  не  смог

Родители  бабушки  и  их  дочь (бабушкина  сестра)  погибли  осенью  1941 г  в  Дробицком  яру

+16
Марк - black-raven: 09.11.11 03:26

Может, их пленные (коллаборационисты) писали...

Не думаю, что немец будет так хорошо ругаться на русском языке.

На кой же хрен такая власть!

И что я думаю - пропаганда Геббельса так хорошо не сработала бы... если бы в ней совсем не было правды. :(

+8
Семен - semen-izdali: 10.11.11 14:28

пленные еще не успели бы.

+16
victor - vicaliss: 08.11.11 15:03

Отличный материал. Разлагающая бомба с взрывателем  замедленного действия. Соглашаясь с высказанным выше , предполагаю, что было бы неплохо выстроить такие листовки  в хронологическом порядке, и  не за один 41 год, а до 45 включительно, если найдутся такие.  Тогда выясним еще много интересного. 

+22
Maty - maty: 08.11.11 18:57

Назвать отличным этот материал - язык не поворачивается. А интересным и поучительным - да.

Судя по преобладанию еврейской темы, нацисты искренне верили в полное отсутствие декларируемого советского интернационализма. Может, этот аргумент казался им столь неотразимым, что они не нашли нужным сосредоточиться на гораздо более значимых для советского солдата вещах? Впрочем, количество пленных в 41-м позволяет предположить, что не зря они переводили типографскую краску и авиационный бензин.

И дело даже не в том, что евреев могли не любить, но и в том, что в действительности очень многие просто с трудом представляли себе евреев вообще. Сужу по рассказам моей бабушки, пережившей оккупацию в ростовской области с октября 41-го по февраль 43-го. 

В конце-концов, одно дело - обменять еврея на пять пачек махорки, а совсем другое - сдаться в плен только потому, что евреи окопались в Кремле.

Текст листовок, вне сомнения - калька с немецкого, чего стоит такой перл: "...повредили и унич­тожили советские армии"? Не совсем понятно, что имел в виду автор (или переводчик), написав: "Создайте  себе новую  свободную  жизнь!  Ваша жизнь принадлежит вашему народу!"?

Я когда-то видел выставку советских листовок начального этапа войны. Ничего не мог сказать об эффективности (задним числом мы знаем, что она была нулевой), но качество печати и бравый вид немецких солдат заставляет предположить, что составители серьёзно обсуждали стиль, содержание и внешний вид этих листовок.


0
Марк - black-raven: 09.11.11 03:42

Нулевой?! Если бы так.

+8
Виктор - nora09: 08.11.11 19:50

лагеря немецкие и советские http://corporatelie.livejournal.com/27768.html

+8
Don Pedro - don-pedro: 08.11.11 19:50

Уважаемый Maty, а что вас удивляет в языке? Листовки эти писали не собственно русские эмигранты, а немцы-беглеци из т. н. "Прибалтики"-Остзейских провинций бывшей Российской империи, для которых русский был не родным языком, а выученным в царской гимназии. В своей жизни русский они, даже до 1917 г., слышали только на работе, или в армии, где командовали русскими солдатами:). Дома и между собой они говорили по немецки. Как раз и главная ошибка немцев в СССР во время войны была то, что они мало привлекали местные кадры и просто полностью игнорировали действительность на захваченных территориях.

+8
- : 09.11.11 02:22

Чистой воды РR-технология,сознательное придание немецкого акцента для большего доверия к автору.

+28
Егор - wegwarten: 08.11.11 20:15

А вот чего я не заметил в этих листовках (вроде бы внимательно прочитал), так это каких-либо упоминаний о 

"превентивном" или "оборонительном" характере

германского наступления! А ведь даже есть подходящие места в тексте, где эти словосочетания смотрелись бы уместно...

Да, такие листовки немецкие генералы не смогли бы предъявить как оправдательные документы...

Зато для стороны обвинения сколько интересных находок -

явно заявляются цели войны на уничтожение, призывы к совершению воинских и общеуголовных преступлений...

 

 

+16
Фома - fomakopaev: 11.11.11 17:34


А вот чего я не заметил в этих листовках (вроде бы внимательно прочитал), так это каких-либо упоминаний о "превентивном" или "оборонительном" характере германского наступления!

Да вот, во второй листовке, по-моему, как раз об этом:

Сталин дал Вам вместо земли непосильную работу, русские стали его рабами, а теперь, после нападения Англии на Германию, по желанию Сталина Германия должна была быть подвергнута такой же судьбе.

+8
Егор - wegwarten: 11.11.11 21:27

Да, Вы правы, уважаемый Фома Копаев, этот пассаж я "проглядел"...

Строго говоря, одно упоминание действительно есть. Но уж больно витиеватое и туманное - в самый раз для газетной статьи которая намекает, но не для фронтовой агитационной листовки. ("Солдат любит ясное"...). Причем жанр листовок вполне допускает вранье и грубую пропаганду (что мы и здесь видим), но почему-то не стали немцы прямо писать, например так:

"Отвечая на разбойничье нападение большевистских орд...."

или

"Нам пришлось нанести упреждающий удар по сталинской армаде, изготовившейся предательскому нападению на мирных... Лучшие советские дивизии уже разгромлены, дорога на Москву открыта, кремлевские преступники будут наказаны..."

Я, честно говоря, что-то подобное ожидал в этих листовках найти. Но почему-то нацистские пропагандисты себя сдерживали и ограничивали и дальше намеков не пошли...

Правда, может быть где-то  и другие листовки найдутся со временем?

+30
Фома - fomakopaev: 11.11.11 22:26

Согласен, уважаемый Егор, могли бы и откровеннее. Врать, так врать, чего стесняться-то. Тем более что это было правдой, ведь они действительно упредили. Как это объяснить? Возможно, просто недорабатывали. Но, с другой стороны, если так откровенно говорить об упреждающем (по сути, вынужденном!) ударе, то вроде как оправдываешься. А зачем это педалировать? Они себя позиционировали в листовках как освободителей, и многие их так и воспринимали. Так зачем же принижать эту свою «высокую миссию» необходимостью упреждающего удара в тех же самых листовках?!

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

2016
2013
2012
2011
Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину