26.12.15

Подвел итоги года в "Фонтанке"

.

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+56
Rut - doroty: 28.01.16 22:32

 А неужто шведа  Карла Бильда во главе Украины поставят?  Вот это будет бомба по российскому сознанию. Класс!

+30
Lina - lina: 28.01.16 22:49

Этот "варяг" вполне укладывается в концепцию "волосатой европейской лапы с печеньками для Майдана". :)

+52
Вадим - vadim-astanin: 28.01.16 22:42

Встретились, значит, Венедиктов, Ходорковский, Валерия, Пригожин в одном британском ресторане...

+174
Михаил - mikhail-rom: 29.01.16 19:06

А теперь - серьёзно (потому что это и вправду серьёзно).

Виктор Шендерович. НЕМНОГО О ЧАЙНИКАХ

Вношу свои пять копеек в тему совместного фотографирования.

Вынужден не согласиться с МБХ. Не Богородица, но — Декарт не велит мне с ним соглашаться. А Декарт этот настоятельно советовал договариваться о значении слов, чтобы не соскользнуть в опасную смысловую пустоту...

Так вот о толерантности, общественном согласии и всяком таком.

Рукопожатие с политическим противником, нормальное общение с ним etc — признак взрослости и соблюдение цивилизованных правил игры, тут спора с МБХ нет. Но для этого — сначала! — надо быть твердо уверенным в наличии общих (для всех участников процесса) цивилизованных правил игры.

Обама и Маккейн могут позволить себе рукопожатие и даже обязаны совершить этот ритуал. Но селфи с гестаповцем — признак не толерантности, а (в лучшем случае) дикой нравственной неряшливости и пофигизма.

Я, разумеется, не про Пригожина с женой; разговор давно вышел за рамки частного случая в лондонском ресторане...

Гражданское согласие не построить на двусмысленности. Общественное примирение не может стоять на фундаменте тотального склероза и нравственной глухоты. Эти благостные исторические «чурики» очень опасны для будущего, и мы уже прыгали на эти грабли в девяносто первом.

Общественное согласие в Германии, в 1946 году, можно построить только на твердом понимании преступности гитлеровского режима. Альтернативный вариант «общественного национального примирения» — гнусная комедия и прямое оскорбление тех, по кому прокатилось тяжкое колесо режима, не говоря уже про память о павших.

«Все мы немцы?» О да. Но Томасу Манну не обязательно по этому поводу обниматься с Лени Рифеншталь.

Назвать белое белым, а черное черным — не экстремизм, а обязанность нормального человека. Желание посторониться дерьма — не прихоть чистюли, а элементарная гигиена.

Михаил Ходорковский имеет полное право пить чай с судьей Данилкиным как россиянин с россиянином, это его личное дело (жалко, Достоевский умер: ему бы понравился этот психологический изгиб).

Но лично мне — стороннему наблюдателю этого гипотетического чаепития — было бы очень желательно, чтобы судья Данилкин сначала понес наказание за совершенное им тяжелое преступление.

Желательно — вместе с заказчиком этого преступления.

И чтобы общество осознало наконец, что все это было чередой тяжелых преступлений. И чтобы фамилии преступников не вызывали у граждан страны ничего, кроме презрения. И чтобы до нового поколения судей и властителей страны дошло, что если они пойдут по стопам Данилкина и его хозяев, с ними будет так же.

И чтобы, черт возьми, хоть пара поколений российских детей, во славу Декарта, успели вырасти в твердых представлениях о добре и зле.

Вот тогда — можно ставить чайник.

http://www.ej.ru/?a=note&id=29256

+8
Вадим - vadim-astanin: 30.01.16 00:06

Я же говорю - советские интеллигенты. Это неистребимо. В 91 "не будем устраивать люстрации, это охота на ведьм", в 2016 - "имеет полное право". А в Российской империи жандармам руки не подавали, будь они хоть трижды хорошими людьми и бывшими сослуживцами... Воспитание и честь, судари мои.

+72
Фома - fomakopaev: 30.01.16 04:39

- А в Российской империи жандармам руки не подавали, будь они хоть трижды хорошими людьми и бывшими сослуживцами... Воспитание и честь, судари мои.

По-моему, из этого как раз ничего хорошего не получилось?! Очень печально закончилось такое возвышенное чистоплюйство. И потом эти сослуживцы, брезговавшие подавать руку жандармам, массово оказались на службе у большевиков в РККА.

+12
shimon - shimon: 30.01.16 06:25

Вы во многом правы,  думаю. Но ведь и в 91-м очень печально закончилось такое возвышенное чистоплюйство, нет?

0
Фома - fomakopaev: 31.01.16 03:57

Даже не догадываюсь, что Вы имеете в виду?

+16
shimon - shimon: 31.01.16 05:21

То, что написал, наприимер, уважаемый Вадим:

В 91 "не будем устраивать люстрации, это охота на ведьм"

+16
Фома - fomakopaev: 31.01.16 05:34

Какое же это возвышенное чистоплюйство? Это уж скорей наоборот – толерантность. Уважаемый Вадим в своём комментарии как раз этому и противопоставил пример: «А в Российской империи жандармам руки не подавали…».

