05.10.10

"Перестройка в российской провинции" (доклад на конференции в Вильнюсе, 15 сентября 2010 г.)

...Люди, включая основную массу т.н. "интеллигенции", не понимали, что альтернативой победе демократической революции будет вовсе не сохранение старого и привычного образа жизни, а тотальное разрушение и разграбление страны в интересах номенклатуры. А когда поняли - было уже слишком поздно.

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+1
Nick - sedimenter: 06.10.10 01:55
Комментарий удален
0
admin - admin: 06.10.10 02:37

Слава Богу, хоть "патриоты" ее (историю) знают.

Спасибо. Исправил

0
Антон Дронов - antondron: 06.10.10 03:26

Ну, Марк Семенович... порадовал от души. СПАСИБО!

Прочел с огромным удовольствием Вашу статью и где-то уже заканчивая, вспомнил о книге прекрасного русского историка Н.Я. Эйдельмана "Революция в России сверху". У меня эту книжечку зачитали "злостные друзья". Именно в ней, этой книжице, я встретил многократно повторяющуюся мысль о революции сверху.  Этот прекрасный историк знал, что писал. А вот теперь эту же мысль повторили Вы. Я рад о том, что наши мысли совпали. Если мой родной город тоже посчитать провинцией (о количестве и качестве военной продукции, выпускаемые его предприятиями может посоревноваться только Самара или очень похожий городок) то здесь происходило нечто похожее, только основным движущим оргпотоком была организация, имевшая более длинное название "Товариство української мови ім. Т.Шевченка" во главе которого стояли именно гуманитарии, профессора и доценты будущего Госуниверситета. Среди них своей твердостью и стойкостью выделялся простой учитель истории Симоненко. Его уже нет в живых. Не последним в "перестроечном деле" занимал и  авиазавод - "Моторостроитель". Но это было так давно...

Многие уже позабыли. Именно сейчас я и вспомнил одни слова произнесенным сотрудником КГБ в доверительном разговоре со мной в конце августа 1991 года. Ходили слухи, что составлены некоторые списки недовольных советской властью к уничтожению. Тогда за "рюмкой чаю" я спросил: правда ли это?. Он ответил также просто. "Антон Иванович, вы нас считаете профессионалами?" Я ответил, что ДА!" А он, улыбаясь и ответил: "Мы люди военные и приказы исполняем точно. А не пострадал никто!" Отсюда и ноги растут, я так думаю. КГБ и было организатором "всех наших побед!?".

Так то.

 

0
Nick - sedimenter: 06.10.10 02:50

После ответа МС хотел удалить свой пост, но Вы за это время написали свой и его первая фраза выглядело бы непонятно для тех, кто будет читать позже.

Поэтому предлагаю: чтобы не засорять комментарии, я удаляю свой, МС удаляет свой, а Вы удаляете первую фразу в своем. ОК?

Удаляю.

0
Nick - sedimenter: 06.10.10 02:42

И еще: видимо во всех крупных поволжских городах картина была идентична описанной в выступлении. Абсолютное большинство из них были закрыты для иностранцев, набиты военными НИИ и КБ и процессы, происходившие там в период перестройки, были идентичны самарским.

0
Э.Я.Алкснис - edu-a: 06.10.10 02:42

Очень интересно. Глубокий и верный анализ социальных процессов в стране, в частности причин и результатов перестройки. Но это только начало, введение, надо работать дальше.

Правда, конкретно о Самаре мне трудно судить.

0
Дмитрий - gdr2: 06.10.10 03:33

А как вы относитесь к "архитектору перестройки" Яковлеву?

0
admin - admin: 06.10.10 05:52

Он был самым лучшим среди самых плохих

0
Александр Аникин - alexandr-anikin: 06.10.10 03:53

Конечно, я и раньше знал, что в других областных городах, даже научно-промышленных центрах, события происходили не совсем так, как в областном городе Петербурге. Но вот, прочитав, задумался: так что же такое Петербург? Не столица, потому, что столица - Москва. Но и с Самарой, определённо, в разных категориях состоит. Как бы определить категорию для Петербурга?

0
admin - admin: 06.10.10 05:51

"Столица погибшей имерии" сойдет?

0
Александр Аникин - alexandr-anikin: 06.10.10 06:33

Возможно, к периоду с 11 марта 1918 по 1 декабря 1934 подошло бы.  Здесь же Вами задан к рассмотрению промежуток, примерно, 87-91-й, я бы расширил на 86-93-й. По моим воспоминаниям, уместен термин "несостоявшийся первопроходец реформ". Но эта не та категорийная система, где есть столица, провинциальные научно-промышленные центры,  агрохозяйственные центры, посёлки, деревни и что-то ещё. Вот это что-то ещё применительно к Петербургу я никак не подберу. Я смотрю изнутри, а тут надо - снаружи.

