16.05.10
"Так началась война" Отрывок из книги воспоминаний А.П. Биленко
Пример.
Федюнинский И.И. Поднятые по тревоге. — М.: Воениздат, 1961
Вечером 18 июня мне позвонил начальник пограничного отряда.
— Товарищ полковник, — взволнованно доложил он, — только что на нашу сторону перешел немецкий солдат. Он сообщает очень важные данные. Не знаю, можно ли ему верить, но то, что он говорит, очень и очень важно...
— Ждите меня, — ответил я и немедленно выехал к пограничникам. Фельдфебель повторил мне то, что уже сообщил начальнику погранотряда: в четыре часа утра 22 июня гитлеровские войска перейдут в наступление на всем протяжении советско-германской границы.
Немецкий солдат 18 июня знал точную дату и час начала войны. Однако.
22 июня 1941 г. в 3 часа 10 минут УНКГБ по Львовской области передало по телефону в НКГБ УССР следующее сообщение:
"Перешедший границу в районе Сокаля немецкий ефрейтор показал следующее: фамилия его Лисков Альфред Германович, 30 лет, рабочий, столяр мебельной фабрики в г.Кольберг (Бавария), где оставил жену, ребенка, мать и отца.
Ефрейтор служил в 221-м саперном полку 15-й дивизии. Полк расположен в селе Целенжа, что в 5 км севернее Сокаля. В армию призван из запаса в 1939г.
Считает себя коммунистом, является членом Союза красных фронтовиков, говорит, что в Германии очень тяжелая жизнь для солдат и трудящихся.
Перед вечером его командир роты лейтенант Шульц отдал приказ и заявил, что сегодня ночью после артиллерийской подготовки их часть начнет переход Буга на плотах, лодках и понтонах.
Как сторонник Советской власти, узнав об этом, решил бежать к нам и сообщить".
10 июня 1941 г.
На основе предложения, представленного главным командованием сухопутных войск, Верховное главнокомандование вооруженных сил назначило для приготовления к военным действиям следующие сроки:
1. Днем "Д" операции "Барбаросса" предлагается считать 22 июня.
2. В случае переноса этого срока соответствующее решение будет принято не позднее 18 июня. Данные о направлении главного удара будут в этом случае по-прежнему оставаться в тайне.
3. В 13.00 21 июня в войска будет передан один из двух следующих сигналов: \341\
а) сигнал "Дортмунд". Он означает, что наступление, как и запланировано, начнется 22 июня и что можно приступать к открытому выполнению приказов;
б) сигнал "Альтона". Он означает, что наступление переносится на другой срок; но в этом случае уже придется пойти на полное раскрытие целей сосредоточения немецких войск, так как последние будут уже находиться в полной боевой готовности.
4. 22 июня, 3 часа 30 минут: начало наступления сухопутных войск и перелет авиации через границу. Если метеорологические условия задержат вылет авиации, то сухопутные войска начнут наступление самостоятельно.
По поручению: Гальдер
Таким образом приказ в войска поступил 21 июня в 13-00. Солдатам его зачитали перед вечером 21 июня.
Поэтому вопрос : мог ли солдат знать 18 июня день и час начала войны?
о Косыгине
Так вот , А Н Косыгин был назначен членом Совета по
эвакуации при СНК СССР,каковой Совет был создан 23 июня
1941 года,т е в один день с объявлением мобилизации
Интересное кино получается
Правда, в большинстве случаев, результаты работы этих комиссий и штабов - ворох бумажек, которые даже будущим историкам вряд-ли что дадут.
А в 41-м были, думаю, "наверху" люди, которые знали РЕАЛЬНУЮ ситуацию в армии (во-всяком случае хочется на это надеяться) - вот они-то, видимо, и инициировали решение о создании такой комиссии (причем, вполне возможно, эти люди были простыми помощниками, референтами, аналитиками - теми, кто не выступал с больших трибун, а ДУМАЛ и анализировал).
Вот как эти 3 указа назывались:
УКАЗ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ В ОТДЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ СССР ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
22 июня 1941 г.
Москва
УКАЗ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ
22 июня 1941 г.
Москва, Кремль
УКАЗ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННЫХ ТРИБУНАЛАХ В МЕСТНОСТЯХ, ОБЪЯВЛЕННЫХ НА ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ, И В РАЙОНАХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
22 июня 1941 г.
