04.09.13

Николай Савченко, Потери ВОВ в зеркале демографии

Долгожданная статья постоянного посетителя нашего сайта. Читать обязательно

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
0
ffiilliipp - ffiilliipp: 08.09.13 18:35
Комментарий удален
+8
о. Николай Савченко - pravoslavnij: 09.09.13 00:42

Выше я приводил статистику мужчин 1921-24 годов рождения по СССР по переписям 1970,79,89 годов.

Но вполне адекватные данные мы можем увидеть не только в целом по СССР, но и по всем руспубликам СССР в отдельности и по всем областям в отдельности.

Неужели сфальсифицировали все переписи до 1989 года включительно?

Более того, даже перепись 2002 года позволяет легко доказать, что слова про "уцелел 1 из 20" -- это сильнейшее преувеличение.

На 2002 год в России прожавало по переписи 90 тыс. мужчин 1921 года рождения, 113 тыс. мужчин 1922 года рождения и 129 тыс. 1923 года рождения.

Получается, что даже К 2002 ГОДУ И ПОСЛЕ ОТДЕЛЕНИЯ ВСЕХ РЕСПУБЛИК СССР убыль мужчин 1921 года не достигла того мифического процента (95%).

И олучается, что перепись 2002 года вполне адекватна численности мужчин на 1959 год.

А вот убыль с 1939 по 1959 год -- громадна. 45-47%. В абсолютных значениях это от 700 тыс. до 1 млн. 

0
Михеев - mikheyev: 11.09.13 04:31

"уцелел 1 из 20" -- это сильнейшее преувеличение

Ветеран мог и ошибаться.  Где-то уцелел 1 из 10, а где-то  и 1 из нескольких. Но, для того, чтобы соответствовать опубликованным цифрам переписи, уцелеть должны двое из трёх призывников  1921 г. рождения, то есть  большинство призванных 1921 г. рождения, что противоречит рассказам ветеранов.

Государственная статистика  - это и  идеологический инструмент авторитарной власти.

0
shimon - shimon: 11.09.13 04:42

Но, для того, чтобы соответствовать опубликованным цифрам переписи, уцелеть должны двое из трёх призывников  1921 г. рождения, то есть  большинство призванных 1921 г. рождения, что противоречит рассказам ветеранов.

Не призванных, а родившихся.

Если с 1939 по 1959 погибло 45-47 % от рожденных в 1921, то уцелело отнюдь не две трети. А среди призванных - несравненно меньше, разумеется.

+9
Семен - semen-izdali: 08.09.13 21:11

Не в тему. Мединского понесло (от слова понос):

Мединский: А за ним — остальные с синими погонами, а следом и штрафники, и зэки, и солдаты. И ты понимаешь, что это один народ.
«Культура»: То есть, внутри Отечественной нет Гражданской.
Мединский: Совершенно верно. Каждый понимает, что где бы он ни стоял, по какую сторону стола следователя, все они вместе перед смертью и перед своей совестью — одна страна.

И с обоих сторон стола совесть???????

+8
Михаил - mikhail-rom: 08.09.13 22:09

Да к этому... извиняюсь за выражение, министру - слово "совесть" вообще никаким краем не приложимо... Как, впрочем, и слово "ум".

http://grani.ru/blogs/govnomer/entries/218629.html

+8
Семен - semen-izdali: 08.09.13 22:08

Таких людей и тянуливсегда "наверх". такие и "пересчитали" в 1939-м, то, что не понравилось в переписи 1937-го года. Хотя и в 1937-м статистики были "идейно выдержанные и социально близкие".

+4
Михеев - mikheyev: 13.09.13 14:03

Попытаюсь приблизительно подсчитать потери СССР военнослужащими в ВОВ. Сначала подсчитаю число призванных. Население СССР вместе с присоединёнными территориями перед войной 197 млн. Мужчины призванных возрастов (17-50 лет) составляют приблизительно 25% всего населения, т.е. 49,5 млн. Вычитаю 1,7 млн мужчин, находившихся в лагерях. Вычитаю инвалидов всех групп, которых приблизительно 7%, получаю 44,2 млн. Чтобы из этих 44,2 млн приблизительно определить долю оставленных специалистов с бронью на предприятиях в тылу, буду исходить из следущих соображений. Если, например,  токарь может за несколько недель обучить работе на станке женщину или подростка и уйти на фронт, то инженер не может аналогично подготовить себе замену. Поэтому принимаю долю специалистов с высшим образованием среди взрослого населения (2%) приблизительно равной доле оставленных специалистов с бронью из этих 44,2 млн. После вычета 2% из 44,2 млн получаю число призванных мужчин 43,3 млн.

Численность Вооружённых Сил СССР в конце войны 12,8 млн. Убыль 30,5 млн - это в основном погибшие, демобилизованные по состоянию здоровья и попавшие в плен. От этих 30,5 млн вычитаю 3,8 млн демобилизованных по состоянию здоровья и 1,8 млн вернувшихся живыми из плена и нахожу, что

потери военнослужащими (погибшие на фронте и умершие в плену) - приблизительно 25 млн.

+9
Georgy - gr13: 09.09.13 19:57

Вычетаю

вычИтаю:
ВЫЧИТАТЬ, вычесть что из чего (считать), умалить, убавить, уменьшить что чем; отнять часть от целого, меньшее число от большего.

а почему Вы забыли тех, что не вернулся из плена, а осели в других государствах и часто даже живы до сих пор?

0
shimon - shimon: 09.09.13 22:16

Я не думаю, что "высококвалифицированный токарь может за несколько недель обучить работе на станке женщину или подростка". И просто известно, что многих рабочих оборонных заводов не брали на войну. Как и студентов, железнодорожников... И были остарбайтеры, и дезертиры в большом количестве. И посаженные.

С другой стороны, мужчин призывных возрастов было больше, судя по цифрам из обсуждаемой статьи. И женщины тоже гибли. И была сверхнормативная смертность. И был геноцид. И погибшие при депортациях.

0
Михеев - mikheyev: 10.09.13 02:23
.shimon - shimon: 09.09.13 15:16

Я не думаю, что "высококвалифицированный токарь может за несколько недель обучить работе на станке женщину или подростка".

Машинист  паровоза  не  может, а токарь может  обучить за несколько недель.  Конечно, этот обученный не будет работать как высококвалифицированный рабочий. Я даже читал про то, что подростки во время войны обучали пленных немцев работе на станках.

        И просто известно, что многих рабочих оборонных заводов не брали на войну.

Так ведь во время войны все заводы были оборонными. Велосипеды и патефоны во время войны не производили. И призывали со всех заводов.

0
shimon - shimon: 10.09.13 02:28

Конечно, этот обученный не будет работать как высококвалифицированный рабочий.

Но кто-то должен быть и высококвалифицированным рабочим.

И призывали со всех заводов.

Но не всех.

0
Михеев - mikheyev: 10.09.13 03:12

Но кто-то должен быть и высококвалифицированным рабочим.

Конечно! На заводах было немало  высококвалифицированных рабочих  старше 50 лет.

0
shimon - shimon: 10.09.13 05:17

Что значит, "немало"? Если раньше были миллионы, то потом нужда не уменьшилась, а разве что увеличилась. И вот же факт: давали бронь, это хорошо известно. Мужчинам старше 50 бронь не нужна. Еще раз: даже студентов не брали, начиная, кажется, со второго курса.

+1
Михеев - mikheyev: 12.09.13 00:56

Немало высококвалифицированных рабочих старше 50 лет - это означает  достаточное количество  для того, чтобы при возникновении вопроса по работе у кого-нибудь из недавно обученных женщин и подростков объяснить и показать. Хоть и не с высшим качеством, но работа шла, заводы работали.  Один тракторист рассказывал, что во время войны дизеля для танков изготовляли с такими большими зазорами, что было удивительно, как эти дизеля работали.

0
shimon - shimon: 12.09.13 01:49

Если из квалифицированных рабочих младше 50 взяли в армию половину, этого достаточно для описанного Вами эффекта.