Чем, кроме размеров, Петербург отличается от Самары? Впрочем, я не уверен, что этот вопрос интересует кого-либо на данном сайте, кроме меня. Если задаю оффтопик, прошу прощения.

0
Михаил - teser27yandexru: 06.10.10 21:34

Возможно, многие со мной не согласятся (а кто-то, быть может, напротив, сочтёт мою мысль тривиальной), - но всё же хотел бы сказать следующее. Несмотря на весь тот колоссальный урон - физический, моральный  и т.п., - который понёс город за десятилетия большевицкого хозяйничанья в России (причём не секрет, что урон нередко наносился умышленно,  советская власть с дьявольским упорством  стремилась превратить Питер в обычный, рядовой областной город); несмотря на то, что авторитет города оказался сильно подорванным в последнее десятилетие  "трудами" правящего тандема и их многочисленных вороватых ставленников -"питерцев", занявших все руководящие должности в стране, - несмотря на всё перечисленное, как мне кажется, Петербург был и остаётся средоточием духовности, культурным центром России. Воистину, "великий город с областной судьбой". Всякие там матвиенки - это преходяще, а "град Петров"  пребудет вовеки.

0
Александр Аникин - alexandr-anikin: 06.10.10 21:49

Совершенно с Вами согласен. Давно и безо всяких колебаний.

Дело, однако, в том, что чтение текста доклада Марка Семёновича в сопоставлении с моими собственными воспоминаниями о событиях того же периода в Петербурге вызвало у меня вопрос, которого не было ранее: каково место Петербурга в системе категорий: столица, провинциальный центр, провинциальная глубинка, глухомань и так далее? Или категория для Петербурга только так и может определяться: Петербург?

Вопрос не абстрактный. При углубляющемся отчуждении Внутримкадья от Замкадья - где образуется центр следующей оттепели? Достаточно ли много общего у Петербурга с остальной страной, чтобы возглавить обновление? Или такой центр возникнет в той же Самаре, или Нижнем Новгороде, или Екатеринбурге?

Ещё раз прошу извинить за оффтопик, если это оффтопик.

0
Nick - sedimenter: 07.10.10 03:03

Я тоже согласен с тем, что написал Михаил - это не тривиальные мысли, а просто констатация.

Что же касается Вашего вопроса... Я все-таки считаю, что Питер, оставаясь культурным центром России, ее, так сказать, интеллигентным центром, общего со всей страной имеет, как это не печально, столько же, сколько и, например, Калининград.  Самара, Нижний, Саратов, Пермь, да и другие подобные города, гораздо ближе к остальной России. "Северная Венеция" остается Венецией, но не Римом.

+1
Алекс - alexf: 06.10.10 04:20

....Люди... не понимали, что альтернативой победе демократической революции будет вовсе не сохранение старого и привычного образа жизни, а тотальное разрушение и разграбление страны в интересах номенклатуры. А когда поняли - было уже слишком поздно...

Мне кажется (сколько помню), что люди по поводу "перестройки" нисколько не сомневались, поэтому сами перли кто что мог с работы на "ура", начиная со спичек и заканчивая... расстрельными статьями УК, то есть все население приложилось по мере сил и возможностей к перераспределению национального богатства.

Интеллигенция конечно пострадала - просто по сути своей умный сначала должен придумать как правильно прихватизировать, только вот пока он думает, дурак уже все вывез и продал... Думаю, что если бы попытался быть процесс "демократической революции" результат в конечном итоге был бы похожий, с отличиями не в сути процесса, а может быть в персоналиях.

Если же взять конкретно наши края, напомню, что у нас Президентом стал первый секретарь КПЛ (это только потом "правильного" прислали) - абсолютно такой-же процесс по сути...

0
admin - admin: 06.10.10 05:50

to Edgar: Ваш пост удалил. Настоятельно рекомендую перечитать "Конституцию сайта". Для сведения - ваш личный рейтинг на сей момент  (- 35)

0
Ринат - rest: 06.10.10 15:43

Мысль Марка Семеновича об истинной сути начатых Горабачевым перестроечных процессов очень интересна и выглядит логически достаточно безупречной. Но как в эту концепцию может вписаться ответ на давно интересующий меня вопрос?

Как известно вывод советских войск из Восточной Европы, разрушение Берлинской стены, отпуск стран Восточного блока в «свободное плавание» прошел под теми же перестроечными лозунгами об «общечеловеческих ценностях», «социализме с человеческим лицом» и т.д. и т.п. За такие уступки Запад готов был заплатить невероятные, никому и никогда не плаченные деньги. Насколько мне известно, только ФРГ готовилась к выплате СССР издержек в сумму 100 млрд. долларов!  А ведь можно было потребовать еще много чего: возврата золота царской России, возвращения в собственность СССР заграничной царской собственности, прощения кредитов СССР и царской России, постройки за счет Запада жилья для передислоцируемых войск и много еще чего. Но ничего этого сделано не было! Почему? По глупости, или тут скрывается какая-то такая же четко продуманная игра?