З.Ы. Очень сомневаюсь, что тогда люстрация в России была возможна в принципе (ведь 70 лет при той власти прожили, почти все измазаны, так или иначе). 

+16
shimon - shimon: 31.01.16 08:13

Ну, планку-то можно по-разному выставить. Кто-то действительно был замазан, а кто-то всего лишь в комсомоле состоял.

+32
Фома - fomakopaev: 31.01.16 20:34

А планку бы выставляли и занимались отсевом те, кто всего лишь в комсомоле состоял? А откуда у них знания и опыт управления страной? Уж не говоря о том, что не они оказались у власти в результате тех событий. Да и не уверен я совсем, что те, которые всего лишь в комсомоле состояли (или даже вовсе в нём не состоял) в морально-нравственном плане были чище.

Не знаю, насколько положительным был опыт люстрации в Польше, Чехословакии, Венгрии, но им было несоизмеримо легче провести её, потому что тот режим им был навязан извне, по сути, оккупацией. У нас же из этого вряд ли получилось бы что-то хорошее. Так мне думается.

+8
shimon - shimon: 01.02.16 00:33

В Восточной Европе люстрацию легче было провести, тут Вы совершенно правы, разумеется. По поводу опыта управления... У Гавела он был? У Валенсы? И когда я говорил о комсомоле, это было образно, я не предлагал дискриминировать всех, состоявших когда-либо в КПСС. Бальцерович был членом ПОРП, хотя потом вышел из нее.

-20
Honey badger - honeybadger: 01.02.16 11:48

Не знаю, насколько положительным был опыт люстрации в Польше, Чехословакии, Венгрии, но им было несоизмеримо легче провести её, потому что тот режим им был навязан извне, по сути, оккупацией.

Я с Вами согласен. Да и сама люстрация проводилась в разных странах по разному. Например, в Болгарии (где коммунисты пришли к власти в результате свержения ими фашистского режима, а не в результате советской оккупации) просто вся информация о доносах и их авторах была сделана общедоступной, но не влекла за собой никаких юридических последствий - людям предоставили право самим судить кто может продолжать политическую деятельность, а кто - нет.

+24
Павел - pavgod: 30.01.16 15:32

Большевикам тоже поначалу рук не подавали. И в России, и в эмиграциях. А потом как-то стерпелось-слюбилось. "Срам на вороту не виснет" - не нами придумано, и не вчера...

Во всём мире есть чёткая разница - быть на службе "у страны, народа" и "у большевиков". Хороший пример - немцы-ости, из ГДР, безжалостно выганявшие и сажавшие преступников режима (хоть рядовых, хоть верхушку), но сохранившие весь профессиональный аппарат промышленности, госуправления и даже армии и полиции. И в Чехии, во многом - тоже, хотя ГБистов и комми там выгнали всех и сразу...

Это что же,  ежели я, к примеру, проработал 45 лет, из них - 30 при Совдепии, то я чтоли тоже был "на службе у большевиков" ?

И ладно бы - с большевиками, а то - и с откровенной уголовщиной, мокрушниками, гопниками, кидалами - не "западло", и пососедиться, и породниться, и ручкаться, и сфоткаться. Престижно-с ...

-8
Вадим - vadim-astanin: 31.01.16 00:09

Так ведь почему так завершилось? Потому что те, кто руки жандармам не подавал, все полегли на полях Первой мировой войны. И просто кадровые офицеры и честные интеллигенты, и Гвардия практически в полном составе, потому что воевали "за царя, бога и отечество", а революцию делали уже разночинцы, которым бы только на фронте не оказаться - запасники, собранные в Петрограде - тот же Литовский лейб-гвардии полк и т.д.

Живой пример: Воспоминания Виктора Борисовича Шкловского, крупного советского писателя, литературоведа, одного из создателей ОПОЯЗа, офицера-добровольца. Февраль 1917 он года встретил в Петрограде, где служил в броневой школе офицером-инструктором. К февралю в городе скопилось множество солдат и офицеров в запасных батальонах, которые всяческим образом, любыми путями избегали отправки на фронт. В броневой школе было то же самое. Выпускники всяческим образом старались удержаться в городе, броневики объявлялись неисправными, доходило до того, что в баки с бензином подсыпали сахар. Зато 27 февраля все броневики школы были на улицах под красными флагами. Один из великих князей, шеф, кажется, Преображенского полка, шёл во главе батальонной колонны под красным флагом и с красным бантом на шинели. Большинство чинов ОКЖ либо тихо слилось, либо примкнуло к восставшим (странно было видеть жандармского полковника с кумачовой лентой в петлице). Немногочисленные полицейские и жандармы, стрелявшие по колоннам восставших с чердаков и полуподвальных помещений из пулемётов были либо убиты на месте, либо рассеяны по городу. В их поимке и убийстве принимали участие солдаты запасных батальонов гвардейских полков, гвардейские же казаки и р-р-р-революционные матросы. На требование царя прекратить беспорядке в столице, военный комендант города молнировал по телеграфу - войск в городе много, но нет ни одной части, которая бы выполнила приказ государя-императора.

Самое интересное потом. Школовский был назначен военным комиссаром Временного правительства, причём армейского и фронтового уровня. Сначала был на Кавказском фронте и успел вернуться в Петроград уже во время его развала, затем принимал участие в провальном июльском 1917 года наступлении на Юго-Западном фронте. В то время уже действовал Приказ номер раз Петроградского Совета и военный комиссар фронта В. Шкловский лично уговаривал солдат наступать. И в то же время ненавидел, как его подчинённые, бойцов ударных частей, которые не только шли в бой, но и выполняли обязанности заградительных отрядов, останавливая и поворачивая снимающиеся или панически отступающие с позиций подразделения революционной армии...

+16
Фома - fomakopaev: 31.01.16 04:43

- Так ведь почему так завершилось? Потому что те, кто руки жандармам не подавал, все полегли на полях Первой мировой войны.

Прямо вот так все и полегли? По-моему, такого быть не может, ведь не рядовые же солдаты пехоты. Да вот и в Вики ссылка есть о количестве бывших кадровых военных царской армии в РККА:

А.Г. Кавтарадзе. Военные специалисты на службе Республики советов

...Из 20 лиц, занимавших в ходе ГВ должности командующих фронтами, 17 человек, или 85%, были кадровыми офицерами старой армии.

Должности начальников штабов фронтов занимали 25 человека - все бывшие кадровые офицеры, 22 генштабиста и 3 полковника старой армии.

Из 100 командующих армиями военными специалистами были 82 человека, из них кадровых - 62. Изменили советской власти 5 человек, из них три бывших кадровых офицера-генштабиста (Б.П. Богословский, Н.Д. Всеволодов, Ф.Е. Махин) и два офицера военного времени (И.Л. Сорокин. А.И. Харченко)

Начальников штабов армий было 93, из них бывших кадровых офицеров 77 (83%), в том числе 49 генштабистов. Изменили советской власти 5 бывших офицеров Генштаба (В.А. Желтышев, В.Я. Люденквист, В.Е. Медиокритский, А.С. Нечволодов, А.Л. Симонов) и два просто кадровых офицера (В.В. Вдовьев-Кабардинцев и Д.А. Северин).

На должности начальников 142 стрелковых и 33 кавалерийских дивизий в 1918-1920 гг. состояло 485 человек, из них у 118 службу до октября 1917 года установить не удалось. Из остальных 367 человек военных специалистов было 327 человек (почти 90%), в том числе 209 кадровых офицеров (свыше 55%), из них 35 бывших офицеров Генерального штаба. Не военных специалистов (бывших унтер-офицеров, солдат, матросов и не служивших) было 40 человек (около 10%).

На должности начальника штаба дивизии состояло 524 человека, в том числе 78 человек, которые замещали также должности начдивов и уже учтены выше. Из оставшихся у 140 человек службу до октября установить не удалось, 133 человек, занимавших должность наштадива менее одного месяца, также не учтены автором. Оставшиеся 173 человека все были военными специалистами, из них 87 человек - кадровыми офицерами, в том числе 5 генералов, 45 штаб- и 37 обер-офицеров.

…Военные специалисты преобладали и на должностях среднего и старшего командного состава в звене командир полка - командир батальона, особенно на должностях командиров полков (правда тут доля именно кадровых офицеров уже была заметно ниже). Так, в 3-й армии Восточного фронта в конце 1918 года из 61 лица командного состава, начиная от командира дивизии до командиров батальонов включительно, 47 человек (до 80%) были военными специалистами.

…Бывшие генералы и офицеры занимали должности военных руководителей, а также подавляющее большинство других старших должностей и в местных органах военного управления (в семи окружных, 39 губернских, 395 уездных и 569 волостных комиссариатах по военным делам), свыше 90% преподавательского и строевого состава военных академий, высших школ, ускоренных и краткосрочных командных курсов.

-16
Вадим - vadim-astanin: 01.02.16 02:48

А кто не полёг, тот откровенным образом предал. Из пяти командующих фронтами высказались за отречение императора все 5. Генерал Алексеев, разославший телеграмму с вопросом, активно поддержал Родзянко, Шульгина, etc. Командующим флотам телеграмма не рассылалась, но командующий Балтийским флотом вице-адмирал Непенин телеграфировал ген. Алексееву по собственной инициативе согласие с отречением. Командующему Черноморским флотом вице-адмиралу А.В. Колчаку копии телеграмм отправлялись "для сведения". А.В. Колчак от выражения мнения попросту уклонился. Адмирал Непенин был убит выстрелом из револьвера в спину, адмирал Колчак расстрелян вместе с министром Пепеляевым, трупы спущены под лёд.

Относительно офицеров, служивших красным. Кадровый офицерский состав Русской императорской армии к 1917 году претерпел значительные изменения. Потери среди офицеров заставили пополнять кадры через ускоренные курсы (школы прапорщиков и т.д.), в которые принимались лицы различных сословий, начиная с тех, кто закончил не менее шести классов гимназии, с законченным и незаконченным высшим образованием (обучение по 1-му разряду). По 2-му разряду принимались лица, окончившие не менее 4-х классов гимназий, городских и уездных училищ) Кроме того, несколько школ прапорщиков принимали студентов. Срок обучения в таких школах был от 4 до 6 месяцев. По завершению учёбы выпускникам таких школ присваивалось звание не подпоручика, а прапорщика. Вторым ресурсом были прапорщики запаса, т.е. лица обучавшиеся по 1-му разряду на гражданке после завершения службы в строю. Кроме того, офицерские звания присваивались непосредственно в действующей армии - вольноопределяющимся, подпрапорщикам и унтер-офицерам за боевые заслуги.

Накануне войны офицерский корпус Русской императорской армии составлял 46 тысяч человек (вместе с Пограничной стражей и ОКЖ). За годы войны в офицерское звание было произведено 226 тысяч человек, подавляющее большинство из разночинцев и низших сословий.

Боевые потери к концу 1917 года среди офицерского состава Русской императорской армии составили свыше 70 тысяч человек (убитыми, ранеными, пропавшими без вести, попавшими в плен) - 71298, в т.ч. 208 генералов, 3368 штаб- и 67772 обер-офицера, из последних 37392 прапорщика. Причем, здесь не учитываются погибшие от других причин (несчастных случаев, самоубийств) и умершие от болезней.

"Огромные изменения в численности офицерского корпуса сами по себе предполагают коренную ломку всех привычных его характеристик, но еще более усугубилось это тем обстоятельством, что масса потерь не распределялась пропорционально между кадровыми и произведенными за войну офицерами; основная ее часть приходится как раз на первых: из 73 тыс. боевых потерь 45,1 тыс. падает на 1914-1915 гг., тогда как на 1916 г. - 19,4 и на 1917 г. - 8,5. То есть едва ли не весь кадровый офицерский состав выбыл из строя уже за первый год войны. Понятно, что к 1917 г. это были уже совсем другие офицеры. К концу войны во многих пехотных полках имелось всего по 1-2 кадровых офицера, в других в лучшем случае ими было обеспечено батальонное звено, в среднем приходилось по 2-4 кадровых офицера на полк. Ротами (а во множестве случаев и батальонами) повсеместно командовали офицеры военного времени, многие из которых к этому времени стали поручиками и штабс-капитанами, а некоторые даже и капитанами. За время войны пехотные полки переменили от 3 до 5 офицерских составов".

"В результате "системообразующий" тип довоенного офицера - потомственный военный, носящий погоны с десятилетнего возраста - пришедший в училище из кадетского корпуса и воспитанный в духе безграничной преданности престолу и отечеству, практически исчез. В кавалерии, артиллерии и инженерных войсках (а также на флоте) положение было лучше. Во-первых, вследствие относительно меньших потерь в этих родах войск, и во-вторых, потому что соответствующие училища комплектовались все годы войны выпускниками кадетских корпусов в наибольшей степени. Однако эти рода войск вместе взятые составляли крайне незначительную часть армии". http://salery.livejournal.com/32146.html

Причём, большинство этих офицеров военного времени после октябрьского переворота предпочло вообще отстраниться от участия в гражданской войне на какой-либо стороне. Поэтому в белых армиях добровольцами воевали юнкера, гимназисты, студенты, реалисты и очень мало офицеров бывшей Русской императорской армии, а большевики загоняли в свои ряды бывших офицеров под угрозой применения репрессий к ним и членам их семей. Причём в 1930 году большевики устроили своим военспецам дело "Весна", послужившее как бы прологом к "разгрому" командного состава РККА в 1936-1941 годах.

-12
Honey badger - honeybadger: 01.02.16 11:57

А кто не полёг, тот откровенным образом предал.

Так уважаемый Фома вроде бы об этом писал. И здесь есть еще нюансы. Во-первых, большинство офицеров, поддержавших Февральскую революцию, сделало это уже после отречения Николая. А после отречения монарха о какой преданности престолу можно говорить? Поддержать демократию - это совсем не то же самое, что поддержать большевиков. А "безграничная преданность престолу и отечеству" часто включала в себя антисемтизм, ксенофобию, имперское мышление, ненависть ко всему либеральному, а иногда и вообще презрение к "шпакам", крайне патриархальную идеологию - в общем все то, что и привело к Февральской революции.

+8
Фома - fomakopaev: 02.02.16 17:20

- А кто не полёг, тот откровенным образом предал. Из пяти командующих фронтами высказались за отречение императора все 5.

Как-то странно это, что все взяли да и предали? И как же тогда быть с Вашим утверждением, что у них «Воспитание и честь, судари мои»? Наверное, всё-таки, для такого предательства имелись какие-то причины?

Так вот, есть другое мнение на этот счёт:

БЫЛ ЛИ В 1917 ГОДУ ШАНС НАЙТИ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ

А.ЗУБОВ: … совсем не так надо ставить вопрос. 
Первым, кто предал и монархию и Россию был сам государь……… если бы он не начал свой путь к отречению, уехав из Ставки, а послушал бы Алексеева, генералов, остался бы в Ставке и дождался бы начала наступления, то думаю, ситуация развернулась бы иначе… на конец марта планировалось общее наступление на Западном и Восточном фронте……… Здесь надо ясно понимать последовательность событий, тогда все встанет на свои места. Государь в Ставке, в Петрограде бунт, - бунтуют запасные части Царского Села. Императрица посылает телеграмму, телефонирует в Ставку, и по аппарату Юма беседует с государем и требует, чтобы он вернулся в Царское Село к своим больным дочерям и сыну, - по словам государыни, они при смерти. И если государь не вернется, то их просто растерзают. Естественно, если бы государь вернулся, их бы уж точно растерзали, - по той же логике. 
Алексеев и генералы Ставки убеждают царя не возвращаться, а если нужно, пришлют поезд под охраной Георгиевского батальона, вывезут царицу. Она говорит: нет, мы нетранспортабельны, мы не сможем выехать. Приезжай. В итоге царь, после некоторых колебаний, принимает решение самостоятельно, один, и ставит перед фактом генерала Алексеева и других командующих, что он уезжает. 
Вот тогда Алексеев рассылает свою телеграмму командующим фронтами и говорит, что государь не может управлять страной. Он покидает свой пост в минуту величайшего напряжения сил, покидает ради женщины. А вы знаете, что императрица уж точно не пользовалась никаким кредитом в русском высшем обществе. И это, разумеется, было воспринято очень негативно. Вот такая последовательность событий. А потом – Псков, отречение и все прочее. 
Поэтому никогда бы Алексеев не послал бы никакой телеграммы, если бы государь оставался в Ставке, если бы он сказал: что бы ни было с семьей, я остаюсь на своем посту - гибнут миллионы русских людей. В конце концов, моя семья не перевешивает всей России. Если бы он так сказал. Скорее всего, и семья бы спаслась, и в любом случае тогда он был бы настоящим императором. А так он оказался хорошим мужем, но плохим царем. 
……… когда Алексеев рассылал телеграмму и когда у него были переговоры с думой, предполагался обычный ход – ну да, царь не хочет управлять………. Предполагалось, что царь отрекается, после этого автоматически вступает закон о престолонаследии, цесаревич Алексий становится императором, но он не совершеннолетний, при нем регент, - если царь не даст других указаний, - то это ближайший взрослый родственник, Михаил, - регентом он быть может, потому что в законах не оговорено, кто может быть регентом. Соответственно, Михаил либеральный человек, ни во что вмешиваться не будет, Алексий маленький, все присягнут Алексию и спокойно вот такая либеральная монархия будет продолжать войну. 
Но царь отрекается и за сына. И после этого возникает правовой вакуум…. А императором Михаил быть не мог в силу того, что был женат морганатическим браком. До войны он вообще был изгнан из России, не жил в России. Во время войны он попросился как бы кровью искупить свою вину, и ему позволили – он возглавил одно из подразделений Российской Армии. Безусловно, он был симпатичный человек, но он не мог быть монархом…. Проблема заключается в том, что именно из-за юридической невозможности Михаилу стать царем, он сказал, что этот вопрос будет отложен до Учредительного собрания. Учредительное собрание было вольно изменить любые законы, в том числе, закон о престолонаследии, - если бы не провозгласили Россию республикой…. В любом случае именно государь Николай II ввел Россию в полный правовой тупик, из которого выхода не было в рамках монархии. 
Поэтому дальше национальное согласие в России строилось уже не по вопросу о том, кому быть монархом - все монархические чувства ушли на далекую периферию, стали абсолютно маргинальными. 
Андрей Зубов профессор МГИМО

http://echo.msk.ru/programs/cenapobedy/1189532-echo/#element-text

Разумеется, война вмешалась в ход событий тогда самым прямым образом. И кадровый офицерский состав РА был в значительной мере выбит. Но по цитате из Вики получается, что в РККА оказалось много именно кадровых офицеров царской армии. Не знаю, как это согласовать с Вашим постом. Ну да ладно. Однако те, кто пришёл в РА на смену выбывшим, наверняка тоже брезгливо относились к жандармам, ведь это весьма было распространено в тогдашнем российском обществе (теракты революционеров, почему-то, такой брезгливости не вызывали). Это я всё о Вашем примере благородства:

- А в Российской империи жандармам руки не подавали, будь они хоть трижды хорошими людьми и бывшими сослуживцами... Воспитание и честь, судари мои.

Ничего хорошего из этого не вышло. Притом что это и нелепость какая-то, что люди с честью, офицеры, верные государю-императору, презирали тех, кто боролся с врагами государства и императора.

- Причём, большинство этих офицеров военного времени после октябрьского переворота предпочло вообще отстраниться от участия в гражданской войне на какой-либо стороне. Поэтому в белых армиях добровольцами воевали юнкера, гимназисты, студенты, реалисты и очень мало офицеров бывшей Русской императорской армии….

