30.01.13
В. Овчинников. Боровский район под немецкой оккупацией
В. Овчинников. Боровский район под немецкой оккупацией
Относительно недолго, два месяца и 20 дней, Боровский район находился в фашистской оккупации (с 13 октября 1941 по 4 января 1942 года).
(цитата)
Я родился в городе Боровске, центре Боровского района, 6 апреля 1943 года.
Моя мать, жена фронтовика-офицера, до войны проживавшая с ним в Боровске, уезжала в эвакуацию и под оккупацией не была.
Она дружила с женщиной (тоже учительницей), которая не уезжала и пережила оккупацию.
Из её рассказов я знаю, что в Боровске были немецкие и румынские войска.
Эта оккупация не была «фашистской», ибо фашистскими были только итальянские войска, да и там вряд ли 100% личного состава были членами Partito Nazionale Fascista (думаю, перевод не обязателен – но всё же дам его – Национальная Фашистская Партия).
В Германии такой партии не было, а была Национал-социалистическая Германская рабочая партия NSDAP – Nazional-Sozialistische Deutsche Arbeitspartei.
O различиях между национал-социализмом и фашизмом речь шла в пропагандистской брошюре (или листовке? Не помню точно) для Вермахта, помню её название «Nazionalismus und Fascismus».
Я её нашёл в куче старых газет и прочей макулатуры в доме указанной подруги моей мамы.
Прочесть её я тогда не мог – текст был напечатан вычурным готическим шрифтом на незнакомом мне в то время немецком языке.
Я её и не сохранил – о чём жалею сейчас.
Сходство национал-социалистического (гитлеровского) и интернационал-социалистического (сталинского) режимов бросается в глаза, а отличие и того и другого от фашизма в Италии – тоже бросается в глаза.
Об этом можно было бы долго писать – и я готов это сделать. Пока – вкратце.
Нас, студентов МГУ, преподаватели поправляли на семинарах, требуя, чтобы мы использовали в устной и письменной речи только неправильный коминтерновский перевод «национал-социалистская партия» вместо правильного «национал-социалистическая».
Цвет униформы итальянских фашистов – чёрный.
Цвет знамён пролетарских государств, которые строили социализм – СССР и Германии – красный.
В этих двух странах правили партии, в программах которых стояло слово «социализм».
В Италии социалистическая партия была под строжайшим запретом, а государство именовало себя фашистским и корпоративным.
Шоком для меня было узнать на лекциях по истории Италии на филологическом факультете МГУ, что в Италии при фашизме было очень мало смертных казней – Италия не знала террора такого масштаба, как Германия или Россия: с 1926 по 1932 год Особые трибуналы вынесли политическим "преступникам" всего 7 смертных приговоров! 12000 человек были признаны невиновными после ареста, можно ли представить себе такое в Германии или России?
Известно, что сочетание красного и чёрного цветов - траурное.
Но называть красное (социализм) чёрным (фашизмом) – значит попасться на удочку коминтерновского агитпропа и уже тем самым лишить себя возможности хоть как-то анализировать суть изучаемых явлений.
Да, словосочетание «германский фашизм» очень распространено – не менее , чем когда-то мнение о том, что Солнце вращается вокруг Земли, а за границей живут люди с пёсьими головами.
Но то, что годилось для мировоззрения странницы Феклуши и Кабанихи – сейчас не годится для серьёзных историков, хотя годится для пропагандистов лжеистории.
С 1968 по 1971 год по окончании МГУ по специальности "Филолог. Преподаватель итальянского языка" я работал в городе Тольятти на Волжском автомобильном заводе (он тогда ещё строился и запускался, первые автомобили были собраны полувручную и из итальянских составляющих, но - к 100-летию со дня рождения Ленина в апреле 1970).
Я работал переводчиком в штатах советской дирекции ВАЗ.
Был там другой переводчик - мы его звали "синьор Зайцев" - он приехал из Италии с итальянским паспортом.
Он в годы войны был совсем маленьким мальчиком родом из Белоруссии.
Когда немецкие каратели сожгли его деревню, убили родителей - бездомный сирота пошёл искать партизан.
Нашёл ... итальянские войска.
Пацана накормили и попросили рассказать, что с ним случилось.
Его рассказ зафиксировали специальные военные юристы - в итальянских войсках на территории СССР они фиксировали все случаи немецких зверств и собирали свидетельские показания - для того, чтобы после войны не отвечать за чужие преступления.
Как ценного свидетеля на будущем процессе итальянский офицер вывез мальчика в Италию и там он был усыновлён семьёй этого офицера.
Никаких процессов не было - а после войны офицер категорически не посоветовал парню возвращаться на родину.
Вернись он - его ждал спецдетдом и суд за сотрудничество с фашистским офицером.
Что было чистой правдой вообще-то.
Будучи советским патриотом, Зайцев должен был бы перерезать глотку фашистскому офицеру, который спас ему жизнь - и какую жизнь подарил он мальчику!
Зайцев вырос - и в 1968 году он работал в Тольятти, жил в гостинице для иностранцев - куда нам, русакам, и ходить-то не разрешалось да получал такую зарплату на своём ФИАТе, какая нам и не снилась.
Нужны ли комментарии?
И в Тольятти, и в Италии, где я был в командировках, и здесь, в России, при встречах с приезжими из Италии неизменно видел одно и то же - итальянцы и немцы терпеть друг друга (точнее - одни других) не могут, и это взаимно.
В Турине ФИАТ расположен рядом с корсо Унионе Совьетика - проспектом Советского Союза.
Дело было в 1992 году - в перерыве между переговорами я спросил: "Советского Союза больше нет - что теперь означает такое название?"
И - есть ли у Вас Корсо дель Терцо Райх - Проспект Третьего Рейха?
Союзниками ведь были!"
Реакция моего собеседника не поддаётся никакому описанию - итальянец!
Стойкие симпатии итальянцев к русским - это в Италии неизменно и повсеместно, а к немцам ... см. выше.