0
Виктор - nora09: 06.10.10 15:57

1. Повторюсь, мои аплодисменты  М.С. Солонину - СТОЯ!!!

Эти мысли и слова М.С. -  мне БЛИЗКИ.

2. "..в стране к концу 80-х годов. Партийная номенклатура контролировала все силовые структуры, всю экономику, весь огромный механизм массового оболванивания населения (радио, ТВ, газеты, кинематограф).."

В 2010г. "Партийная номенклатура контролирует все .. структуры.." прошло... 20 лет.

3. Читаю сейчас Ивана Лукьяновича Солоневича (а похожи фамилии), "Диктатура импотентов. социализм, его пророчества". http://bookz.ru/authors/solonevi4-ivan.html

О том  же написано, конечно с учетом - 60 лет назад.

Обязательное чтение.

0
Александр - pziii-h: 06.10.10 18:53

Отлично!

Очень интересно.

0
- : 06.10.10 19:30

Как сказал В.Суворов - абсолютно точное определение.

Не для народа делалось вся эта перестройка. В подтверждение этого тезиса приведу пример из личной жизни. Как-то присутствовал при разговоре двух жен высокопоставленных чиновников, побывавших за границей. Одна рассказывала другой про какого-то капиталиста "у него и машины, и яхта, на море нас возил на своем вертолете, а домов сколько, да каких! А ведь всего-то и хозяин какого-то заводишка! А мой-то, целой областью управляет, а что толку? Квартира как у всех, трехкомнатная, ну, машина служебная, милиционер у подъезда, спецбуфет, это все конечно есть. А вот представь себе, что мой где-нибудь на заседании политбюро или на съезде вздремнет, у себя-то он прямо в президиуме спит. И что будет? Волга уедет, милиционер уйдет, а мне куда, в магазин идти?"

Это было за пять лет до перестройки. Шерше, как говорится, ля фам!

0
- : 29.10.10 19:59

В 1976 г. один высокопоставленный член номенклатуры позавидовал мне, тогда преподавателю вуза, несмотря на огромную разницу в наших жизненных уровнях, потому что, как он сказал, «Вы спите на своей кровати, а я по сути нищ и бездомен». А номенклатура помнила, как при Сталине выбрасывали на улицу жён и детей её репрессированных членов. Поэтому, освободившись от страха за свою жизнь при Хрущёве и от утраты должностей при Брежневе, они занялись приобретением юридически закреплённой собственности. Для этого партийная, хозяйственная и охранительная когорты номенклатуры подготовили и осуществили операцию под кодовым названием «Перестройка», суть которой свелась к ликвидации СССР – юридического собственника намеченного к разделу между ними имущества.

Очерк истории номенклатуры см. в книге В. Плоткина «Что и зачем испытала Россия в 20-м веке» (Тюмень, 1997) или <http://vulfplotkin.tripod.com>

0
Виктор - nora09: 06.10.10 20:58

5 лет назад с Игорем  Изместьевым  решила разобраться  Башкирская  верхушка .

Он не Ангел, но -у Человека единственная просьба - рассмотреть его "дело" в открытом суде присяжных.

"..Собираются подписи за право  на открытый и справедливый суд присяжных Игоря Изместьева..."

http://www.izmestev.com/signatures/

 

0
Антон П. - anton-p: 06.10.10 21:12

Марк Семёнович, анализ ситуации очень интересен и удивительно верен. Я, просто по возрасту не имевший возможности активно участвовать в описанных событиях, примерно так и представляю сегодня тот механизм. Ваша оценка тут имеет большое значение.

Кстати, согласен по поводу сходства с И. Солоневичем - такая же печальная "советология изнутри", правда при более счастливых обстоятельствах, чем довелось пережить Ивану Лукьяновичу

+1
Владимир - shershen: 07.10.10 15:14

Картина, удивительно похожа на то что происходило в Рязани в то же время. Талоны на продукты, потом отсутствие продуктов. Первые протесты против строительства канализационного коллектора, в заповедной пойме Оки,  Всплеск Зеленого движения, первые демократизаторы на первом митинге возле горсовета. Похоже сценарий был везде один, с привязкой к местным особенностям.

+1
Артём - indiwolf: 07.10.10 18:53

После победы в гражданской войне партия большевиков трансформировалась в новый правящий слой- советскую номенклатуру. Сталин когда утвердился у власти стал активно заниматься его ротацией в своем понимании этого вопроса. Причем от его репрессий не был застрахован никто. Даже самые близкие соратники. У Буденного и Молотова сидели жены, у Кагановича застрелился брат перед арестом. Такой как бы институт заложников.И как  бы не велика была должность, все жили с занесенным мечом над головой. После смерти "эффективного менеджера" номенклатура вздохнула спокойно и на ура приняла 20 съезд, вместе с развенчанием "культа", прошел страх физического уничтожения. Началась т.н. оттепель, людоедский режим попытался улыбнуться своим детям. Правда получилась не улыбка, а гримаса, которая чуть не закончилась третьей мировой войной. Хрущев видя кучу проблем стоящих перед СССР, стал проводить реформы, правда согласно своим представлениям об экономике и управлении. Конечно ни о какой смене строя речи и не шло, но проблему он для бюрократии создал, попытавшись ограничить время пребывания на партийных  и государственных  постах. На этом собственно и свернул себе шею. Пришел Брежнев, начался золотой век советской бюрократии. Теперь номенклатуре не грозили ни репрессии, ни увольнение. Посты становятся практически пожизненными. Из политбюро и ЦК выходят только вперед ногами, председатель обкома или первый секретарь ЦК союзной республики это пожизненный князь или хан. Конечно феодальная система в 20веке, да еще и в условиях войны, пусть даже и холодной не могла быть эффективной. Это понимали в 80х уже почти все. К тому же партноменклатура  второго эшелона хотела легализовать накопленный жирок за время Брежнева и перевести так сказать управленческий капитал в нормальную собственность, а если получиться то и пододвинуть геронтократов из ЦК. Так в общем то и произошло. Использовав народное недовольство к власти пришла та же номенклатура, только регионального уровня. И то что нам преподносят как демократическую революцию, являлось внутрипартийной разборкой по сути. Ельцин это не Лех Валенса(электрик из Гданьска), а бывший председатель Свердловского обкома и Моссовета, который вовремя возглавил народное недовольство. Если бы он хотел бы строить демократию в РФ, то нужно было в первую очередь создавать независимый суд. и уничтожить КГБ. Вместо этого он занимался переделом собственности через залоговые аукционы. Причем не допуская западный капитал. а распределяя между своими креатурами.

0
Марк - black-raven: 25.12.10 14:43

Вот еще такая теория причин распада СССР. 

Но тоже не полная и достаточно конспирологичная, хотя и логичная. Грешит она тем, что описывает сложный, хитрый и безупречно сработавший план.

Но в общем и целом согласен. Упрощенно говоря, на заре Советского Союза "внутренняя партия" была спаяна единой идеей - создания "Земшарной республики советов", то есть захвата территорий. Но этого не получилось, создание американцами атомной бомбы отодвинуло реализацию этих планов, хотя полностью от них не отказались. Но и безопасность Советского Союза тоже повысилась - с созданием собственной атомной бомбы. А раз не стало давления внешней угрозы, то можно было уделить больше внимания внутренним разборкам, которые в конце концов и сокрушили Советский Союз.

А лучше всего, на мой взгляд, логика процесса описана в этой статье.

http://zhurnal.lib.ru/r/romm_freddi_a/ussr-1.shtml

+1
Николай - tamoj: 08.10.10 13:26

Народ и ахнуть не успел, как на него МЕДВЕДЬ насел.

0
Edgar - edge: 09.10.10 05:02

>Марк Солонин - admin: 05.10.10 22:50

to Edgar: Ваш пост удалил. Настоятельно рекомендую перечитать "Конституцию сайта". Для сведения - ваш личный рейтинг на сей момент  (- 35)==============================================

''Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий'' Козьма Прутков

http://www.anafor.ru/prutkov/prutkov01.htm

 

0
Борис - tolstyak: 25.10.10 00:58

Как  говорил  Гоцман-картинка  маслом  Я  для  себя  называл  в  те  далекие  годы всю  эту  перестройку революцией  вторых  секретарей  На  уровне  первых-была геронтократия  А  вторыми везде  сидели  молодые волки(шакалы,гиены-выбрать по  вкусу)  Не  хочу  быть умным  задним  умом,но  все  стало  понятно,когда Горбачев скомандовал  Сахарову "заберите свои  бумажки",а  потом  приказал  отключить микрофон

А  после  я  проникся  правильным  настроением,когда  в 1992 году собирал  для  Железноводского  ОВИРа  бумажки  на  выезд  на  бланках  СССР  и  привозил из

суверенной  Украины справку  о  смерти  отца   жены-без этого не  выпускали  А  еще-когда  в  Пятигорске бывшие

секретари  горкома  резво  заняли  посты директоров или

председателей  обществ  Австрия-Пятигорск  и  т  д 

0
Алекс - alexf: 27.10.10 03:55

Нашел видео на ютубе -  1 часть 2 часть

0
Семен - semen-izdali: 31.10.10 04:58

Путин предсказал будущее России в 1996 году:

http://www.youtube.com/watch?v=DvAYV6-ZN0I

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину