06.02.12

В небе Бессарабии. Первые дни войны

Очередные документы противника описывают боевые действия немецких и румынских ВВС в первые дни войны. Эта подборка примечательна тем, что есть возможность сравнить описание одних и тех же событий в документах противоборствующих сторон

Читать полный текст материала

Версия для печати


12
Комментарии:
+39
URA - tsusima05: 07.02.12 13:27

Отличные документы! Спасибо!

Тут столько интересного, что не знаешь, что  и выделить в первую очередь. Кое-что, даже душу слегка греет.

Но многочисленные, посланные открытым текстом сообщения сталинских соколов, расставляют все по своим местам:

"Подвергаемся ударам, что мы должны делать?"

Это напоминает незадачливого боксера на ринге, который к своему несказанному удивлению и ужасу, на себе ощутил, что его соперник тоже дерется, а это, как-раз то, к чему не готовил его именитый тренер, к которому, боксер и обращается. 

+22
Семен - semen-izdali: 07.02.12 13:08

И у немцев, и у румын большие "приписки" уничтоженных с воздуха самолетов на земле.

Что реально уничтожено 

на земле группой армий "Юг" уничтожено 420 вражеских самолётов, группой армий "Центр" - 600.

К сожалению, в 41-м году и румыны воевали лучше нас. Хотя и у них неподтвержденные десанты (парашютисты) появляются. Но "Харрикейны" и др. воюют.......

А это: "Подвергаемся ударам, что мы должны делать?", вообще ни в какие ворота, А зачем Вы (командиры) форму военную одели, если не знаете, что делать?

И общее направление движения летчиков указано: "Все пилоты должны приземлиться в Bobznisk"......

Флот все же несколько лучше встретил войну и на аэродроме (Измаил) также.

 

+26
URA - tsusima05: 07.02.12 13:35

Уважаемый Семен, извиняюсь, а точно ли это, что группами армий "Центр" и "Юг" было реально уничтожено 1020 советских самолетов? 

+14
Семен - semen-izdali: 07.02.12 13:54

Может, я неправильно понял заголовок: "5) Обстановка на земле", посчитал уничтожены сухопутными войсками (но дата 24.6 на юге такого продвижения возможно еще не было - надо смотреть, сколько аэродромов 24.6 они захватили). Или некорректно написано. " группой армий "Юг" уничтожено, а не "4-м Воздушным флотом", который по тексту уже 22.6 " уничтожено на земле           486 самолётов" . А 486 на 22.6 больше 400 на 24.6.

А так, при занятии территории они могли все посчитать. А с воздуха, всегда можно перепутать простое попадание, не влияющее на боеспособность самолета, с полным уничтожением.

+22
URA - tsusima05: 07.02.12 13:53

Так вот и я об этом: сводка датирована 24.06.41., но она за 23.06.   Таким методом можно и прийти к "1200 потерянным при первом ударе"...

+8
Семен - semen-izdali: 07.02.12 14:38

Наши же данные это не подтверждают. А по одним докладам летчиков, можно что хочешь получить.

Вот именно, в предыдущем итоге 23.6 за боевые действия 22.6 заголовок 5) Обстановка на земле, касалось только действий наземных войск.

+38
Павел - pavgod: 07.02.12 16:29

Две красноречивые цитаты:

В районе СкуляныБельцыClodeni KG-27 выполняла в период с 14 до 19 часов очень энергичные атаки с малой высоты ..., используя бомбы и бортовое вооружение.

....

в 6:55 аэродром Цилестия был атакован шестью ДБ-3 с высоты 6000 метров. Бомбы упали южнее, за пределами аэродрома.

Как говорится, "На кого Бог пошлёт !" Даже сегодня аэродромы противника с высоты 6000 м с лазерным наведением не бомбят.

И снова:

...II/KG-27, кроме того, атаковала с малой высоты аэродромы в районе Одессы, при этом на аэродроме Выгода было уничтожено 6 самолётов и 20–25 сильно повреждено

Правильно учил Лучший Друг Лётчиков: "Летать выше всех !"

И ещё цитата:

Разведка по всему Восточному фронту свидетельствует о постоянных и кратковременных перемещениях в расположении вражеских аэродромов, что может быть следствием планомерных действий по введению в заблуждение или обороне.

Ну никак не могли они понять смысл "перебазирований"...

+71
URA - tsusima05: 07.02.12 17:37

Тут, наверное, уместными будут слова советского аса-истребителя Г.Речкалова, встретившего войну в Молдавии:

Нам и в голову не приходило, что незваных гостей придется принимать на своей территории! Как и все, я имел довольно смутное представление о немецкой авиации и того меньше — об их тактике. Причиной тому была отнюдь не моя нерадивость; нас так учили, тешили лестным для самолюбия несомненным преимуществом сталинского воздушного флота, колоссальными бомбовыми залпами, превосходными летно-тактическими данными истребителей.

Каким же был мой арсенал тактических приемов борьбы? Конечно, лобовая атака! Сколько было о ней прочитано, переслышано... «Лобовая атака,- думалось мне, — едва ли не единственный путь к победе. Ведь именно в ней проявляются вся воля летчика и его мастерство».

Воздушный бой воображение рисовало точь-в-точь, как в предвоенные дни: сходятся звено на звено, невообразимая кутерьма, все гоняются друг за другом. Учебных боев с бомбардировщиками мы вообще не проводили и не представляли даже, как они выглядят в прицеле. И не только в прицеле! В тренировочных полетах нам категорически запрещалось к ним приближаться: «Как бы чего не вышло».

           Взято из книги Г.Речкалова "В небе Молдавии".

Хотел что-нибудь из слов  Дважды Героя Советского Союза выделить особо, но нет - ничего не выделяется...

+24
Андрей - meetin: 07.02.12 17:41

Давайте, Юра, я выделю. Он думал, что страшная сила заключена в арсеналах тактических приемов борьбы. Лобовая атака, - думалось ему, - едва ли не единственный путь к победе.

Он не знал. И до сих пор это страшная военная тайна: главный путь к победе - перебазирование авиационных частей. Именно то, о чем чуть выше сказал уважаемый Павел.

+31
URA - tsusima05: 07.02.12 17:49

Очень хорошо подметили. Наверное, это была действительно - страшная военная тайна, оберегаемая от советских летчиков=)  

Даже не знаю: уместен ли тут мой смайлик...

+51
URA - tsusima05: 07.02.12 17:44

И еще цитата из книги аса Речкалова, дающая представление о немецкой ПВО, в противовес советской:

Мы всегда удивлялись зенитной защите немцев. Ни одна штурмовка не обходилась еще без пробоин в чьем-нибудь самолете. Даже в походных колоннах, на марше фашисты обстреливали нас из зениток. 

  Вот тут, есть что выделить.

+14
Сергей - petrs: 07.02.12 18:50

Занятная штука война, кабы не кровь.

Только жни урожай орденов по обеим сторонам. Не мелочись в отчётах о потерях противника - и ты герой! И свои потери становятся вполне простительными.

+34
Kiy - kiy: 07.02.12 19:00

Спасибо Марку Семеновичу: немцы, а особенно румыны, потрясающие брехуны! Действительно, если бы не человеческая трагедия миллионных потерь, то можно было бы смеяться. И еще мне кажется, что с румынами даже эта жалкая КА справилась бы (имеется в виду при столкновении равных по количеству войск). Их фактически даже и потеснили кое-где: сами признали.

Недавно в Одессе был казус, характерный для нынешних украинских властей. Мэр Костусев разместил стил-лайты, где якобы были фотографии советских войск, обороняющих Одессу. На самом деле выяснилось, что это румынские войска, захватившие Одессу. Почему же ошиблись Костусев и его братия? А потому, что у румын был такой же разгильдяйский вид, как и у красноармейцев. Паззлы собираются. Надо только факты раздобывать. Вот этого-то Махмут Ахметович и прочие Исаевы не хотят. А уж Владимир Владимирович как не хочет!

+22
Семен - semen-izdali: 07.02.12 22:08

К сожалению, в 1941-м, мы не оказались сильнее и румын. Это позже пришло.

Сравните 22.6 о нас:

Кроме отдельных коротких полетов самолетов-разведчиков за р. Прут, противник нанес всего один воздушный удар, использовав для этого четыре самолета.

А они, имея меньше авиации, нанесли 4 удара.

Видно по тексту, разные самолеты у Румынии, разных стран, тот же Харрикейн, а освоить успели. И воевали, пусть и помощью Германии (те сбывали им самолеты по остаточному принципу, за редким исключением). И англичане запчасти не слали.

Это в конце 42-го под Сталинградом, они оказались слабым местом.

0
Егор - wegwarten: 12.02.12 03:32

Да, но в начале они там оказались - под Сталинградом. Это что-то около двух тысяч км от Бухареста? И не в автобусе экскурсионном, а пешком и с боями... На что-то эта армия оказалась способна, хотя до начала войны немцы отводили ей оборонительные задачи...

+6
Антон П. - anton-p: 07.02.12 20:36

М.С., "Савойя-Маркетти"-79 в румынских ВВС могли быть и двухмоторные, собственного выпуска, без носового двигателя: с двумя немецкими двухрядными двигателями на крыльях. Это как раз был характерный румынский бомбер

+26
admin - admin: 07.02.12 22:09

В июне 41-го? С немецким двухрядным двигателем???

+34
Семен - semen-izdali: 07.02.12 22:30

 

Покрышкин.

Прощаясь у двери, хозяин дрожащей рукой взял меня за плечо и взволнованно прошептал: — Послушайте, на этой неделе Германия нападет на Советский Союз.

Мне пришлось изобразить на лице безразличие к его сообщению, назвать эти слухи провокационными.

22.6 Если бы на наших МИГах было подготовлено вооружение…..Ведь на МИГах ни единого патрона.

Наша армия, конечно, готовилась к обороне, к тому сражению, которое будет навязано нам. Мы учились упорно, не теряли ни одного дня, чтобы освоить новую технику. Но фашисты напали на нас внезапно, они застали нас врасплох.

Позже:

Немецко-румынские части в нескольких местах расширили плацдармы на левом берегу Прута. Точных данных о противнике в штабах, по-видимому, не было, поэтому нам ставились слишком общие задачи: "вылететь на штурмовку в район Унген", "на дороги, прилегающие к Пруту", "за Бельцы". Но наши летчики сами хорошо знали, где искать противника.

  Не очень и хорошо без разведки знали.

+16
Андрей - meetin: 07.02.12 22:29

Почему это "оказалось - не знают"? Может и знают? Может чего другое?

+6
Семен - semen-izdali: 07.02.12 22:32

Как можно лететь на задание на авось? Без разведки?

+24
Андрей - meetin: 07.02.12 22:39

Вы меня спрашиваете? Вот Вы поменяли текст вывода в своем комментарии и я теперь не знаю, что Вам и сказать.

+30
Семен - semen-izdali: 08.02.12 16:22

Пусть будет  "оказалось - не знают". По результата действий, так.

В небе над южным флангом воевали ВВС Одесского округа и ВВС Черноморского флота. Всего 900 истребителей и 350 бомбардировщиков. Этой воздушной армаде противостоял 4-й авиакорпус люфтваффе, на вооружении которого 22 июня 1941 года числилось 116 «Мессершмиттов». Еще 47 «мессеров» было в составе истребительной авиагруппы III/JG-52, прикрывавшей тыловые объекты Румынии. ..............к 22 июня румынские ВВС располагали 8 эскадрильями истребителей и 11 эскадрильями бомбардировщиков. Всего порядка 200 машин, включая такие вполне современные (для начала Второй мировой) самолеты, как немецкий бомбардировщик «Не-111», итальянский трехмоторный «S.M.-79», немецкий истребитель «Не-112» (неудачливый конкурент «мессера» на конкурсе 1936 года) и даже дюжину английских «Харрикейнов» (которые Румыния успела купить еще до того, как переметнулась на сторону Германии).

А результаты?

Если после столкновения с такой махиной «летающий авиационный музей» румынских ВВС смог, потеряв десяток самолетов, вернуться на свои базы, то это вполне можно было оценить словами «неприятель ушел безнаказанно…»

Читали?

По этим документам - 1 налет 22.6, это что?

Действия нашей авиации 24.6

Во время подлёта 6 русских самолётов из Скуляны к Tiganas ............... 12 вражеских самолётов бомбили Epurine, ........ При ударе по Констанца были сброшены бомбы, причём различные зажигательные бомбы упали в море................ 25.6 (так в тексте - М.С.) в 6:55 аэродром Цилестия был атакован шестью ДБ-3 с высоты 6000 метров. Бомбы упали южнее, за пределами аэродрома.

Не известно, сколько наносило удар по Констанце (по указанной ссылке 14 ДБ-3 и 18 «СБ»). Но замечено по всем налетам 24.6 не больше 50-60 наших самолетов.

Только командование, на основании собранной информации из разных источников, может делать анализ обстановки, и учитывая свои и чужие силы, другую информацию, выполняя приказы и директивы вышестоящего командования, обстановку на фронте, в тч у соседей............................................может давать конкретные задания авиации.

Что значит: "вылететь на штурмовку в район Унген", "на дороги, прилегающие к Пруту", "за Бельцы". Так приказы не отдаются. А летчики все знать не могут.

+16
Андрей - meetin: 08.02.12 02:30

Я не понял, Семен... Только командование во всем виновато? А летчики не знали ничего? Их собранной информацией не снабдили?

Какая еще информация нужна была советским летчикам после восхода солнца 22 июня 1941 года?

За исключением кратковременных пролётов отдельных вражеских разведывательных самолётов над р. Прут отмечен только налёт четырёх вражеских самолётов...

Чего сталинские летчики не знали к 23 июня? А к 24? А... А если бы знали, что изменилось бы? Летчики действительно всё знать не могут. Но они обязаны кое-что и знать. И обязаны в определенных случаях знать что делать. А не кричать в эфир: "Что нам делать?" Иначе это и не летчики.

+8
Семен - semen-izdali: 08.02.12 12:57

Типа "лети в сторону Прута", здесь карту посмотрите http://www.solonin.org/doc_esli-russkie-vooruzhennyie какая ширина задания и делай, что считаешь нужным.

В книге Покрышкина рассматривалась типовая ситуация июня 1941-го. В это же время бомбардировщики летали без прикрытия, часто аэродромы тоже оказывались незащищенными, выдвигавшиеся МКМК и другие части попадали под удары немецкой (и румынской) авиации, шли бои за плацдармы с обоих сторон, не доразведывалось местоположение немецких аэродромов.....и тд тд.... Откуда это летчикам знать?

Посмотрите на представленные документы. Постоянно ставились задачи, по аэродромам конкретные. Проводилась фотосъемка.

Разведывательная эскадрилья 3(F)/121 собрала в результате многочисленных вылетов ценные сведения (частично в виде аэрофотоснимков) об обстановке на аэродромах и в портах.

23 июня ....... Аэрофотосъёмка выявила большое число торговых судов в Одессе и нахождение почти всего Черноморского флота в Севастополе.

Фотографии показывают большое число самолётов без камуфляжа.

Разведывательная эскадрилья 3(F)121 выполняла сбор информации в полосе действия корпуса, совершая различные вылеты на визуальную и фоторазведку и доставляя ценные снимки и сведения о занятости аэродромов и морских портов, движении транспорта противника и скоплениях войск.

Агентурная разведка, доклады и задания сухопутных войск.

А не так, лети в ту сторону и действуй по обстановке..........

+44
URA - tsusima05: 08.02.12 14:40

Уважаемый Семен, извиняюсь, что лезу со своим мнением: 

Покрышкин же начал войну на МиГ-3?  Вот и получается, что на крейсерской скорости (400км/ч), от н.п. Бельцы до Прута (чуть более сорока км) Покрышкин пролетал за 7 мин. имея возможность разглядывать дороги и, если что, штурмануть обнаружившиеся на дорогах "непорядки".

Приказ, конечно, не самый точный, но и не такой уж и расплывчатый, ведь, при вылетах на "свободную охоту", отдаваемые приказы были - ничуть не точнее, - как у немцев, так и у наших: нашел врага - бей! А как у нас, так еще и - с неизрасходованным боекомплектом - лучше не возвращайся...

+8
Семен - semen-izdali: 08.02.12 16:20

Что уже ни командование, ни разведка, ни планирование, ни запросы других родов войск .......и тд тд......ничего не нужно. Летчики сами знают, что делать, главное направление показать?

Почему же немецкие летчики это не поняли?

+24
admin - admin: 08.02.12 17:35

Уважаемый Семен (izdali), не горячитесь. И наберитесь терпения - все будет. Дойдет очередь и до советских предвоенных планов.  Прочитаете, сравните: у кого были общие указания, а у кого - детальный план действий, вплоть до количества и тоннажа бомб, которые надлежит сбросить на каждый запланированный объект. Все покажем, все расскажем, не спешите с выводами

 

 

+16
Семен - semen-izdali: 08.02.12 19:20

Вопрос о текущем руководстве авиацией, которое должно основываться на постоянно меняющейся обстановке, подкрепляться постоянной разведкой всех видов, согласовываться с другими родами войск. Решать задачи и сегодняшнего дня, и перспективные на ближайшее будущее.

Именно тогда, когда предвоенные планы начали трещать по швам, нужно было АДЕКТВАТНОЕ ОБСТАНОВКЕ руководство, в тч авиацией. А не "лети в сторону Прута", "ширина" возможного полета видна, по приведенной Вами в предыдущих документах карте.

Простой летчик и не мог знать, что надо делать в данный момент, просто "драться там, где увидел врага", не подходит.

+16
Андрей - meetin: 08.02.12 16:25

Да, уважаемый Юра. А еще у сталинских летчиков был... план. И по плану этому они много чего знали. Конечно, не всё (как верно заметил Семен), но многое и знали. А чего они должны были делать по плану?

Активными действиями авиации завоеватьгосподство в воздухе и мощными ударами по основным железнодорожным узлам, мостам и группировкам войск нарушить и задержать сосредоточение и развертывание войск противника.

Чего они (летчики сталинские) не знали? Где основные железнодорожные узлы не знали? Где мосты и переправы не знали? Вот я и говорю, что всего они, конечно, не знали, но уж так сказать, что "ничего не знали" нельзя. И дело тут не только (и не столько) в знали/не знали. Что-то еще. Может у них машин не было. Или топлива. Или еще чего-чего-чего?

Вот и всё, что я хотел сказать.

+16
Семен - semen-izdali: 08.02.12 19:43

Ситуация то изменилась. А действовать по предвоенным планам? В них и противника на нашей территории не было.

Вот и летели на Констанцу бомбардировщики без истребительного прикрытия, как уже писал, МКМК развертывались тоже без оного и тд. Кто-то просто защищал свой аэродром, забыв обо всех других (У М.Солонина это есть), кто-то к этому времени (Покрышкин не о 22.6 пишет) начал "перебазирование.

Потому что, летчики-истребители, сами знали, что им делать?

Нельзя все бросать командованию на самотек ( а самим "перебазироваться")......

 

+8
Антон П. - anton-p: 07.02.12 22:32

Ваша правда, Марк Семёнович, но и моя - наполовину: бомбившие Одессу машины были с двумя радиальными двигателями румынского производства IAR ("Индустрия Аэронаутика Ромына" - главное авиастроительное предприятие страны) K14. Первые восемь машин с двумя рядными "Юнкерсами "Юмо" встали на службу в августе 1941-го; их строили потом ещё и после окончания войны

12

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

2016
2013
2012
2011
Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину