20.02.12
Это не реклама
Выходит - прав Виктор Суворов про 6 июля?
Угадал, просчитал или вычитал в письмах фронтовиков?
"прав Виктор Суворов про 6 июля?"
Простите, не понял - откуда это? Январскую игру "играли" с 8 августа 1941 г. Майскую - то ли с 20 мая, то ли с 5 июля. Сказать определенне пока нельзя. В любом случае, к суворовскому 6 июля как дню начала советского наступления , все это прямого отношения не имеет
Записка с датой 5 июля. Дата, вроде - ни пришей рукав. На картах дат нет, подписей - тоже. Линии фронта на территории СССР. Кто разговора, сопровождающего знакомство высшего комсостава с картами не слышал - ничего не поймёт. А удвигать на карте линию на пару десятков километров к западу - не проблема. Чем не тема майского разговора в Кремле?
Марк Семенович, спасибо и примите поздравления!
По-моему блестящий план и, похоже, успешно осуществленный...
ВПК я нашел в киосках не сразу (почему-то меньше стали продавать в Москве, а может из-за Вашей публикации быстрей раскупили?) но уж когда развернул, понял, к чему была рекомендация купить газету...
Газетчики чуть схалтурили (с фото и др.) но в целом все это производит потрясающее впечатление. Карты!...
Как удалось их убедить все воспроизвести на полосах?
Да, слов нет, красивый и сильный ход - Вы нашли способ как можно заметнее показать аудитории эту сенсационную находку. Предъявить так, чтобы замолчать было невозможно в результате... Обнаружен ключ к секретной комнате, но дверь в комнату где-то прячут или кирпичом заложили. Есть карты от, очень вероятно, стратегической игры, но про саму игру никто не слышал и как бы никто не знает...
Да, очень похоже, что Вы абсолютно правы, что вырисовываются реальные контуры последнего по времени плана на лето 41-го, или как минимум, реальные, вещественные следы, что этот план был, разрабатывался, готовился...
И это абсолютно засекреченное Совещание
(Мне тоже кажется странным, что выступая перед красными военачальниками с подведением итогов Зимней войны, Сталин как бы благодушествовал и делал вид, что все нормально, за исключением отдельных недостатков. Какие-то важные выводы за этим благодушием людоеда должны были стоять. Которые положено было знать только самому узкому кругу, вероятно...)
И в чем еще, мне кажется, Вы абсолютно правы - имея такие "вещьдоки", можно и нужно делать даже самые смелые и пристрастные предположения об истинных планах вождя и его клики. До сих пор все самые острые вопросы намерениях Сталина перед войной оказывались, в конечном счете, правильными...
Слишком много секретных вариантов действий они себе позволили испробовать в те годы, пользуясь безгласностью задавленного репрессиями народа и за счет его, народа, непосильных жертв. Теперь пора разбираться до конца, чего они там напланировали и как собирались обмануть друзей-гитлеровцев и Запад... И не только ради "исторической правды", а чтобы не повторялось даже в миниатюре...
Марк Семенович, я кажется нашёл возможное объяснение такому положению немецких войск на картах.
Я просто подумал - основывась на каких сведениях Генштаб РККА мог предполагать действия противника? Разведка?
Ну теперь уже точно известно что разномастные советские штирлицы к информации такого уровня доступа не имели.
Тогда что? Остается опыт предыдущих сражений с немцами. А когда имели богатейший подобный опыт? Да в Первую Мировую.
Ладно конкретика - смотрим к примеру Виленскую операцию http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
Там карту лучше скачать в более крупном разрешении.
Со всеми оговорками что изначальное положение войск обоих сторон не точно в 1915 г совпадало с летом 1941 нельзя не отметить, что в 1915 году самый главный удар планировался через Ковно(Каунас) - Вильно(Вильнюс) на Минск.
На картах 1941 г видим что самое сильное продвижение немцев ожидалось в полосе С-З фронта на линии Каунас-Вильно. Кстати интересно, что в этой части карты конкретное количество войск синих не обозначено - просто нарисованы тучные синие облака.
Далее смотрим обстановку в полосе Западного фронта образца 1915 г.
Видим толстую стрелку немецкого удара от Холм в направлении восточнее Брест Литовска (вроде как на Пружаны - по планам немцев восточнее Брест Литовска предполагалось окружить часть русских войск). Вот как раз один из этих ударов снизу и проходил северо западнее Ковеля, т.е. Полесья.
Смотрим на карту в полосе Западного фронта обр 1941г. - в районе Ковеля 8-9 пехотных дивизий немцев. Сразу севернее еще 6 пехотных + 1 танковая. Да прямо в тылу у них еще 3 танковые, 3 моторизованные + не разберу сколько пехотных дивизий.