+7
Родион - tripleks: 10.09.13 00:27

"Бронь" в 2% от призывного контингента,предпологаю что Вы не знаете историю Второй Мировой Войны,извините.

+16
о. Николай Савченко - pravoslavnij: 10.09.13 05:02

Несколько цифр к обсуждаемой теме.

Население СССР в границах 1959 года на январь 1939 года -- 190,01 млн. Все таки 197 млн. на 22 июня 41 года -- это явная переоценка. Все группы населения с 1937 и 1939 года менялись слишком предсказуемо, чтобы откуда-то вдруг взялось дополнительно несколько миллионов.

То есть 190,01 млн. -- это вместе с Закарпатьем и Тувой, но без Белостокской части, района Санока  и Перемышля, переданных Польше.

Доля наших групп населения во всем населении СССР в целом следующая на 1939 год:

м-31,0%, ж-32,8%, д-23,2%, с-13%.

 В РСФСР она следующая на 1939:

м-30,2%, ж-33,0%, д-23,6%, с-13,2%.

В вышеприведенных оценках есть еще одна маленькая неточность. Все-таки военные призывные возраста не могут оцениваться только как 17-50 лет на 1941 год. Ведь 1928 год призывался в 1945 году, а в 1941 году этим ребятам было еще только 12 полных лет и исполнялось 13. А в 1945 году им было 16 полных лет и исполнялось 17.

Поэтому я считаю 1889-1928. Я понимаю, что этот предел дискуссионный. И были призывы даже более старшах.

Но это вполне адекватно. И получается, что мужчин таких возастов -- 31% в населении.

+1
Михеев - mikheyev: 10.09.13 01:37
Родион - tripleks: 09.09.13 17:27

"Бронь" в 2% от призывного контингента,предпологаю что Вы не знаете историю Второй Мировой Войны,извините.

Если вы знаете историю, подскажите мне хотя бы приблизительно  этот процент,  я подправлю свой расчёт военных потерь и буду вам очень благодарен. Только, разумеется, здесь идёт речь не о временной броне , в течении которой рабочий подготавливал  себе замену, а о броне в течении всей войны.

-2
Родион - tripleks: 10.09.13 03:26

Доля городского населения перед войной-36%,соотвественно"бронь"-30% от призывного контингента.

+1
Михеев - mikheyev: 12.09.13 00:29
      shimon - shimon: 08.09.13 14:37

В 20 лет человек мог быть рабочим оборонного завода, или студентом. Те и другие могли получить бронь. Как и железнодорожники.



Чтобы реальное соотношение между женщинами и мужчинами 1921 г. рождения было после войны таким, каким выглядит в опубликованных данных  послевоенных переписей, необходимо, чтобы не меньше половины всех парней 1921 г. рождения были студентами и работниками паровозных бригад. Призывали со всех заводов. Нельзя сильно доверять советской статистике.

0
shimon - shimon: 12.09.13 01:51

Так не все же призванные погибли, слава богу.

0
Михеев - mikheyev: 12.09.13 14:07

Я писал о том, что по рассказу ветерана 1921 г. рождения на войне уцелел 1 из 20 его ровесников. Даже если он ошибся, и уцелел 1 из 10 или 1 из нескольких, не могут быть верными цифры переписи 1959 г., где соотношение между мужчинами и женщинами 1921 г. рождения 1 к 1,5.  Для верности такого соотношения необходимо, чтобы не меньше половины парней 1921 г. рождения остались в тылу с бронью. Поэтому верить опубликованным данным переписи нельзя.  Автор статьи ввёл в заблуждение читателей сайта тем, что опирался на сфальсифицированные данные переписи.

0
shimon - shimon: 12.09.13 21:37

Я уже отвечал: данные этого ветерана, видимо, эмпирические, основаны на личном опыте. А он оказался нерепрезентативным. Например, многие из призванных воевали в ближнем тылу, или служили в охране. Для того, что погибла примерно половина мужчин, родившихся в 1921, как и выходит по переписи 1959-го, призвать, разумеется, должны были гораздо больше. И из призванных погибло большинство.

+8
- : 12.09.13 03:35

Пожалй стоит вспомнить тот факт, что с 1943 года очень много квалифицированных работников вернули из действующей армии в промышленность.