Москва, Кремль
P.S.Полный текст указов приведен в Ведомостях Верховного Совета СССР 1941 г., № 29
http://velikvoy.narod.ru/dokument/dokumentcccp/ukaz/220641_ukaz2_vs.htm
http://velikvoy.narod.ru/dokument/dokumentcccp/ukaz/220641_ukaz1_vs.htm
http://velikvoy.narod.ru/dokument/dokumentcccp/polozhenie/220641_polozhen_tribunal.htm
Восстановим последовательность событий
22-06-1941 04-00 Германия объявила войну СССР и начала активные наступательные действия
22-06-1941 21-15 Нарком обороны Тимошенко направил в
войска Директиву №3
23-06-1941 Указом Президиума ВС СССР объявлена мобилизация
23-06-1941 создан Совет по эвакуации при СНК СССР
Но Пред СНК СССР в тот момент-Сталин
Что же получается-не 29-06-1941,а уже 23-06-1941 Сталин
понял,в какое болото он загнал страну?
Почему мобилизация объявлена с 23-06-1941, войну объявили 22 июня.
"24 июня 1941 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей» при СНК СССР был создан Совет по эвакуации в составе Л. М. Кагановича (председатель), А. Н. Косыгина (заместитель председателя), Н. М. Шверника (заместитель председателя), Б. М. Шапошникова, С. Н. Круглова, П. С. Попкова, Н. Ф. Дубровина и А. И. Кирпичникова.
26-го, 27 июня и 1 июля решением тех же органов в Совет по эвакуации были дополнительно введены А. И. Микоян (первым заместителем председателя), Л. П. Берия и М. Г. Первухин (заместитель председателя).
3 июля 1941 г. председателем Совета по эвакуации был назначен кандидат в члены Политбюро ЦК, секретарь ВЦСПС Н. М. Шверник. 16 июля последовало новое решение ГКО «О составе Совета по эвакуации». На этот раз в его реорганизованный состав вошли: Н. М. Шверник (председатель), А. Н. Косыгин (заместитель председателя), М. Г. Первухин (заместитель председателя), А. И. Микоян, Л. М. Каганович (в отсутствие Кагановича его заменял Б. Н. Арутюнов), М. З. Сабуров (в отсутствие Сабурова его заменял Г. П. Косяченко) и B. C. Абакумов (НКВД).
16 августа 1941 г. постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) в Совет по эвакуации дополнительно ввели заместителя начальника Главного управления тыла Красной Армии генерал-майора М. В. Захарова. 26 сентября 1941 г. при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения во главе с заместителем председателя СНК РСФСР К. Д. Памфиловым. Одновременно Памфилов пополнил состав Совета по эвакуации в качестве одного из заместителей председателя Совета."
А вот текст самого постановления:
"24 июня 1941 г.
Для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Создать Совет по эвакуации.
2. Обязать Совет немедленно приступить к работе.
3. Установить, что решения Совета эвакуации подписываются его председателем и являются обязательными."
(КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. — М., 1971. — Т. 6. — С. 13).
На мой взгляд, все как раз логично в этом рассказе, не стоит забывать, что автор прямо с первой строки говорит о том - что ни каких планов или намерений "начальства" он не знал, просто описывает события как он это видел и чувствовал. Если предположение М.Солонина верно - что без провокации, как-то не так, будет смотреться освобождение Европы, то все как раз в этом рассказе очень логично, и командиры и солдаты - ни в чём не виноваты, замыслы и планы "Горца" они не знали, все было в строжайшем секрете, догадывались, что скоро в поход - да! но, куда именно, кто его знает, а приказ на провокации не отвечать-? мог означать только - что это наши провокации, и как пишет Марк: так совпало! да, уж могу представить глаза "Горца" когда ему доложили, что Немцы таки напали, а что думали все офицеры и солдаты - можно себе представить - их бомбят, давят, стреляют как в тире, а у них приказ огня в ответ не открывать - ? и побежали кто куда, время для контр мер было упущено, разгром покатился как лавина. Лож первых передач по радио только усугубляла недоверие к власти и вносило полную неразбериху не только среди военных.