Далее в направлении на Луцк-Дубно в 1915 г наносились вспомогательные удары - и в на картах 1941 г видим тучное облако из 12 пехотных дивизий немцев у Луцка + 3 танковые и 1 моторизованная в тылу.
Собственно хочу обратить внимание на следующее.
В Виленской операции самый главный удар немецких войск наносился армией Гинденбурга через Ковно-Вильно на Минск.
На Западном участке фронта в районах Луцк - Брест в 1915 году немцы наносили вспомогательные удары.
И отступление русской армии на линию Пинск-Барановичи - Минск через ряд промежуточных рубежей было вызвано не столько силой ударов немцев с "запада", сколько необходимостью спрямить фронт и избежать возможного окружения (в случае если немцы взяли бы Минск).
Из этого можно сделать вывод - если бы русская армия в 1915 г сумела нейтрализовать удар из Ковно-Вильно на Минск - то и отступать бы с линии, к примеру, Ковель-Брест-Белосток не пришлось бы.
Вот и возможное объяснение оптимистичным планам Генштаба РККА, что немцам на участке Западного фронта максимум удалось бы потоптаться чуть восточнее Бреста.
Дальше и отступать-то не требовалось, т.к. на участке С-З фронта угрозу для Минска предполагалось нейтрализовать.
А от "местных", "западных" немцев (которые в районе Бреста-Луцка должны были наносить второстепенные удары, зависимые от успеха на направлении Ковно-Вильнюс-Минск) видимо планировалось отмахнуться своими силами.
Это всего лишь предположение. Возможно оно поможет в какой то степени понять, что творилось в мозгах кремлевских стратегов накануне лета 41-го года
Очень интересно! Мне как-то в голову не пришло сравнить предположения весны 41-го с реальностью 1915.
Впрочем, для нас не столь важно понять - почему так или иначе двигались "синие" с запада на восток. Важнее другое: что означает ОДНОВРЕМЕННОЕ появление в середине мая 1941 г. плана глубокой наступательной операции на 300 км, до Краков, Кельце на этапе "решения первой стратегической задачи", и игра с первоначальным отступлением и очень скромным окружением части сил противника у Люблина
В отношении хорошей кореляции событий и планов I МВ с планами и соображениями на 1941 год, по крайней мере в Галиции, на направлениях Перемышль-Краков и Люблин-Сандомир, я уже писал в комментариях несколько тем тому назад. Тогда же я писал и о явно просматриваемом намерении строить стратегические расчёты на "контрударе". Смысл в этом очевидный: при всей авантюрности командования РККА, все понимали, что Германия - не Финляндия и не Румыния. Скрыть стратегическое развёртывание такой армады никак не удастся. Поэтому, придётся наступать на изготовившегося противника, да ещё такого, как Германия 1940-41 годов. Прорыв обороны и выход на оперативный простор никак не удавался, даже на картах и в играх. Об этом глухо говорят все очевидцы тех лет.
Оставалось одно из двух: или затевать "сюрпляс" по типу Странной Войны на Западе, ожидая удачного момента для удара, или вынудить Германию атаковать, сдержать удар на небольшой глубине и наносить контрудар из оперативной глубины уже по развёрнутым и разведанным (но не закрепившимся !) группировкам, а скорее в обход, или окружая их. При этом, очевидно, предполагалось, что Германия понесёт значительные потери, по отношению к РККА. Обе стратегии имели свои плюсы и минусы. Я всегда склонялся к мысли, что ставка на контрудар была принята в качестве основной. Такой подход был как бы в традициях русской военной школы.
Я бы не переоценивал роль «моральных аспектов» и "общественного мнения" в СССР и мире, в той обстановке всеобщего обмана и цинизма. Скорее, я бы вспомнил, что группировки Германских войск развёртывались без исключения на территориях, явно недружественных (а я бы сказал - прямо враждебных) к СССР. В случае "первого" удара со стороны СССР, немцам без труда удалось бы использовать этот фактор в свою пользу. Сторона, начавшая войну, всегда враждебно воспринимается населением. А в случае "ответного" удара неизбежные жертвы войны "списываются" на начавшую её сторону. Не стоит забывать, что даже к 1944 году поляки, в массе своей, "не простили" предательства со стороны СССР и даже освобождение их страны от немцев мало меняло ситуацию.
Кроме того, я совершенно уверен, что "бросить в бой" на чужую недружественную территорию Красную Армию того состава, с огромным числом призванного состава, не удалось бы Сталину никак. "Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин..." - это с натяжкой и явной фальшью звучало даже в довоенных кинозалах и на политзанятиях. Что, собственно, и проявилось летом 1941 года. Вопреки убеждениям и аргументам Суворова, я всегда был уверен, что "Освободительный Поход" рухнул и разбрёлся бы ещё быстрее, чем трагическая "стратегическая оборона". Но только в этом случае, удержать фронт и страну от краха никому бы уже не удалось.
И все они знали, как действовать, чего же не делали?
http://militera.lib.ru/docs/da/sov-new-1940/index.html (в части ВВС).
РККа после Финской войны нуждалась в "ремонте" и обновлении,а это требует времени. Не в этом ли причина таких двойственных лихорадочных предвоенных действий руководства СССр и лично тов. Сталина,ведь с одной стороны конфликт неизбежен, поэтому войска эшелонами идут на западную границу,с другой стороны очень неплохо было бы и потянуть время дипломатическим путём.В этом смысле майские соображения , могут быть расценены как вынужденно принимаемые документы,принимаемые в цейтноте времени по следам военных событий в Европе и не относятся к политическим планам руководства СССР и представляется лично мне близким к истине гипотеза,о предположении Шуленбурга, что назначение 6 мая Сталина на высший правительственный пост мотивировалось его стремлением вступить в личные переговоры с Гитлером на "законных", "конституционных" основаниях.(потянуть время) Интересно, что в это-же время дезинформаторы Геббельса и Риббентропа распространяли по всему миру слухи о предстоящей встрече Сталина с Гитлером, причём германской печати был отдан строгий приказ не сообщать об этих слухах и никак не комментировать их. http://militera.lib.ru/research/vishlev/07.html А к войне по этим расчётам у Сталина должно было быть всё более менее готово где-то к августу-сентябрю1941 года , т.е. период до августа 1941 года был наиболее опасен ,а Гитлер в свою очередь потерял уже время на Крите и с Югославией и больше не мог ждать (Ведь он должен был начать боевые действия исходя из расчёта ,чтобы до начала распутицы успеть захватить максимум стратегической территории и у него уже всё было готово и кроме того в боевые качества РККА он не верил.Вот и напал первым.А в результате РККА оказалась неготовой ни к обороне ни к наступлению за что и была бита летом 1941.
Далее действительно уже немцы в цейтноте времени дойдя или доползя имели против себя в противниках кроме РККА и октябрьскую распутицу и заморозки декабря 1941 года .P.S Осуществление взлома льда искусcтвенным паводком на канале им. Москвы, превратило его в серьезную водную преграду,и позволило остановить немецкое наступление севернее Москвы. http://meteoinfo.ru/9may
Извините, уважаемый Марк, но нужны не только " цветные картинки" карты но надо выкладывать самое главное что есть на карте - ее название, дата утверждения, само "Утверждаю" с подписью.
Работает?
Быстрый разгром Франции спутал все расчёты Сталина. Гитлер стал гегемоном в Европе.Медленно текущей войны не получилось. В этом случае Сталину приходится отложить нападение на Германию на следующий 1941 или даже возможно на 1942 год, (РККа после Финской войны нуждалась в "ремонте" и обновлении, и необходимо завершить формирование новых мехкорпусов и увеличить мощь авиации,снабдив её новыми самолётами и т.д и т.п). Пока же СССР захватывает Литву, Латвию, Эстонию, Бессарабию, Буковину,т.е предварительно захватывает плацдармы для будущего наступления на Вост. Пруссию и держит Германию в напряжении, расположившись рядом у Румынских нефтепромыслов и в тоже время продолжает снабжать Германию стратегическим сырьём(зерно и нефть) давая таким образом понять немцам и шантажируя их, что ключ к успешному продолжению войны против западных демократий в его Сталина руках, а он сам в тоже время будет продолжать втихую говиться к нападению на Германию и выступит в нужный для себя момент. И тут неприятным сюрпризом для него явились поступающие сводки о возрастающей концетрации немецких войск у границ СССР и у руководства РККА начинают возникать опасения, что немцы оказывается могут их упредить и надо срочно предпринимать контрмеры, ведь склады с горючим и боеприсами уже придвинуты к границе, а надо форсировать ст-во Уров и готовиться к обороне, хоть и временной(которой в общем никогда толком не учились и она не отрабатывалась) до сосредоточения основных сил и начинается в спешке чехарда с моб. планами и в результате РККА похоже встретила 22 июня без чётких планов ни на оборону, ни на нападение, что впследствии обернулось миллионными жертвами для СССр и всему виной велиодержавная, попная имперских амбиций, некомпетентная политика Сталина