+9
Фома - fomakopaev: 12.09.13 04:01

«очень много» - это сколько? Хотя бы приблизительно?

0
- : 12.09.13 04:48

Кривошеев:

- передано для работы в промышленности, местной противовоздушной обороне и в подразделениях военизированной охраны -  3 614, 6 тыс

 

0
Фома - fomakopaev: 12.09.13 05:09

Очень интересная формулировка. Разве местная противовоздушная оборона не относилась к РККА?  А подразделения военизированной охраны куда относились?

И сколько же из них всех непосредственно передано для работы в промышленности? И кстати, тут нет слов «квалифицированных работников», как Вы заявили в первом комментарии. Может, они разнорабочими трудились.

И ведь не сказано, что вернули, но – передали. Может, передали на время? Лишку призвали, пока не нужны, пусть поработают, потом вернут назад в РККА и на фронт отправят. Может, так было?

+8
- : 12.09.13 06:03

Вряд ли они разнорабочими являлись, вряд ли были такие, что "пока не нужны". В 1943 году после Курска, видимо, уверенности больше было в своих силах, потому посчитали, что такие люди в промышленности важнее, чем на фронте, тем более надо было восстанавливать промышленность на освобождённых территориях. Из художественной литературе на памяти у меня один пример, как человека, провоевавшего пол-войны в морской пехоте, перевели служить по гражданской специальности (хотя и в армии) - водолазом. Это повесть "Награде не подлежить" Анатолия Соболева. (http://4itaem.com/book/nagrade_ne_podlejit-105147).

+8
Фома - fomakopaev: 13.09.13 04:35

- вряд ли были такие, что "пока не нужны"

Почему же так не могло быть? Николай Савченко тут в комментариях написал, что под блокированным Ленинградом был переизбыток войск, так что их отправляли оттуда на «большую землю». Представьте себе, что всех призванных за ВОВ призвали бы в сорок первом. Так куда бы их девать было? На них всех и оружия бы на то время не хватило! Так что в какой-то период вполне мог получаться излишек призванных (да ещё при нашенском умении планировать!). А вот, в общем и целом, похоже, едва хватило народонаселения на эту войну, так что в 1944 году уже официальным постановлением призывали несовершеннолетних (неофициально несовершеннолетних призывали и раньше).

А у Кривошеева указан год когда их передали промышленности? Вероятно, это он в общей сложности за всю войну насчитал. И сколько же из этих 3 614, 6 тыс. промышленности досталось? И почему всё в куче он привёл при таком-то разнообразии деятельности: для работы в промышленности, местной противовоздушной обороне и в подразделениях военизированной охраны?

Как-то подозрительно всё это….

И опять же, Вы не ответили, что это за местная противовоздушная оборона такая? Разве она не относилась к РККА? Куда же она относилась, что этих людей для обороны надо было из РККА куда-то передавать?

+8
- : 14.09.13 04:10

Думаю ваши вопросы, Foma, надо адресовать специалистам, автору обсуждаемой статьи, например. И не надо быть таким подозрительным).  Я вот хотел напомнить, что убыль из списков РККА это не только безвозвратные потери и санитарные потери, но были и другие варианты.

+8
Фома - fomakopaev: 14.09.13 04:54

Думаю ваши вопросы, Foma, надо адресовать специалистам…

А большой коллектив военных историков под руководством генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева (как сказано в статье), опубликовавший статистическое исследование "Гриф секретности снят", это всё не специалисты? Вы же на этот труд сослались, вот я и надеялся, что там разъяснены эти вопросы, и Вы знаете на них ответы….

0
Михеев - mikheyev: 14.09.13 19:14

Я сильно ошибся в определении числа оставленных в тылу с бронью.  Кроме того, я уточняю процент инвалидов. Тогда приблизительный расчёт потерь военнослужаших будет выглядеть так.