Бог им судья, конечно. Но если бы они не отстранились, а стали бы воевать против большевиков? Ведь кроме пользы от своего умения и опыта, этим своим примером они бы ещё привлекли на борьбу с большевизмом и многих других, да ещё удержали бы многих офицеров от службы большевикам в РККА. Тогда вполне могли и победить большевиков. Но предпочли отстраниться от грязного дела – гражданской войны. Как до того отстранялись и жандармам руки не подавали за их грязные дела? 

-24
Фома - fomakopaev: 30.01.16 04:26

Пожелания Виктора Шендеровича с морально-нравственной стороны безупречны и даже идеальны. Но ведь это полная утопия. Каким образом такой идеализм может восторжествовать? И сколько крови надо ради торжества этой справедливости пролить? И кто эту (свою и чужую) кровь будет проливать? И стоит ли эта справедливость такой крови? И будет ли вообще кому-нибудь нужна какая-либо справедливость после ТАКОЙ крови?

На этот счёт Виктор Шендерович не поразмыслил, к сожалению. Однако он проводит параллель с нацистской Германией (сюда надо добавить и тогдашнюю Японию). Очень сомневаюсь, что достаточно справедливо, проводит. По-моему, уровень преступности режимов совершенно несопоставим. Но пусть даже он будет прав в этой параллели на все сто процентов. И что же? Желать торжества этой справедливости ценой таких катастроф и бедствием миллионов и миллионов людей? Да ещё в ядерный век? А как иначе возможно обеспечить торжество морально-нравственного идеала Виктора Шендеровича в этом вопросе?! Этого он не раскрыл. По-моему же, иначе никак. Но ведь в этом случае колесо бедствия прокатится по несоизмеримо большему числу неповинных людей. Как и павших за просто так (по случаю), так и в результате других преступлений (а война без массовых преступлений никак не обойдётся) будет на многие порядки больше тех, о которых сегодня говорит Виктор Шендерович:

«Альтернативный вариант «общественного национального примирения» — гнусная комедия и прямое оскорбление тех, по кому прокатилось тяжкое колесо режима, не говоря уже про память о павших».

Вот поэтому я в этом вопросе на стороне Михаила Ходорковского:

«Заигрываться в нерукопожатность — фактически означает толкать страну вместо революции в пекло гражданской войны»; «Сечину мне лично трудно, но, если это спасет от лишней крови, - пожму руку!».

+32
Виталий - vshubin: 30.01.16 04:38

он проводит параллель с нацистской Германией (сюда надо добавить и тогдашнюю Японию). Очень сомневаюсь, что достаточно справедливо, проводит.

 

Оставьте порассуждать о справедливости паралелей украинцам, грузинам. или, например родственникам Немцова. 

Если не убедил, то просто подождите немного, и параллели проведут себя сами...

-8
Фома - fomakopaev: 30.01.16 04:51

Позвольте, всё-таки, мне иметь и своё мнение. Тем более что я не настаиваю на его абсолютной верности, поэтому так и написал: «Но пусть даже он (В.Шендерович) будет прав в этой параллели на все сто процентов». И что Вы предлагаете в этом случае? Каким образом устроить торжество справедливости по Шендеровичу?

Но как видите, и у М.Ходорковского другое мнение на этот счёт, отличное от В.Шендеровича. Вы бы ему что ответили?

+8
Павел - pavgod: 30.01.16 16:41

"Толерантность" Ходорковского (и иже с ним) началась не сегодня, и не в Лондоне, и даже не в колонии общего режима номер 10 в Краснокаменске Забайкальского края. Я лично никак не могу увидеть разницы между реквизициями 1918-33 годов (и не только) и практикой залоговых аукционов 1995 года и "разборок по понятиям" (и не только). В обоих случаях "толерантные гражданы" охотно объясняли и оправдывали это или жестокой необходимостью "построения нового мира", или "необходимостью радикальных реформ", с готовностью становясь на сторону преступников по обе стороны колючей проволоки. А вот про "принципиальность" и "идеологическую чистоту" иногда вспоминали лишь когда "два мордатых охранничка волокли" на этап, или к стенке. Что-то мне кажется, что в результате не Ходорковский поведёт Сечина в суд, а совсем наоборот. А скорее всего, они оба погонят туда ставших ненужными "толерантников", как уже много раз в России бывало. Не повторилось бы...

+20
shimon - shimon: 30.01.16 06:17

А разве Шендерович предлагает проливать кровь? Да, справедливость может и никогда не  восторжествовать, так можно пока просто не пожимать рук тем, кто не покаялся.

Ваши минусы не от меня.

0
Фома - fomakopaev: 31.01.16 03:56

Он не предлагает, а толкает страну к пролитию крови. Разумеется, можно и не соглашаться с Ходорковским, но на этот счёт он ясно высказался:

«Заигрываться в нерукопожатность — фактически означает толкать страну вместо революции в пекло гражданской войны»

-16
Honey badger - honeybadger: 30.01.16 22:32

«Сечину мне лично трудно, но, если это спасет от лишней крови, - пожму руку!».

Пожалуй не только руку пожмет, но и на работу возьмет.

0
Фома - fomakopaev: 31.01.16 04:05

Если такое случится (или хотя бы станет реально возможным), то это точно будут не худшие времена для России. 

-24
Honey badger - honeybadger: 01.02.16 12:02

Если такое случится (или хотя бы станет реально возможным), то это точно будут не худшие времена для России. 

Ну да. Преемственность власти и имущества (а также методов его приобретения) - о чем еще можно мечтать?

+20
Павел - pavgod: 30.01.16 15:08

...(жалко, Достоевский умер: ему бы понравился этот психологический изгиб).

Протестую ! Достоевский бессмертен !

© Скабичевский, aka Кот Бегемот

+26
Семен - semen-izdali: 29.01.16 05:42

Понравилось на Варонлайн (хотя не мой вопрос гос. язык Украины):

Зорба : Я прос то оставлю это здесь. Украинский сайт. Учебники на русском для героических подпольщиков, обучающих своих детей вопреки требованию гейропы и украинской хунты. http://prom.ua/Uchebniki-po-algebre.html?no_redirect=1
лично учился в 1992 г по учебнику геометрии Погорелова на русском языке. Сейчас он есть в русском и украинском вариантах. Поздравляю вас, господин, соврамши! (цитата и Мастера и Маргариты, если что).

max17020: Самое забавное  1980-год к пример - расцвет СССР по которому многие ностальгируют и ставят пример. УССР включая Крым- гос язык - украинский. Вся гос. и парт. пресса УССР на украинском . вывески на магазинах, предприятиях быта - украинский. половина школ русскоязычные с обязательным изучением украинского языка и литературы со второго класса. Половина школ с преподаванием на украинском языке , русский языка и литература со второго класса. Почему это тогда никого не беспокоило , не вызывало протесты ,митинги и прочее? или адепты русского мира, если таковые были, просто сцали тогда , так получается? или палец тогда еще не вырос из которого высасывают  Возьмем сейчас в 1989 году ( при СССР ) принят закон "О языках в Украинской ССР"  с 2012 действует закон Кивалова-Колесниченко ( авторство Партии Регионов с которой РФ в десны целуется) об основах государственной языковой политики тексты законов есть - пусть ткнут меня носом в ущемление чьих то прав в языковом вопросе )
+32
Семен - semen-izdali: 29.01.16 05:42

Дураки обожают собираться в стаи Психолог и сексолог Лев Щеглов – о сексуальной жизни во времена кризиса и о том, как власти России упрощают общественное сознание

+14
Семен - semen-izdali: 29.01.16 13:03

В Ульяновске из-за долга в 20 тысяч рублей коллектор поджег жилище с находившимся там младенцем

Бутылка попала на кровать, и в результате возникшего пожара пострадали  55-летний предприниматель и его двухлетний внук. Ребенок госпитализирован с ожогами лица и рук 2-й степени в ожоговое отделение ЦГКБ

+92
Lina - lina: 29.01.16 15:22

Нападение на женщину с детьми в Швеции

Я абсолютно не понимаю шведской невозмутимости. Там же на протяжении всего инцидента есть другие люди.А впечатление, как будто они одни - хулиган и женщина с двумя малышами. Она не зовёт на помощь, а прохожие, не обращая внимания, невозмутимо продолжают свой путь. Никто не пытается вытащить телефон, позвонить в полицию... Или я чего-то не уловила?

+32
Семен - semen-izdali: 29.01.16 16:25

Демократия это не вседозволенность, а жесткое выполнение демократически принятых законов.

+40
shimon - shimon: 29.01.16 23:31

Сама женщина как раз проявила похвальное неравнодушие - она же  помешала этому типу ограбить какого-то прохожего. Вот за это она и поплатилась - инициатива наказуема, увы. Этот хулиган явно не швед. Вот так иммигранты шведов и воспитывают - возможно, в следующий раз эта женещина уже не вступится за незнакомого прохожего. Ей-то не спешили помочь.

+24
Lina - lina: 30.01.16 02:26

Ей-то не спешили помочь.

Да и она не звала на помощь. Не надеялась? Привыкла, что привлекать к себе внимание плохо?

Быть может эта Маргот Вальстрём вовсе не антисемитка? Она упрекаяет нас, что защищаемся и да, шведы, кажется и вправду считают, что защищаться не надо. И действительно абсолютно не пытаются защититься.

+116
Вадим - vadim-astanin: 29.01.16 17:14

Из российской истории: Как сибиряки и уральцы восстали против власти

В июле 1920 года Совет народных комиссаров постановил:

«1. Обязать крестьянство Сибири немедленно приступить к обмолоту и сдаче всех свободных излишков хлеба урожаев прошлых лет с доставлением их на станции железных дорог и пароходные пристани... 4. Виновных в уклонении от обмолота и от сдачи излишков граждан, равно как и всех допустивших это уклонение ответственных представителей власти, карать конфискацией имущества и заключением в концентрационные лагеря как изменников делу рабоче-крестьянской революции». Репрессивное войско, призванное обеспечить выполнение постановления, поначалу насчитывало 9000 штыков и 300 сабель. Совнарком и подумать не мог, что для решения этой задачи понадобится вовлечь гораздо больше военной силы - около 20 полков и дивизий, четыре бронепоезда, тяжелую артиллерию.   

По сложившейся уже привычке рьяно и с жестокостью исполнять боевые приказы Москвы двинули сапогами в калитки свободолюбивых, не нуждавшихся ни в какой революции и не верящих ей «крепких хозяйственников» Урала и Сибири. И неожиданно получили столь яростный отпор, что в последующие советские годы предпочитали особенно не вспоминать: так, мол, кулацко-эсеровский мятеж. В действительности за вилы, топоры и берданки взялись больше 100 тыс. человек от Салехарда до Кокчетава, превзойдя по размаху и жестокости знаменитые Кронштадтский и Тамбовский мятежи. Образовался целый фронт, бушевала настоящая партизанская война. Погибнут тысячи красноармейцев, больше 50 тыс. повстанцев и мирного населения, в том числе женщин и детей. Методы этой войны будут крайне жестокими - с заложниками и массовыми казнями, стиранием с земли огнем и артиллерией целых деревень, обоюдными захватами многих крупных западносибирских городов, с последующими пожарами и разрушениями.

 

+50
Грицько - perelayaniy: 29.01.16 21:13

Не знал. Спасибо за инфо.

И во что превратила советская и постсоветская российская власть детей, внуков и правнуков восставших? 

+8
troll - troll: 30.01.16 18:51

Так вот строилась "молодая Советская республика" и устроить подобное во всемирном масштабе являлось основным намерением "заложивших мину", каковая была, несомненно, их самым "тяжким" грехом.

+26
Грицько - perelayaniy: 29.01.16 23:59

Ох, скорее бы сказанное Портниковым превратилось в итоги 2016 года. 

http://www.liga.net/opinion/267689_chto-ego-zhdet-putin-i-zapadnye-obvineniya.htm

+44
Семен - semen-izdali: 30.01.16 02:06

Нацгвардия лишила Семенченко офицерского звания

В стране, где Муженко, проигравший все, НГШ, добивают защитников страны.

+32
Вадим - vadim-astanin: 30.01.16 00:09

Гельземий вместо полония. Как смерть Перепиличного связана с делом Литвиненко

В желудке Перепиличного нашли следы яда

Financial Times рассказывает о начавшихся в четверг предварительных слушаниях по делу о смерти в британском графстве Суррей в 2012 году российского бизнесмена Александра Перепиличного.

На заседании было заявлено, что в желудке покойного, как и предполагалось ранее, были найдены следы ядовитого растения гельземий (gelsemium elegans).

Присутствовавшие на слушаниях адвокаты инвестиционного фонда Hermitage Capital (которому перед смертью Перепиличный помогал в расследовании операций по отмыванию денег в России) призвали коронера Ричарда Трэверса передать это сложное и важное расследование на рассмотрение в Высоком суде в силу «возможных параллелей» со смертью Александра Литвиненко.

+42
Грицько - perelayaniy: 30.01.16 01:28

Занятненько...

Интересно, те, кто готовит эти адские смеси и подсовывает их жертвам, знают о судьбе своих сталинских предшественников из бериевских "лабораторий"? 

+8
Вадим - vadim-astanin: 30.01.16 23:28

РБК:

Экспертиза выявила в организме зампреда ПАРНАС, координатора «Открытой России» Владимира Кара-Мурзы превышение допустимой концентрации тяжелых металлов. Политик уверен: это подтверждает версию, что его пытались отравить .

Главный вывод заключается в том, что в изученных образцах была значительно превышена концентрация четырех тяжелых металлов: марганца — в 59,5 раза (в образцах волос было обнаружено 33,9 нанограмма на миллиграмм), меди — в 1,8 раза (112 нанограмм на миллиграмм), цинка — в 2,25 раза (473 нанограмма на миллиграмм), ртути — в 1,2 раза (2,01 нанограмма на миллиграмм). Одновременно железа в организме было обнаружено в 19 раз меньше минимально допустимого уровня (0,68 нанограмма на миллиграмм).

Среди указанных веществ ядовитой является только ртуть, рассказал РБК завкафедрой судебной медицины ММА им. И.М. Сеченова Юрий Пиголкин. Однако он отметил, что сложно объяснить, например, увеличение концентрации марганца в организме почти в 60 раз.

+24
Грицько - perelayaniy: 30.01.16 04:10

Ну и как скоро??? Я думаю, понятно о чем я…

Физик доказал невозможность скрывать правду от народа

http://lenta.ru/news/2016/01/27/conspiracy/

+32
Михаил - mikhail-rom: 30.01.16 10:58

Честно говоря, это и без всякого распределения Пуассона понятно. Обычный здравый смысл. С другой стороны, тех, кто органически предрасположен ко всякого рода лженаучной галиматье вроде конспирологии, "альтернативной истории", дианетике, астрологии etc., etc., - не убедить никакой теорией вероятностей. Человеческая природа, и ничего с ней не поделаешь...

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину