25.01.14
Революция в Украине. Первые оценки и мнения
Текст интересный, но не бесспорный. Надеюсь, его содержание не нарушает Конституцию сайта. Как мне кажется, заслуживают внимания и другие тексты Виктора Ядухи об украинских событиях.
Виктор Ядуха
http://www.rosbalt.ru/blogs/2014/01/31/1227488.html
Майдан и русские
Ничто так не возмущает русского обывателя, как неоспоримые свидетельства его рабской покорности — и на востоке Украины, и на постсоветском пространстве в целом. События в Киеве высветили эту фундаментальную проблему нашего народа ослепительно ярко. Не замечать ее более невозможно, и это приводит обывателя в бешенство, бьет по самооценке, выталкивает из зоны комфорта.
Поляризация френдленты в оценках Майдана достигла эпических масштабов. Причем люди делятся не на сторонников и противников украинского протеста. Они делятся на тех, кто верит в возможность и необходимость «добиваться освобождения своею собственной рукой» — и тех, кто не верит.
Последние, как правило, верят в заговоры. Это удобно, поскольку не подразумевает активности. И чем глобальнее тайная закулиса, дирижирующая событиями на улице Грушевского, тем больше оснований сидеть на диване.
Это гораздо более фундаментальное явление, чем оценка текущих событий. Это жизненная позиция, феномен культуры и идентичности. «В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы. Не ходите дети в Африку гулять». Рано или поздно нам, русским, придется заняться обустройством собственной страны, которая — это очевидно — становится все менее пригодной для жизни. Но как мы это будем делать, если архетип национального поведения – это Сергей Юрьевич Беляков, «который очень любит разговаривать с телевизором»?
Обратите внимание – русский по преимуществу юго-восток Украины не навязывает Януковичу встречную повестку. Не организовывает свой собственный протест (подневольные «антимайданы» в поддержку мироеда Януковича не в счет). Не мобилизуется ради изменения или защиты чего бы то ни было – сближения с Россией или социальных благ. Он предпочитает ждать отмашки от начальства. Причем от любого начальства: для этих людей, как и для подавляющего большинства граждан РФ, все решается в столице.
Проханов у Соловьева на канале «Россия-1″ рассказывал, как побывал на Майдане: пассионарность, признает он, невероятная. Потом он же проехал по восточной Украине, поговорил с руководителями крупных предприятий, работающих с Россией, с технической интеллигенцией. И отметил пассивность, смерти подобную: «Ой, да это все политика. Да мы тут вне политики, да мы тут работаем, страну кормим», — говорили его собеседники. Имперец и почвенник, Проханов, по сути, признал, что восток Украины (а значит и русские) – это люди, лишенные субъектности, с которыми можно делать все, что угодно.
Сегодня мэр моего родного Севастополя г-н Яцуба провозглашает «Третью оборону» города от якобы наступающих на «украинский город русской славы» бандеровцев. Он выставляет на подступах милицейские блок-посты. Но это все — пока Янукович на месте. Я почему-то уверен, что мэр возьмет под козырек любой группировке, которая захватит власть в Киеве.
Если Янукович падет, я не удивлюсь, что власти и милиция юго-востока Украины тут же вывесят черно-красные флаги ОУН. А послезавтра, выслуживаясь перед новыми хозяевами, с таким же рвением начнут разгонять ими же самими устроенные «антимайданы». На примере Севастополя я наблюдаю эти метаморфозы уже много лет. Вот лишь самый яркий пример: при Ющенко местная милиция блокировала воинские части ЧФ России, задерживала флотские грузовики и отпущенных в увольнение российских матросов. А сейчас по приказу начальства они перекрывают въезды в город, чтобы «не пустить бандеровцев». Заметьте: делают это, по сути, одни и те же люди.
Однажды в 70-х покойного русского философа и диссидента Александра Зиновьева полушутя спросили на каком-то советологическом конгрессе: «Скажите, так как же нам победить Советский Союз?». На что великолепный, никогда и ни перед кем не прогибавшийся Сан Саныч так же полушутя ответил: «Сделайте генсеком ЦК КПСС своего человека». Было это незадолго до прихода к власти Горбачева.
Я не знаю, почему мы, русские — такие, и откуда все это есть пошло: иго ли, крепостничество, 17-й ли год, 38-й или 91-й. Но очевидно, что «русская вертикаль» предполагает безропотное подчинение при любой – даже самой галлюциногенной смене курса. Объявили в 91-м о роспуске СССР? Никто даже не пикнул. Объявят завтра о всеобщем переходе к буддизму с элементами шаманизма и транссексуализма – точно так же возьмем под козырек. Ибо воля начальника есмь воля божия, а всяко возмущение – от антихриста.
На западе Украины государевы псы если и следуют конъюнктуре, то в очень узком коридоре. Как только политика Киева начинает явно противоречить чаяниям местной общины, они посылают центр подальше и встают на сторону своих. То есть, общество здесь важнее корпорации (что мы наблюдаем и на Кавказе). На востоке же Украины, как и в России, указания начальства для «мента» во сто крат важнее мнения о нем земляков и соплеменников. Последних он и за людей-то особо не считает, и культурной идентичностью своей не дорожит: корпорация для него все, люди — ничто. В этом состоит одно из фундаментальных отличий восточной Украины от западной.
Отсюда два вывода. Первое – если Януковича вынесут вон на золотом унитазе, раскола Украины не будет: запад и центр просто навяжут востоку свою волю, а тот безропотно ее примет. Второе — разница между жителями юго-востока и населением сопредельной РФ невелика до полного стирания граней.И еще пара заметок на полях.
Покорность русского человека судьбе, как правило, тесно связана с его неумением, нежеланием и боязнью радоваться жизни. Ангедония — составная часть ментальности человека, живущего с ощущением, что он не принадлежит самому себе. Радости грешны (в жизни земной ликуют богатые да знатные, гореть им в аду, а мы в царствии небесном порадуемся), а уж радости, коим не предшествуют муки — грешны вдвойне. Мало того, что довольного жизнью русского подспудно считают преступником соседи по общине — он нередко ощущает преступником сам себя. За открытое довольство жизнью могут ведь и побить. Помню, в армии, когда я собирался в увольнение, предвкушая удовольствия «воли», старшина злобно прошипел: «А чего это ты такой довольный?». Конфликтов между нами не было ни до, ни после, но в тот момент его лицо было искажено злобой — то есть, он был готов ударить меня. Просто за нескрываемое довольство. Стоит ли удивляться, что отсутствие улыбок — визитная карточка РФ?
Еще одна вытекающая из ангедонии черта русских людей – это манера отвечать на вопрос «Как дела?». Отвечать «Отлично» не принято. Принято говорить: «Ничё», «Нормально», «У кого-то хуже». Мы боимся зависти, опасаемся приподниматься и выделяться, ведь над головами время от времени со свистом проходит коса. Забавно, но это роднит мрачноватых, сутуловатых, вечно ожидающих подвоха русских с тайцами, которых мне, в силу ряда обстоятельств, довелось узнать. Расслабленные пофигисты в массе своей, тайцы, в ответ на вопрос о делах, склонны жаловаться: мол, дела не очень. Правда, у них причина такого поведения — не боязнь человеческой зависти, а страх перед завистью духов. Они даже детям дают клички типа «Лимон» или «Курочка» — чтобы злых духов обмануть. Но если продолжать эту параллель, то окажется, что русский русскому — злой дух.
Я не собираюсь тут петь панегирики Майдану. Мне понятен и близок протест против Януковича, но сам бы я на Майдан не вышел, потому что мне кажется: для исторической России победа Майдана — это катализатор ее дальнейшего распада. Но вместе с тем, я не могу мириться с консервацией крайней социальной несправедливости в Украине и в РФ. И мне импонирует, как минимум, социальная составляющая украинского протеста (в том же Киеве в разгар битвы на Грушевского власти объявили о снижении тарифов на ЖКХ – немыслимое для России дело!). Майдан — это ведь еще и о цене унижения, и о границах терпения. У Украины была своя Кущевка — Врадиевка. Но после Врадиевки люди вышли на митинги. А в России — нет, хотя убийств в Кущевке было больше. Знаково? Конечно. Можно об этом рассуждать? Нужно.
Власть должна бояться народа — в противном случае народ будет бояться власти. Это аксиома. Если бы вы, те, кто однозначно осуждает сегодня радикальные протесты в Киеве, были выгодоприобретателями беспредела, в котором живете, вас еще можно было бы понять. Но, в большинстве своем вы, уж простите — бесправные «терпилы». Завтра в «Мазду» любого из вас врежется «Порш» сановного отпрыска — и вся ваша персональная стабильность закончится. И вы знаете об этом. Но при этом льете потоки желчи на тех, кто старается изменить свою жизнь. На тех, кто дает сдачи, когда его бьют.
Вы много мудро заклинаете, что «ничего не получится». Что «будет еще хуже». Что романтиков, если они и есть, после победы над Януковичем «как всегда» оттеснят циничные дельцы. Что все они марионетки в руках закулисы, и все предрешено. Какая-то крысиная мудрость, шипение из-под колоды. Активная часть жителей Украины делает то, что может, и то, что считает нужным. А вы — не делаете ничего, и не можете даже представить себе болевого порога, после которого вы очнетесь от спячки. От вашего имени в Украине действуют не помнящие родства иваны из спецслужб и «титушки».
Стоит ли русским – и на юго-востоке Украины, и в самой России — удивляться, что после победы любой из сторон конфликта «бандиты VS националисты» победитель не станет учитывать их интересы?
Интервью с бывшим сокамерником http://blog.i.ua/community/3062/1333410/#p0
Текст отличный и "конституцию сайта", на мой взгляд никак не нарушает. Всё верно написано.
Отсюда два вывода. Первое – если Януковича вынесут вон на золотом унитазе, раскола Украины не будет: запад и центр просто навяжут востоку свою волю, а тот безропотно ее примет. Второе — разница между жителями юго-востока и населением сопредельной РФ невелика до полного стирания граней.И еще пара заметок на полях.
Полностью согласен. С одним но, если Россия активно не вмешается. Хотя, такое вмешательство чревато непредсказуемыми последствиями и для самой России.
Уважаемый Олег!
Спасибо. Но я все-таки испытываю некоторое чувство неловкости, загружая такое количество информации.
Вот еще.
Личные ощущения от поездки в Киев Светлана Шмелева
http://www.snob.ru/profile/27851/blog/70989
Как и обещала, личные ощущения от поездки в Киев:
1. Наибольшую роль в заблуждении, как мне кажется, играют картинки. Я давно думаю о таком феномене: человек почему-то ассоциирует с адом исключительно физические страдания и огонь. Хотя действительно страшно лишь самосжигание - унынием, безразличием и страданием от недостатка вещей, которые нельзя пощупать (совесть, достоинство, вера, любовь).
Я и сама внесла лепту в это заблуждение. Конечно, хочется показать, что видишь вокруг. Это очень кинематографично, как многие замечали. Но фотографии не передают чувства, а следовательно - и причины горящего, поломанного. Они не объясняют почему человек взял палку (и главное - пользуется ли ей в реальности).
Словом, осознав эту ошибку и поняв, что картинки кардинально расходятся с образами и сутью тех людей, в том числе и героев моих снимков, я не выложу больше ни одной фотографии. Хотя отсняла их целую пленку.
2. Про сопереживание и миротворцев
Еще из Москвы я замечала всеобщее желание, чтобы события в Киеве прекратились любой ценой (кроме человеческих жизней, конечно). На самом деле это желание страшно, и вот почему.
Все, наверное, знают, что действия в Киеве происходят на очень небольшой территории. Более того - эта территория огорожена, охраняется и никто не то, что туда не зазывает, но и наоборот: людей предупреждают о том, что происходит внутри. А когда начинаются столкновения, зевак и женщин вовсе туда не пускают. Я нигде не видела большего беспокойства о людях, чем там внутри. Т.е. каждый человек в Киеве сейчас сам выбирает свой образ жизни. В том числе и силовики. За передовую им платят 700 гривен в час, обещают жилье. И там - для понимания - конкуренция за это участие. Поэтому речи о том, что там кого-то заставили, насколько я поняла, нет - даже у Беркута. А следовательно, по своей воле, люди вправе требовать того, на что они вправе - например, свободы для себя и остальных.
Поэтому сопереживание и молитвы могут быть, на мой взгляд, не о лишении их шанса на эту свободу с целью сохранить жизнь. А об их жизни в свободе.
Кстати, о священнослужителях. Еще в Москве я видела много фотографий, которые показывали, как эти великие миротворцы стояли между народом и силовиками. Но уже будучи там, я увидела, что стоят они не между, а с. С людьми за свободу, которую даровал Бог. В надежде, что Беркут развернется и все это прекратит. Почему должны развернуться те, кто стоит там за 700 гривен в час, а не те, кто стоит за свободу, надеюсь, тоже дополнительного обсуждения не потребует. Впрочем, замечу: я исхожу из того, что современное государство существует для своих граждан, а не наоборот. Оно должно служить человеку, а не наоборот. Как, простите, собака. Верная, надежная собака. Которую ты любишь, но все-таки не позволяешь разевать на тебя пасть. etc
Доброго всем дня, дамы и господа. Всех участников категорически приветствую, хозяина же сего ресурса - в особенности. Марк Семенович, не сочтите за расшаркивание, но - это мой первый пост на данном ресурсе - и в нем я просто не могу обойтись без благодарности Вам за Вашу работу. Спасибо, прочел (и перечел) - почти все Ваши книги. Хот в реальности наших стран Ваш труд во многом сродни Сизифову - но - не будем о грустном. А о чем будем? А будем о моей Родине. О Украине и о том что тут все таки происходит... на мой скромный сермяжный взгляд - не политика, но так уж сложилось что непосредственного участника.
Для начала немного в общем то известной хронологии. С чего все началось и когда? С отказа от Евроинтеграции? Нет, господа и дамы, все началось раньше. С изнасилованной конституции, с изнасилования предпринимателей, которое назвали "Налоговым Кодексом", с попыток принять Трудовой кодекс, который бы закрепил всех наемных работников в статусе бесправных рабов, и многого, многого другого. Все это понемногу скапливалось - на кухнях, в офисах, в душах. Но - когда начался первый "евромайдан" - это еще не полыхнуло. Был себе мирный такой майданчик с песнями и плясками молодежи, такая себе "дискотека с политическим подтекстом". Потому что ассоциация с ЕС - это не тот лозунг за который мы, граждане Украины, готовы встать и идти под дубиныки и пули.
А вот когда этих мирных и веселых студентов власть со звериной жестокостью разогнала, когда мразь в погонах, которая за мои налоги должна меня защищать догоняла и добивала по подворотням детей... Вот тогда все, сорвало. И - вышли. Я не знаю сколько нас было в тот день - и не возьмусь, как некоторые знатоки клавиатурного боя подсчитывать - нас было мого. Очень много. И мы пришли туда не по разнарядке и никто нам не платил. Но и в тот день - никто не хотел крови. Хотели ЗАКОННОГО наказания виновных. Законного, понимаете? Потому что это очень сложно - для самого себя в душе принать - закон в моей стране не работает. Это такая опасная истина, за признанием которой лежит ну очень неприглядная реальность - и в эту реальность никто не хотел.
Но - нас в эту реальность загнали. Мусорской дубинкой, беркутовскими пулями власть загнала нас в реальность того что ЗАКОН НЕ РАБОТАЕТ. А когда в стране не работает закон - законом для гражданина становится его совесть. Я как сейчас помню ту ночь когда Беркут пошел на разгон. Свою ночь, свой Рубикон. До 2 ночи - прямая трансляция. Потом - на себя то что не жалко и что может хоть как то смягчить удар. Поцеловать жену и спящего сына - и - на улицу. Ночь, спальный район - как добраться - непонятно - ничего - к утру дойду. А на улице... А на улице десятки таких как я. Да какие десятки, сотни... И десятки машин. Останавливаются сами - тормозить не надо. Один вопрос - "На Майдан?" - "Садись!". Сажусь. Едем. По дороге подбираем еще людей и до места доезжаем запакованными под завязку. Выгружаемся, бежим. На месте. Кто то в полувоенной форме с ором и матом строит в цепь. Становимся. Сцепляемся каждый с соседом - как показывает "командир". Стоим. Впереди какое то шевеление, крики, мат, вопли. И вот впереди обозначается стена щитов. Стоим. Сила на силу. Воля - на волю, взгляд - на взгляд. Я не помню кто был справа и слева. Хотя уже после мы вместе курили и что то пили - тогда это было не важно. Важно было то, что сила считавшая себя всесильной и безнаказанной вдруг у себя на пути наткнулась - на силу. На силу не готовую отступать но готовую драться. Пусть голыми руками, пусть зубами - не сочтите за красивый слог - это было именно так. И никакими словами мне не передать что творилось у меня внутри когда эта стальная стена начала отступать. А с уходом ее - пришел рассвет... После этой ночи я для себя очень четко осознал - я не уеду из этой страны. Потому что это моя страна и мой народ - и они стоят того чтобы за них бороться.
Марк Семенович, огромная просьба к Вам лично и к остальным участникам. Донесите - до кого сможете. То что сейчас происходит в Украине - это ни в коем случае не противостояние национальное или этническое. Майдан стоит в русскоязычном Киеве. Майдаан наполовину свою говорит по русски. Любой нацизм тут давят как паршивую гадину - что русский что украинский, уж поверьте. В свете этого удручает упорное педалирование темы национализма и бандеровщины - при чем что в провластных, что в оппозиционных СМИ (тот же 5 канал)... Кому то очень сильно хочется перевести социальный по сути своей протест в межнациональное противостояние - и желающие этого имеются по обе стороны баррикад - причем у них есть медийный ресурс для этого. Оно понятно - в мутной воде национализма потом очень удобно половить для себя мягкое кресло и доступ к корыту. А Майдан то стоит как раз для того чтобы пребывание при власти - кого угодно - перестало бы быть доступом к корыту.
Да, мы идеалисты. Да, мы прекрасно понимаем что скорее всего плодами того что мы делаем воспользуются негодяи. Да. Но. Но у этих негодяев навсегда останется в памяти - мы и Майдан. И от осознания того что ЭТО может повториться - им придется идти НАМ на уступки. Пусть не во всем. пусть в малом - дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Мы его сделали.
Уважаемый Алдар!
Вы очень точно и от души передали мотивы и чувства тех, кто на Майдане. Согласен и с Вашим объяснением причин появления Майдана.
Будьмо, Грицько.
Завидую Вам, уважаемый Алдар
А этот текст Ядухи поверг меня в ступор.
Майдан и русские: а что потом?
http://www.rosbalt.ru/blogs/2014/02/10/1231452.html
Виктор Ядуха
Сколь бы ни остра была текущая повестка, западу и востоку Украины уже сейчас надо обсуждать ее будущее устройство. Причем в деталях. А если оно не обсуждается, у русских есть основания считать себя пятачками из анекдота: "Винни, куда мы идем? — Свинину есть!".
Сторонникам Майдана может нравиться, когда говорят о молчании русских, из-за которого новую Украину создают без участия юго-востока страны. Но им очень не нравится, когда обсуждают сценарии отделения юго-востока.
Еще бы. Констатация факта неучастия русских в украинском проекте никому не отдавливает лапу. Одни вольны понимать это как сожаление о неподдержке русскими Майдана в нынешнем формате. Другие — подразумевать, что широкое представительство русских изменило бы его тон и повестку. А третьи думают о важности своего, русского, отдельного Майдана. И я, выходец с юго-востока Украины, в их числе. Etc
Вот то о чем я говорил. Вот оно - во всей своей красе. С какого боку Майдан представляют украинским? Майдан - он ГРАЖДАН Украины. Всех национальностей. Именно гражданство в полном своем смысле выводит нас на Майдан. Когда ты гражданин, а не подданый. И национальность тут дело десятое. Я сам родом с Полтавщины. Давайте Полтавщину назовем Западом, давайте? Или Днепропетровск. Или Запорожье. Черкассы - вот вам оплот бандеровщины, правда правда.
Неет. господин Ядуха, тут Вы врете. Осознано врете. Потому что русские не молчат. Они стоят на баррикадах, несут на Майдан еду и теплые вещи, лекарства, да, наконец, раскладные стулья которых не хватало в новом мед. центре - и те несут. Русские граждане Украины.
А вот подданые - те молчат. Что так же не удивительно. Не приучены подданые выражать свою позицию без начальственного указания. Думать оно хлопотно. Да еще ежели по совести, а не по начальственной указке - тут совсем беда... А уж МНЕНИЕ свое иметь... Это за гранью. Потому и не могут они связать двух слов когда их корреспондент чего то там спрашивает - не приучены. Думать, мнение иметь, решать - за себя. Не умеют. Только опять таки национальность тут не при делах. И рядом не стояла она - национальность.
Любовь - это ненависть
Религиозный скандал: священник пожелал силу – власти, а болезни – Майдану
http://vikna.stb.ua/news/2014/2/6/143715/
Чт, 6 февраля, 19:34
Вікна 18:00
Силу - власти, а болезни - Майдану. Религиозный скандал - в Киеве. В интернете появилась свежая проповедь православного священника. Она шокировала даже наибольших радикалов, а религиезнавцы, прослушав ее, вообще хватаются за голову.
Киевский Храм, конец января. Священник читает проповедь. Приветствует верующих с праздниками, призывает изучать Библию. А затем говорит что-то такое, чему Иисус точно не учил.
«Я молюсь о том, чтоб господь вселил страх и трепет в сердца и в кости мятежников. Чтоб бог послал им болезнь в дом и болезнь на улице. Страх на улице и страх в доме. Чтоб они сожрали друг друга. Я жалеть о них не буду, я их не жалею, я о них не молюсь…», - сказал протоиерей Андрей Ткачев.
Верховная Рада. Непримиримый автор скандальных законов от 16 января Вадим Колесниченко едва лишь с трибуны корил террористов. Узнает о той проповеди. И говорит, это для него даже уже слишком.
«Церковь у нас - вне политики. И церковь у нас вне государства. Она не имеет права заниматься политикой, и она должна заниматься делами, которые противоречат ну по сути Библии», - прокомментировал народный депутат Украины Вадим Колесниченко.
«Вони суперечать як Богословським так и всім другим вимірам. Неможна людям просто бажати зла. Не можна іменем господа бажати зла. Ми маємо єдине, що робити - зрозуміти, а не виправдати, чому пан отець в такий спосіб звинувачує тих хто обособлює Євромайдан», - ответил религиезнавець Виталий Шевченко.
Сам Андрей Ткачев – звезда московского Патриархата, пишет книжки, осуществляет программу на телевидении, пикетирует гейпарады, разоблачает Европу.
«Там есть много прекрасных вещей, а мы берем у них дрянь. Это плохая евроинтеграция. Нужно дрянь оставлять у них. Не нужно болеть их болезнями», - говорит протоиерей Андрей Ткачев.
Он служит в новеньком Храме, в центре, парковая зона. Священник соглашается растолковать свое скандальное обращение к парафии.
«Я против площади, я против революции. Я их ненавижу. Ненавижу всякие революции. У вас в сердце ненависть. Вы хотите, чтоб я любил все. Вы считаете, что Бог должен любить все? Любовь - это ненависть обращенная в другую сторону. Не умеющий любить не может ненавидеть….50.30 Ненависть это энергия любви, нужно любить что-то, чтобы что-то ненавидеть. Да, нельзя быть хомячком. Мне жалко милицию», - объяснил протоиерей Андрей Ткачев.
Говорит, его не так поняли. За рядовых майдановцев он готов молиться. А болезней просит главам протестов.
«Безусловно меня интересуют те которые пользуются народной энергией. И как серфингисты на этой волне катаются… Они враги? Враги будущего настоящего - конечно… Врага надо любить… Врага надо любить. Вы любите врага? Да. Если мы с вами повраждуем, мне нужно напрягать естество, чтоб мы помирились», - сказал протоиерей Андрей Ткачев.
Официальные спикеры московского Патриархата комментировать слова священника отказались. Говорят, это его дело. Впрочем, сегодня в Интернете исчезло видео скандальной проповеди
Бернар-Анри Леви: Мы все украинцы
Бернар-Анри Леви (Bernard-Henri Lévy)
Читать далее: http://inosmi.ru/sngbaltia/20140210/217395420.html#ixzz2sxKR5B7J
Народ Майдана! Сейчас на этой площади собрались все народы Украины. Западные украинцы и восточные украинцы. Жители городов и деревень. Татары и поляки. Казаки и евреи. Здесь есть внуки тех, кто пережил сталинский голодомор и массовые расстрелы в Бабьем Яре.
У нас в Париже есть площадь в Бастилии, которая стала колыбелью французского народа. У вас есть Майдан, где сейчас формируется украинский народ. Поэтому для меня как для гражданина родины прав человека большая честь находиться здесь в этот исключительный момент, который бывает лишь в истории великих народов.
Аресний Яценюк, лидер партии посаженной за решетку киевской дамы, недавно заявил с этой трибуны о формировании «параллельного правительства». Я искренне приветствую это правительство, которое зародилось на Майдане и уже обладает куда большей легитимностью, чем безвольные марионетки Кремля.
Не бюрократическая, а духовная Европа
У вас, народа Майдана, есть объединяющая вас всех мечта. Ваша мечта — это Европа. Не Европа финансистов, а Европа ценностей. Не бюрократическая, а духовная Европа. Не та Европа, что устала от самой себя и сомневается в собственном смысле и предназначении, а живая, кипучая, героическая Европа.
Поэтому европеец, который попадает сюда из охваченной сомнениями Европы, не представляющей, кто она такая и куда ей идти, испытывает, казалось бы, забытые чувства, когда видит здесь этот огонь. Вы показываете нам, какой должна быть Европа. Вы напоминаете нам, каким чудом может быть Европа, если развеять то, что немецкий философ и противник нацизма Эдмунд Гуссерль называл «прахом великой усталости».
Я гражданин Франции. И выступаю за федеративную Европу. Но сегодня на Майдане, где люди напоминают Европе о ее первейшем и главном предназначении, я ощущаю себя украинцем. Кроме того, я был неправ, когда говорил о европейской мечте.
Потому что ставшие во главе вашего движения мужчины и женщины каждый раз предельно четко описывают картину Европы: для всех и каждого Европа в первую очередь означает свободу, справедливое руководство, борьбу с олигархическим преступным государством, гражданские права.
Украина — бьющееся сердце всего континента
Вы даете плоть европейскому проекту. Вы возвращаете ему суть и программу. Вы придаете не только более чистый, но и более точный и богатый смысл слову и идее Европы.
Поэтому я считаю, что настоящая Европа именно здесь. Поэтому настоящие европейцы собрались тут на Майдане. Поэтому Украина — не вассал Российской империи, которому нужно слезно вымаливать право на сближение с Европой. Сейчас в этот самый момент она стала бьющимся сердцем всего континента с сосредоточием в Киеве.
Народ Майдана, мои европейские братья! Хочу сказать вам, что многие из нас, от Парижа до Берлина и прочих столиц, услышали ваше послание. Знаю, что вы ощущаете себя в одиночестве. Знаю, вам кажется, что Европа бросила вас и, повернувшись к вам спиной, отвернулась и от собственной сути. Это действительно так. Но у вас есть и друзья в обществе европейских стран. Кроме того, даже здесь, в дипломатических миссиях европейских государств, у вас есть тайные друзья, которые всем сердцем с вами и будут всячески помогать вам.
Они ваша надежда. Но и вы их. Если они бросят вас, вы проиграете. Но и если вас ждет поражение, то и они проиграют. Они это знают. Мы все знаем.
Народы утверждают свою независимость
Миллионы из нас поняли, что наша собственная судьба решается здесь и сейчас на площади Независимости, которую вы переименовали в площадь Европы. По возвращении во Францию я намереваюсь во всеуслышание заявить: никаких виз для зверей, которые подобно Людовику XIV с надписью «последний довод королей» на пушках, грозят силой обрушиться на Майдан. Я призову заморозить все их активы в банках Европейского Союза и в оффшорных зонах, на которые мы сейчас в состоянии оказать давление. В руках у демократий есть целый спектр разнообразных санкций, о чем нам сейчас необходимо напомнить.
В ближайшее время президент моей страны Франсуа Олланд встретится с главой Соединенных Штатов Америки Бараком Обамой. И кто знает, быть может, у него получится убедить того в очередной раз принять участие в операции по спасению похищенной части Европы?
В заключение, народ Майдана, хочу сказать вам, что уеду с камнем на душе, потому что знаю, что в ближайшие дни может произойти все, что угодно, даже самое худшее. Ведь хотя в долгой истории народов, которые утверждали свой суверенитет на центральных площадях городов, на ум в первую очередь приходят площадь Бастилии, Вацлавская площадь в Праге или афинская Агора, нельзя забывать о площади Тяньаньмэнь, которая стала примером утопленного в крови восстания.
Тем не менее, я покину вас с чувством невероятного восхищения вашей отвагой, хладнокровием, мудростью и умеренностью, которые стали примером для всего мира. Ваше оружие — это хладнокровие. Ваша сила — это спокойная решимость. Все вы, от простой буфетчицы Лизы до бывшего боксера Виталия Кличко, который, возможно, однажды станет президентом новой Украины, в один голос сказали мне, что ничто больше не остановит дух Майдана.
Кроме того, ваша сила — это дух ответственности, это дисциплина, с которой вы удерживаете баррикады, а за баррикадами заботитесь об освобожденной вами части города. Дело в том, что заботу о городе и великолепие цивилизаций означает одно и то же слово. «Цивилизованный» — это тот, кто любит civitas и несет в себе ценности цивилизации. С этим согласились бы и мастера, которые в Х веке расписали стены вашего Софийского собора, изобразив молящуюся Богородицу с воздетыми в знаке мира руками.
Наконец, ваша сила заключается в вашей высокой цивилизации, пусть вас, как и все европейские народы, преследует трагический и преступный период истории. Украина и Киев блистали, когда России еще не было и в помине. Поэтому в каждом гражданине Майдана больше культуры и истории, чем в сочинском хвастуне, этом дутом Тарзане, который является врагом святой Софии и ее мудрости.
Поэтому вы победите. Поэтому, рано или поздно, вы возьмете верх над Владимиром Путиным и его лакеем Виктором Януковичем. Я говорю вам: добро пожаловать в Европу!
Оригинал публикации: Bernard-Henri Lévy : « Nous sommes tous des Ukrainiens »
Опубликовано: 10/02/2014 17:25
Как скандируют на Майдане в знак одобрения: МО-ЛО-ДЕЦ Украина не расколота
Единство с Европой вовсе не вкусовая или культурно-географическая причуда интеллектуалов. Для большинства украинцев это их хлеб насущный
Андрей Зубов Vedomosti.ru Автор — историк, ответственный редактор двухтомника «История России. ХХ век»
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/22586271/slavyanskaya-zima#ixzz2szUnQH4t
11.02.2014
Для России события на Украине важны потому, что два народа связаны миллионами нитей, общностью языка, истории, веры
Восточнославянские революции любят зиму. Оранжевая революция началась на Украине 22 ноября 2004 г. и продолжалась до повторного голосования второго тура президентских выборов 26 декабря. Белая революция в России началась 5 декабря 2011 г. митингом на Чистых прудах в Москве. В отличие от украинской революции 2004 г., приведшей к власти лидеров оппозиции, русская белая революция не увенчалась успехом — протест москвичей растаял летом 2012 г. И вот теперь вновь Украина. С 30 ноября 2013 г. Киев, а потом и всю страну сотрясает самый мощный гражданский протест на всем послесоветском пространстве за все послесоветское время. Эта новая зимняя революция уже получила на Украине имя революции достоинства. И имя это очень точно определяет характер нынешнего общественного возмущения.
Это первая революция на послесоветском пространстве, не связанная напрямую с выборами, точнее, с фальсификацией результатов выборов. Революция роз в Грузии, оранжевая революция на Украине, революция тюльпанов в Киргизии, массовые выступления в Ереване в конце февраля 2008 г., белая революция в России — все они произошли из-за махинаций власти с волеизъявлением граждан. Граждане желали, чтобы их воля действительно определяла, кому властвовать в их странах, а власть — по-советски — рассматривала выборы как средство узаконивания собственного господства над страной, как демократическую ширму диктатуры. То, что люди не были заодно с властью, то, что их волю надо было искажать, демонстрировало две реальности: во-первых, большинство граждан этой диктаторской властью не были довольны и, во-вторых, если не большинство, то многие верили в нужность демократии как принципа государственного устроения.
Европа не причуда интеллигентов
Ныне свершающаяся на Украине революция вызвана иным — игнорированием властью желания людей видеть свою страну в объединенной Европе. В штабе сопротивления два флага — флаг Украины и флаг Евросоюза. Единство с Европой вовсе не вкусовая или культурно-географическая причуда интеллектуалов. Для большинства украинцев это их хлеб насущный. Ведь из-за нищенских зарплат и колоссальной безработицы множество граждан Украины вынуждены искать работу в странах Европы — от соседней Польши до далекой Ирландии. Сейчас украинцы в Европе — люди третьего сорта, бесправные гастарбайтеры, которые не могут рассчитывать на равную с гражданами Евросоюза защиту своего труда, пенсии, зарплаты, бесплатное медицинское обслуживание. Для них крайне сужены возможности легального трудоустройства. Болгар, румын, хорватов, поляков, литовцев всегда предпочтут им, обязаны предпочесть — ведь они граждане Евросоюза. А для молодежи закрыт бесплатный, по еврогрантам, доступ в европейские университеты, школы, профессиональные училища. Украинские проститутки на всех площадях Европы, украинские сиделки больных европейских стариков, прячущиеся от полиции и налоговой службы, в Италии или Испании — ныне печальная реальность. Но украинские девушки, будь Украина в системе Евросоюза, могли бы спокойно учиться и получать стипендию, а не продавать себя, а сиделки — сами лечиться или трудиться официально. И это весомый аргумент в пользу евроинтеграции.
Но нынешней украинской власти евроинтеграция не нужна, поскольку Евросоюз — это не только место трудоустройства граждан бедной страны, но и контроль еврочиновников над местной бюрократией, банками, денежными потоками, условиями труда и политическими процессами. Одна из потенциально богатейших стран Европы — страна черноземов, угля и стали, страна трудолюбивого и опрятного народа — по факту является одной из беднейших. Почему? Потому что в стране безраздельно властвуют бандитские кланы, которые политологи культурно именуют ФПГ, — финансово-промышленные группы, завладевшие всей приносящей доход собственностью Украины. Совершенно серьезно говорят о том, какая ФПГ управляет Донбассом, какая — Запорожьем, какая — Николаевом. Нищета народа — прямое следствие его обворовывания этими ФПГ, которые крайне низко оплачивают труд, совершенно не заботятся о безопасности и социальной защищенности работников, а все дивиденды кладут себе в карман. Крайняя роскошь и всевластие немногих и крайняя нищета и бесправие почти всех остальных — следствие такой жизни.
В сущности, подобным образом живут все 12 стран бывшего СССР, не интегрированные в Евросоюз. Харьковский коллега недавно с горечью и сарказмом сказал мне: «Вся разница между Россией и Украиной ныне в том, что у вас правят бандиты государственные — КГБ, а у нас просто бандиты, а КГБ у них на посылках». Интеграция в Евросоюз, безусловно, сократила бы всевластие пресловутых ФПГ и пусть не сразу, но ликвидировала бы их. Работникам пришлось бы платить больше, социальные гарантии обеспечивать по полной, финансовую отчетность делать прозрачной, демократию и местное самоуправление — настоящими. Нынешней властвующей элите Украины это совершенно не нужно. Более того — это угроза самому ее существованию. Намного проще сотрудничать с Россией и Китаем, где власть живет по тем же понятиям.
То, что жизненно необходимо народу, то для властей Украины — смерть. И потому на Украине революция, и потому главный лозунг этой революции — «Зека — геть!», а главный принцип — «достоинство». Люди Украины отказываются быть рабами ФПГ, они желают быть полноправными гражданами Европы. В этом вся суть нынешнего протеста.
Etc.
Об Олимпиаде и... новом имперстве
Российский неототалитаризм вступил в новую, более зрелую, стадию своего развития. ЧЕМ ЭТО ГРОЗИТ УКРАИНЕ?
Дмитрий Шушарин http://www.day.kiev.ua/ru/article/mirovye-diskussii/ob-olimpiade-i-novom-imperstve
11 февраля, 2014 - 09:48
Открытие Олимпиады потрясло мир. И это не преувеличение. Еще больше оно потрясло русских, живущих по всему свету. Происходящее в России и диаспоре, а также значение этого для Путина точно охарактеризовал постоянно мною цитируемый доктор Борис Гордон из Канады (сейчас из Канады):
• «Кстати, похоже, что сочинские Игры и их освещение тоже очень хорошо сработали на раскол, истерику и припадки злобы. Почти синхронно в «Известиях» вышли два откровенно провокационных текста — от Михаила Шахназарова и Максима Кантора. «Ура, у нас самая зрелищная церемония, Эрнст уделал вас всех, Путин побеждает, либералы обосрались». Оба текста вихрем пронеслись по социальным сетя, и закономерно вызвали ответную реакцию: а у вас Олимпиада на крови, а в районных больницах холод и разруха, а ваш Михалков козел, а ваша Кабаева чудовище, а вашей телекартинке мы не верим. Это вызвало ответный гнев: я всегда знал, что ты смердяков, а вот я люблю свою родину, и никому ее в обиду не дам. Дальше — больше. Разругались близкие люди, расфренды в соцсетях сменились смертельными обидами в реале.
• Агитпроп может пить шампанское: когда люди вот так наотмашь лупят друг друга, а также бьются в судорогах— спецназ можно не вызывать. Общество нейтрализовано, оно не способно не то что на осмысленные действия, — на саму попытку что-то осмыслить».
И в самом деле, критическое осмысление церемонии ограничивается констатацией того, что произошло отступление от привычных штампов — баня, водка, гармонь и лосось. Сплошной русский модерн и авангард. Прогрессивная общественность констатирует это либо со сдержанной радостью, либо с шипением: опять импортный вариант России. Как на Запад, так Малевич с Кандинским, а как русским — так Шишкин с Айвазовским. Ряд можно продолжить: Стравинский и Свиридов, Норштейн и Михалков. Но ни к чему. Если ограничиваться только этим шипением, то и компьютер включать нечего. Куда продуктивнее разобраться в восторгах.
Начнем с информации тех, кому понравилось. Например, Ольге Солдатовой — известному арт-деятелю. Вот что она пишет в ФБ (без редактуры и корректуры):
«Кроме Эрнста — спасибо 2 русским и команде блестящих иностранцев, которые сделали Церемонию открытия:
Андрей Болтенко — Главный режиссер Первого канала и постановщик церемонии.
Джеймс Ли — Технический директор (работал в Лондоне 2012), Специализируется на подвесных конструкциях.
Георгий Цыпин — художник декораций, работал в Метрополитан-Опера, Ла Скала, Большой театр.
Сильвия Хейес — режиссер постановщик, занимается крупными постановочными номерами — цирк Shangai.
Фил Хайс — хореограф воздушных гимнастов, директор воздушных постановок в Лондоне 2012.
Натан Рай — хореограф, постановщик номеров в мюзиклах «Иисус Христос Суперзвезда», «Мама Миа».
Шана Кэролл — хореограф, постановщик Цирка дю Солей
Натали Симрад — главный визажист Цирка Дю Солей
Ким Баррет — художник по костюмам, шоу Цирка Дю Солей, «Человек Паук», «Три короля», «Облачный атлас».
Хотите получить экспортный товар, импортируйте специалистов. Путинский агитроп взял еще одну высоту, поскольку действовал адекватно природе того общественно-политического устройства, которое он продвигает.
• Да, снова и снова мы возвращаемся к тому, что, отказавшись от сформулированной идеологии, нынешний режим перенес свое утверждение и продвижение в сферу массовой культуры. Невозможно не видеть связи между сочинским шоу и тем погромом науки и культуры, который идет в России. Другим словом это не назовешь. Массовая культура не может заменить идеологию, но она может опустить до своего уровня все, что производится в условиях идеологического плюрализма. Содержание не важно — мели, Емеля, твоя неделя. Важен уровень, важно качество.
В самом начале путинского правления я описал эту ситуацию так: «Массовая культура, как известно, ценностей не производит. Она их тиражирует. Идеологема предшествует мифологеме. А мифологемы постсоветского масскульта происходят от самих себя. Четких и ясных идеологем, которые артикулировали бы осознанно принятую и иерархически структурированную систему общественных ценностей, не существует».
• Вот эта подмена и была положена в основу позиционирования путинской России в мире, которому на церемонии в Сочи показали мифологему, за которой ничего нет. Но это не имеет никакого значения. Всемирно известные мастера массовой культуры вызвали слезы восторга у миллиардов. И свели на нет старания кучки интеллектуалов в России и мире, которые хотят разобраться в российских делах.
Церемония открытия знаменовала новый этап в преодолении логоцентризма прежних лет. Теперь на мировом уровне. Внутри России это уже произошло. Русский неототалитаризм вступил в новую, более зрелую стадию своего развития. Теперь можно говорить о принципиальном, качественном его отличии от тоталитаризма классического, логоцентричного Отход от логоцентризма стал очевиден, когда стало ясно, что на словесную критику режим обращает куда меньше внимания, чем на участие в массовых акциях. Точнее, не так. Речь идет о допустимости поведения в определенной нише, при определенном статусе. Что позволено быку, не позволено Юпитеру: критика власти пока допустима в статусе журналиста, но немыслима в устах человека во власти. То есть на первом месте не слово, не смысл и содержание высказывания, а поведение, соотнесенное со статусом.
• Нынешний русский неототалитаризм серьезнее, опаснее и глубже прежнего, логоцентричного. Это большее приближение к варварству, нежели в советские времена, когда люди, занятые словесным производством, были либо придворными, либо объявлялись врагами режима, порой меняя статус один на другой. Придворные политтехнологи Павловский и Сурков строили прежний, классический тоталитаризм, но в одночасье оказались просто не нужны. Новая, более высокая, стадия неототалитаризма обесценивает труд и лояльных, и оппозиционных интеллектуалов.
Русский неототалитаризм не победил логос — это невозможно, иудео-христианскую цивилизацию так просто не одолеешь. Он преодолел логос в одной, отдельно взятой, стране. Последствия для этой страны уже почти ясны. Одно из них то, что она представляет опасность для мировой цивилизации. И опасность эта будет только расти.
• У сочинской церемонии было две важнейших особенности. Это ее особый историзм и то, что может быть названо новым русским имперством. Обе темы осветить здесь невозможно. О новом имперстве стоит поговорить особо, а вот об особом историческом сознании, лежащем в его основе, скажем здесь и сейчас.
Одной из составляющих идущего ныне упразднения просвещения является создание новой концепции истории России. Связь между этим погромом и сочинской церемонией уже отмечалась. Продолжая эти рассуждения, скажу вот что: мы видели классические языческие мифологемы творения мира, золотого века, культурного героя (Петр I), бед и несчастий, эпических войн. И все это лишь предыстория нынешнего великого правления и нового «Русского мира». Тут уже начинается новое имперство, заявленное с самого начала в новой русской азбуке.
• Но продолжим про новый историзм. Цикличность русской истории очевидна, об отсутствии поступательного исторического развития России говорилось не раз. Однако это — взгляд исследователя, со стороны. Нам же продемонстрировали варварское историческое самосознание, в котором вообще нет истории. О каком бы значимом историческом событии речь ни пошла, оно воспринимается как происходящее здесь и сейчас. Лучше всего это видно на отношении к истории Второй мировой войны — русские политики до сих пор обретаются в этом эпосе и живут этими мифами.
• И именно поэтому любые национальные движения в Украине будут трактоваться как нацистско-бандеровские. То же касается и стран Балтии.
Одно из очень важных последствий церемонии — мобилизации значительной части русской диаспоры, в которой ныне весьма популярен Путин и его политика. Но это уже — о новом имперстве, отсчет которого можно вести с церемонии открытия сочинской Олимпиады.
Дмитрий ШУШАРИН, историк, публицист, Москва, специально для «Дня»
Рубрика:
Газета: День №24, (2014)
ИА REGNUM » Новости » Политика » Киссинджер: Путин видит в…
Киссинджер: Путин видит в украинских событиях то, что мы хотели бы сделать в Москве http://www.regnum.ru/news/polit/1763734.html
"Владимир Путин видит в событиях на Украине генеральную репетицию того, что мы хотели бы сделать в Москве", - заявил бывший госсекретарь США Генри Киссинджер в интервью CNN.
По словам Киссинджера, события на Украине важны для России, поскольку современное российское государство началось именно с Киева. "Киев когда-то назывался Киевской Русью. Так, что политическое и, более того, религиозное развитие России началось с Киева. Затем произошёл раскол (точнее было бы сказать «раздел» - ГП), но с конца XVII начала XVIII веков Украина (часть Украины – ГП) входила в состав России. И я не знаю ни одного россиянина, неважно диссидент он или занимает проправительственную позицию, который бы не считал Украину, по крайней мере, важнейшей частью российской истории. Поэтому русские не могут равнодушно относиться к будущему Украины. Я однозначно за независимую Украину, и за Украину, имеющую органичные отношения с Европой. Однако чтобы понять российскую позицию, следует взглянуть на историю", - считает бывший госсекретарь США.
Сложившуюся ситуацию на Украине, а точнее, в центре Киева, Киссинджер не характеризует как борьбу демократических сил, желающих строительства органичных отношений с Европой с пророссийски настроенным президентом Виктором Януковичем. "Нет, я так не думаю. Восточная часть - проправительственная и тяготеющая к России. Западная часть - чем дальше, тем в большей мере - католическая и прозападная. Так, что думаю, мнения разделены примерно поровну. Что же касается противоборствующих сторон на Украине, по моим впечатлениям, у каждой есть и демократические, и олигархические элементы. И я не считаю нынешнего президента неизбежно пророссийским", - отмечает Киссинджер.
По его мнению, Владимир Путин в событиях на Украине видит генеральную репетицию того, что "мы хотели бы сделать в Москве". "Да, это касается и смены режима. И того, что все это происходит так близко к сочинским Играм, что его (Путина) подозрения лишь усугубляют. Путин считает распад Советского Союза большой исторической катастрофой. Очевидно, что крупнейшая республика, получившая независимость, это Украина с 50-милионным населением. И он не может относиться к этому безразлично", - подчеркнул он.
Администрация президента США Барака Обамы, по словам Киссинджера, в вопросе Украины склонна делать публичные заявления о демократических событиях, как если бы все можно было решить на воскресном ток-шоу. "Не то, чтобы я не согласен с курсом администрации, но и не считаю необходимым делать это так публично. И необходимо лучше представлять себе долгосрочное историческое развитие", - размышляет американский дипломат.
Между тем, он считает проблематичным строительство отношений с Россией из-за ее имперского сознания. "Построение отношений между Россией и остальным миром, между Россией и нами - это огромная проблема. Потому что Россия на протяжении всей своей истории была империей и ее самосознание зиждется на имперских достижениях. Россия граничит с Китаем - это стратегический кошмар. Русские граничат с Исламом - это идеологический кошмар. У России есть граница с Европой, исторически весьма шаткая, она постоянно менялась. С другой стороны, российские правители на протяжении всей истории правили, создавая впечатление собственной важности за границей. Так как же сплотить страну, показывая себя грозным за границей, при этом понимая, что возможны и необходимы большие компромиссы? Думаю, это главная трудность, с которой сталкивается Путин. И не в наших интересах доводить их до состояния "осажденной крепости", когда они решат, что им нужно показать на что они способны", - заключил Киссинджер
Ирина Бекешкина: Сражения Хмельницкого закончились присягой царю
http://dif.org.ua/ua/mass_media/is-prisjagoi-caryu-.htm
Какова природа Евромайдана, и какими должны быть его уроки – для власти и тех, кто, согласно Конституции является единственным источником власти в Украине?
Ответы на эти вопросы Facenews ищет с известным социологом, руководителем Фонда «Демократические инициативы им. И. Кучерива» Ириной Бекешкиной.
По мнению эксперта, с тем, чтобы не было обострения ситуации, достаточно было сразу после избиения студентов отправить под следствие и суд министра внутренних дел Виталия Захарченко.
«Но отставка Захарченко не состоялась. Почему? Потому что, как мне кажется, тут принимают непосредственное участие консультанты из соседнего государства. Они и убедили президента в том, что он должен любым способом придушить эту гидру», - говорит эксперт. Детали – далее в интервью.
- Ирина Эриковна, каковы Ваши личные ощущения от того, что сейчас происходит в нашей стране? С одной стороны, мы видим переговоры оппозиции и власти, но с другой, – есть кулуарная политика, которая правит балом.
- Вы спросили об ощущениях – они очень тревожные, поскольку я считаю, что власть не осознает сути происходящего, действует нерационально и непредсказуемо. С тем, чтобы не было обострения ситуации, достаточно было сразу после избиения студентов отправить под следствие и суд господина Захарченко.
Но этого не произошло, потому что, как мне кажется, тут принимают непосредственное участие консультанты из соседнего государства. Они и убедили президента в том, что он должен любым способом придушить эту гидру. Это первое.
Второе: зачем, спрашивается, необходимо было принимать те абсолютно абсурдные законы 16 января? Затем, чтобы взять заложников и потом, имея переговорные козыри, их отменять? Тут, на мой взгляд, нет совершенно никакого рационального расчета. Во всяком случае, если отталкиваться от интересов Украины, а не соседнего государства.
- Как Вы считаете, оппозиционеры могут убедить людей, стоящих на Майдане, в выигрышности достигнутых с властью переговорных результатов?
- Дело в том, что оппозиционные лидеры не руководят Майданом, хотя бы потому, что не они вывели людей на улицу. Кстати, согласно нашему опросу, который проводился среди тех, кто постоянно пребывает на Майдане, 11% респондентов ответили, что они представляют политические партии, 11% - гражданские организации, а 80 процентов – там сами по себе. Эти 80%, к слову, очень разные люди с разными интересами и представлением того, чего они стремятся достичь.
В целом, если для оппозиции переговоры с властью являются вопросом «провайд», то для Майдана это, скорее, несформулированный вопрос изменения жизни вообще. Тем не менее, надо отметить, что никакого плана того, чего следует достичь в результате, у Майдана нет. Майдан организован горизонтально с точки зрения деятельности отдельных подразделений, которые обеспечивают его жизнедеятельность. Однако там нет вертикальных структур.
- Может ли эта вертикаль проявляться в том, чтобы Майдан требовал своего присутствия в переговорах с президентом Януковичем?
- В том числе. Но кто это должен быть – человек или группа людей- большой вопрос. Как, впрочем, большим вопросом является и способ определения переговорщиков от Майдана. Единственное, что может хоть как-то повлиять на ход событий – это отставка Януковича и возвращение к Конституции редакции 2004 года. Однако очевидно, что это неприемлемо для президента.
- Как Вы считаете, почему Президент Янукович довольно-таки длительное время попросту игнорировал Майдан и, соответственно, его требования?
- До определенного времени он думал, что все само собой рассосется, люди разойдутся, потому что за окном зима, мороз, холод. Но в итоге все произошло по-другому: в Киев съехались наиболее решительные люди.
- Каким Вы видите финал Майдана, его уроки, достижения и так далее?
- Я предельно часто вспоминаю нашу трагическую историю и понимаю: все, что происходит сейчас, может быть еще одной неудачной попыткой создать украинскую государственность. И, знаете, почему? Только лишь потому, что один человек очень хочет сидеть в президентском кресле.
Я убеждена, что обеим сторонам конфликта сегодня следует четко понять: победителей не будет. Они должны осознать, что мало счастья быть диктатором в залитой кровью стране, где тебя ненавидит большая часть народа и полностью зависимым от милости царя соседнего государства.
Вместе с тем, другой стороне тоже стоит вспомнить страницы истории.
Да, вне всякого сомнения, героизм возвеличивает душу, но как славно сражались казаки Хмельницкого, какие победы получали, а чем это все закончилось? Переяславской Радой и присягой царю.
Автор: Наталия Ромашова
Источник: Новости Facenews - http://www.facenews.ua/articles/2014/187833/
http://dif.org.ua/modules/pages/files/1390828563_2866.pdf
The Impact of Europeanization on Democratic Transformations:
The Cases of Slovakia and Ukraine
Maria Zolkina
Analyst of the Ilko Kucheriv Democratic Initiatives Foundation
The research project is realised within The Ilko Kucheriv Democracy Fellowship programme, which is a project of PASOS (Policy Association for an Open Society), carried out in conjunction with the Ilko Kucheriv Democratic Initiatives Foundation (DIF), Ukraine. The programme has been made possible with the financial support of the National Endowment for Democracy (NED), with mentoring from Polish Ukrainian Cooperation Foundation, Poland. November 2013