Население СССР вместе с присоединёнными территориями перед войной 197 млн. Мужчины призванных возрастов (17-50 лет) составляют приблизительно 25% всего населения, т.е. 49,5 млн. Вычитаю 1,7 млн мужчин, находившихся в лагерях, получаю 47,8 млн. Инвалиды трудоспособных возрастов составляют приблизительно 6% населения. За высчетом инвалидов получаю 44,9 млн. Из общих ресурсов военнообязанных запаса по состоянию на 1.01.41г. забронировано за народным хозяйством 2,8 млн. Получаю число призванных мужчин 42,1 млн.

Численность Вооружённых Сил СССР в конце войны 12,8 млн. Убыль 29,3 млн - это в основном погибшие, демобилизованные по состоянию здоровья и попавшие в плен. От этих 29,3 млн вычитаю 3,8 млн демобилизованных по состоянию здоровья и 1,8 млн вернувшихся живыми из плена и нахожу, что

потери военнослужащими (погибшие на фронте и умершие в плену) - приблизительно 24 млн.

+8
Владислав - vladislav-01: 15.09.13 03:50

ИМХО, зря Вы мучаетесь. Почитайте Андреева, Дарского и Харькову

http://demoscope.ru/weekly/knigi/naselenie/naselenie_1922-1991.html

Приложения посмотрите с оценкой численности и половозрастной структуры населения СССР на начало 1941 и на начало 1946 гг. Ну ещё главу про потери в войне почитайте.

 

0
Михеев - mikheyev: 18.09.13 03:30

У меня   получились слишком большие расхождения с этими авторами в расчёте численности потерь военнослужащих. Такие  расхождения вряд ли можно объяснить погрешностями расчёта.

+8
Владислав - vladislav-01: 20.09.13 02:11

У Вас сильно грубоватый расчёт, всё-таки демографам больше доверия.

0
shimon - shimon: 15.09.13 05:26

Не все, освобожденные от призыва по состоянию здоровья, были признаны инвалидами. И бронь получали не только из-за нужд народного хозяйства. Вот студенты тоже получали. И в лагерях были не только ЗК - еще и охрана.

С другой стороны, мужчин призывного возраста было побольше, о чем Вам уже несколько раз напоминали.

0
Михеев - mikheyev: 18.09.13 03:36

Я учёл все группы инвалидности, в том числе и трудоспособные. Это в мирное время есть много мужчин без инвалидности, но признанных по состоянию здоровья негодными к службе в мирное время.  Во время войны такие мужчины призывались в различные вспомогательные службы.  Я не знаю, засчитана  ли в эти 12,8 млн военнослужащих в конце войны охрана лагерей, но в любом случае эта охрана - не миллионы, а тысячи.

0
shimon - shimon: 18.09.13 10:14

Да нет, вместе со студентами будет куда больше 6%. Даже просто освобожденных по состоянию здоровья должно быть больше 6%. А войск НКВД и прочей военизированной охраны - многие сотни тысяч. Некоторые части НКВД воевали, но далеко не все.

И было много дезертиров, найденных и ненайденных. Кроме того, призыв был сорван во многих областях. Потом оттуда призывали, с 1943-го, но не всех - кто-то был увезен как остарбайтер, например.

0
Михеев - mikheyev: 08.10.13 03:05

Студентов на момент начала войны было 800 тысяч. Из них ушли на фронт не менее половины. Вы преувеличиваете мои возможности, указывая на необходимость учесть тысячи. В моём примитивном расчёте я учитывал только миллионы, расчёт тысяч мне не под силу. Прийдётся учесть  16-летних и старше 50 лет добровольцев, женщин на военной службе,  заключённых, ушедших на фронт из лагерей, вновь призванных освобождённых  из плена советских военнопленных.

0
Михеев - mikheyev: 08.10.13 03:13

Мне кажется,  многие слишком доверяют советской статистике.

Как-то поручили Центральному статистическому управлению рассчитать курс рубля по отношению к доллару. Сравнивали цены на аналогичные товары в СССР и США.  Причём уравняли товары разного качества, например кожаные ботинки в США с кирзовой обувью  в СССР. Получили соотношение стоимости рубля и доллара 1:14. Результат расчёта положили на стол Сталину. Сталин посмотрел и исправил соотношение 1:14 на 1:4.

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину