22.11.09
Кто и чего ожидал от военного столкновения с Германией?
Вопросы, ответы на которые мне не известны, я бы разделил на две большие группы.
Одна - это то, что требует для выяснения истинных обстоятельств дела привлечения новых документов, как из российских, так и из немецких (британских, американских и пр.) архивов. Задавать эти вопросы посетителям сайта вряд ли целесообразно. Те, кто знают ответы, сами пишут книжки. Или не пишут и писать не намерены.
Вторая группа вопросов - это те проблемы, которые не имеют простого документального решения, порой выходят за рамки "военной истории" (в узком смысле этого слова), и для своего осмысления требуют не только и не столько профессиональных знаний, сколько здравого ума, житейской опытности, "знания жизни". Один из таких вопросов я хочу задать сегодня:
Чего ожидали от военного столкновения с Германией:
1. тов. Сталин;
2. высший комсостав (Тимошенко/Жуков/Мерецков/Павлов и пр.);
3. командиры средне-высокого уровня (командиры полков-дивизий-корпусов);
4. молодые лейтенанты, комсомольцы, ударники;
5 мобилизованные колхозники?
О п.п. 1 и 5 я еще могу догадываться. Сталин, скорее всего, ожидал победы и триумфа. Для того (получения лаврового венка) он и назначил себя в мае 41-го главой правительства, поэтому отказывался от какого-либо поворота в сторону союза с противниками Германии (Англия и США) вплоть до фактического начала войны. Колхозные мужики (имею в виду 30/40 летних), вдоволь насмотревшиеся на то, как "ловко и умело" коммунисты наладили колхозное производство, ничего, кроме разгрома и крушения сов.власти, от войны с немцами не ждали. Одних это печалило, других радовало, третьим уже все стало "до фонаря", но поверить в способность этого на редкость бестолкового начальства победить "германца" (хорошо известного им и памятного по "империалистической войне") нормальный мужик не мог.
С п.п. 2, 3 - полная непонятка. Если судить по оперативным планам (наступление с решительными целями и на глубину 250-300 км уже на этапе решения "первой стратегической задачи" при численном превосходстве наступающих всего лишь в полтора раза), если судить по духу и букве выступлений на Декабрьском (1940 г.) Совещании высшего комсостава, командиры готовили плечи к новым погонам, груди - к новым орденам, а войска - к победному маршу. Если же посмотреть на дикую панику, охватившую командование округов (фронтов) и их непосредственных подчиненных в первые дни и часы войны, то ничего другого, кроме бесславного разгрома, они и не ждали. Складывается впечатление, что первые артиллерийские залпы лишь "сдвинули лавину", которая только и ждала "разрешительного толчка", чтобы устремиться в бегство. При этом многие командиры имели личный боевой опыт (Испания, Китай, финская война) и проявили там немалое личное мужество. Характерный пример - командир 9 САД С.Черных, Герой Советского Союза, мужественный летчик-истребитель, который в 10-30 22 июня отправляет паническую радиограмму ("все истребители уничтожены"), вечером 22 бежит из Белостока и к 26 июня добегает аж до границ Брянской области.
Как все это можно совместить - я решительно не понимаю. Ваше мнение?
a) По пункту 1 я согласен с М.Солониным (и В. Суворовым): Сталин ожидал, что его армия быстро разгромит Германию и он присоединит всю Европу к Советскому Союзу.
б) Что касается других пунктов, то, на мой взгляд, вопрос сложнее. Кто такие все остальные? Они все – рабы товарища Сталина. Только находились они в разных загонах у разных кормушек. Но мы знаем это теперь, а тогда им всем (и нам тоже) внушили, что они стали «всем», что они должны освободить «угнетенное» человечество. Вполне возможно, что некоторые из них сознавали свое положение, но вряд ли они ожидали, что война поможет им изменить его. Не будем забывать и о том, что солдатский и офицерский труд очень тяжел, что в армии на первом месте стоит дисциплина. Известно, что, например, в Генеральном Штабе работали тысячи офицеров и генералов по многу часов каждый день. Вполне возможно, что очень многие из них любили свою работу и работали с удовольствием и полной отдачей, (вот как почти все наши ученые и инженеры, я сам работал не за страх, а за совесть) . Чего могли они ожидать от войны? Только той же самой работы в еще более усиленном темпе.
Я не думаю, что Сталинские маршалы ожидали, что после победоносной войны они станут начальниками завоеванных государств, так сказать, маленькими Сталинами, - для этого у Сталина были члены Политбюро. Вот получить награды, золотое оружие – другое дело.
У младших офицеров и солдат, в большинстве своем бывших колхозников, был страх, что за неповиновение их расстреляют, это им убедительно показали на Халхин-Голе и в Финляндии.
Тяжелый солдатский труд и дисциплина не оставляют времени на «ожидания», в одиночку сделать невозможно ничего, даже если все понимаешь, а о коллективных действиях и речи быть не может, - немедленно донесут и расстреляют. Это вам не Швейк со своими товарищами, которые спокойно и безбоязненно рассуждали о том, как они будут сдаваться русским в плен, когда окажутся на фронте. Я убежден, что большинство солдат и офицеров из тех, кто уже во время войны сдались добровольно в плен, не ожидали такой плачевной участи в немецком плену. Ни в одной стране не было столько предателей и пособников оккупантов, как в Советском Союзе, но все же большинство пленных не пошло служить врагу
Мне кажется, что ожидать чего-то от войны могли только те, кого ещё не призвали в армию. Замечательный писатель Ион Деген в своей книге приводит слова своего 18-летнего друга в первый день войны: «Когда меня призовут, я пойду на войну. Но добровольно? – ни в коем случае». Полагаю, что таких людей было немного, и ещё меньше было тех, кто отважился сказать это. Опять же, это вовсе не исключает того, что добровольцев было много. Я не согласен с Солониным, что «Колхозные мужики (имею в виду 30/40 летних), вдоволь насмотревшиеся на то, как "ловко и умело" коммунисты наладили колхозное производство, ничего, кроме разгрома и крушения сов.власти, от войны с немцами не ждали». Наверное, они очень хотели и надеялись, но ожидать этого у них никаких оснований не было. Мне представляется, что такое объяснение несколько упрощенно, и история дает нам много самых разных свидетельств, порой неожиданных. К примеру, почему русские рабы (крепостные) – солдаты русской армии не бежали от Суворова в Италии к свободным французам, а, наоборот, побеждали их в сражениях? Они даже и не мыслили поступить иначе. Почему те же рабы не сдавались в плен Наполеону, а, наоборот, согласно Лермонтову, требовали дать генеральное сражение? А многие крепостные крестьяне, которые уходили в партизанские отряды? Читали ли вы о русских солдатах, сдававшихся в плен наполеоновским войскам (я имею в виду войну 1812-1813 гг.)? И чего они ожидали от предстоящей войны? Разве они не насмотрелись на издевательства помещиков над ними и их близкими? И тем не менее, они свято выполняли свой долг.
Я думаю, что не сами «ожидания» основной массы солдат привели к катастрофе 1941 г. Основной причиной явился полный развал дисциплины в Красной Армии, прежде всего, в командирской среде. Такого развала не ожидал никто. Помните, как Солонин описывает неповиновение генералов на Юго-Западном фронте? И «великий» Жуков, за малейшее неповиновение беспощадно расстреливавший офицеров на Халхин-Голе, никаких мер теперь к ним не принимает, это уже потом он бил морды своим генералам. А генералы, бросавшие свои части и бежавшие на Восток впереди своих солдат?
Напротив, Гитлер, придя к власти, не только сохранил в целости германский офицерский корпус, но и все его вековые традиции. Моральный кодекс офицеров находился на высоком уровне. Я читал о том, что любой младший офицер мог обратиться к генералу с просьбой разъяснить что-то непонятное и генерал садился с ним и объяснял. А товарищ Сталин уничтожил офицерский корпус, доставшийся ему от царского режима. О каком моральном кодексе офицеров Красной Армии могла идти речь, если товарищ Сталин и НКВД могли без всякого повода посадить или расстрелять военачальника любого ранга, а солдат мог донести на своего командира. Гитлер же, чтобы сместить неугодных ему военного министра и претендента на этот пост, вынужден был организовать против них провокации, запятнавшие их честь. По моему мнению, В.Суворов прав, утверждая, что Красную Армию надо было освободить от таких людей, как Тухачевский, Якир, Дыбенко. Однако их уничтожили как шпионов, а не как военачальников, запятнавших себя расправой с собственным народом. Так что и этот акт только способствовал унижению командирского корпуса в глазах солдат и падению его авторитета. Если бы Гитлер произвел аналогичную чистку своей армии, то его армия вряд ли бы дошла даже до Минска. Окончательно же советских командиров добили жуковские директивы первых дней войны. У многих, если не у большинства, командиров любого уровня оставалось только одно желание – выжить, и как результат – трагические события 1941 г.
"Белые придут - грабят, красные придут - тоже грабят!" Думается, колхозники, ещё в "гражданскую" - "созрели" (но так и не "покраснели") Ведь совсем незадолго до этого, защищая Порт-Артур, те же самые колхозники, дрались, как тигры - раненых в госпиталь - силком отправлять приходилось. К началу ВОВ, после проведённых над ними экспериментов, на тему: "сдохнет - не сдохнет?" - энтузиазма, у колхозников, явно поубавилось.
С годовым опазданием хочу вставить слово. Касаемо п.2. Тут как уже говорили вопрос сложен. Я считаю, что ответ зависит от отношения ком. состава к советской власти вообще. Взять к примеру Берия и Молотова, они конечно не ком. состав, но для примера годятся. Молотов коммунист и даже после смерти Сталина, при Хрущеве и Брежневе не отступился от своих убеждений, чему в принципе есть свидетельства. Берия типичный приспособленец, после смерти Сталина, придя к власти он стал бы типичным диктатором используя КПСС как ширму для своих делишек, ему было откровенно плевать на пролетариев в других странах. Среди ком состава большинство было приспособленцы, плевать им было на большевиков, хоть в партии и состояли. Соответсвенно поведение высшего ком состава в случае нападения на Германию вполне предсказуемо: "Мы выполняем свою работу как можем, а причина провалов недостаточное обеспечение техникой промышленностью". В принципе на допросе Павлов так и сказал, что планы по оснащению были дурацкие, а именно завышенные. Идейных командиров (фактически комиссаров) постреляли в 1937-1938г.г. Думаю тот же Тухачевский попав в ситуацию Павлова начал бы формировать заград отряды как в гражданскую, да массово расстреливать паникеров перед строем. Не факт конечно, что это помогло бы ему, но поступал бы он так. Т.е. ком состав конечно никаких побед от Красной армии не ждали, но и массового бегства не предвидели, ожидали долгую кровавую бойню. Это как Грачев, который конечно же понимал, что за один день не захватит Грозный, но и не ждал такой бойни, а когда бойня началась, то уже и останавливаться нельзя было.
Теперь п.3. В отличии от высшего ком состава, средний ком состав явно не витал в облаках и осознавал реальное положение в войсках. Они понимали, что в случае начала войны, даже Сталиным, большинство солдат будут воевать без явного энтузиазма и придется их гнать на убой, т.к. если солдат не хочет учиться воевать, то его и не заставишь. В общем они ждали бойню, но нападения явно не ожидали. Особенно подорвало армию призыв в нее перед самой войной "западэнцев", я это встречал во многих воспоминаниях, они разлагали подразделения, снижали устойчивость войск. Это как призыв в первую чеченскую контрактников в боевые подразделения, когда набрали фактически откровенный сброд, которые только снижали дисциплину не выполняя своих обязанностей.
если судить по духу и букве выступлений на Декабрьском (1940 г.) Совещании высшего комсостава, командиры готовили плечи к новым погонам
Класс, сразу "историк" чувствуется.
Тут ведь и "ёжику понятно", что имеется ввиду - повышение в звании. Вопрос, М.Солониным, задан чётко и можно было бы и Вам попытаться ответить на него, не "цепляясь" к отдельным словам. Смысл вопроса, ведь, ясен?
Когда мы слышим высказывание: " На этой лавочке пионеры частенько сидят", - нам ведь, не именно - детки в красных галстуках представляются. Мы понимаем, что речь - о ребятах, примерно 10 - 15лет. Хотя, можно тоже : произнёсшему слово пионеры, доказать "на пальцах", что пионерия - дело прошлое, можно попытаться уличить его во лжи.Мы ,ведь, этого не делаем, потому что его слова, нам понятны. Вот и в этом случае так - тут предельно ясно, что имел ввиду М.Солонин, так что - погоны - "погоды не портят".
Кстати, а Вы не желаете назвать, уважаемого Вами историка? Я бы, с его исследованиями, с удовольствием познакомился. Приятно ведь, полистать историю, от которой "историком" не отдаёт.
Про погоны. Погоны ввели после Победы под Сталинградом. Но неужели вы думаете, что эта победа может превзойти ожидание предстоящей Победы в ВОЙНЕ которую подготовил и талантливо организовал товарищ Сталин. Вот к такой Победе погоны были бы в самый раз. Кстати, Виктор Суворов упоминал о намерении Сталина ввести погоны после первых успехов в Освободительном походе, Товарищ Сталин вообще был предусмотрительный человек. Пушку ЗИС2 создали перед войной, но массовый выпуск наладили лишь когда потребность возникла, так же и с погонами.
Не форум, конечно. Тогда, можно Вам предложить ответить на другой вопрос, предложенный М.Солониным: Почему "патриоты" не любят Виктора Суворова?
Ответов на этот вопрос много, но беда в том, что отвечают на него - те, кто уважает В.Суворова. Трудно объяснить - почему кто-то не любит яблоко, когда у Вас, от одного его вида - "слюнки текут". Вот и "ломаем головы" (свои личные головы) ..
А Вам, ответить на этот вопрос, гораздо проще. Уверен, что Ваш ответ, будет интересен многим.
P.S. В "патриоты" себя записывать - не обязательно.
Так я ж отвечал. За враньё, стёрли посты только. "Патриотом"и защитником тов. Сталина не являюсь.
Сталин, понятно, как мог, маневрировал. Германия была естественным геополитическим противником. И как не маневрируй, столкновения не избежать. Логика простая, указанная еще А. Амальриком. логика государства Российского - логика теста, которое расползается. потому что расползается. Так и сталинское государство. Можно Польшу прихапать - прихапали, можно часть Финляндии - откусили, часть Румынии- не вопрос. Плюс еще логика пролетарского государства. которое не может не воевать - иначе сгниет, как С.Корея или Куба сейчас.
Сталин понимал силу Германии, но и свои силы не недооценивал. Ставит задачи перед промышленностью - выполняют. Плюс убежденность в силе идеи. как в анекдоте:
- Почему пулемет не стреляет?
- Патроны кончились
- Но ты же коммунист!
И пулемет снова застрочил.
Вот эта вера в силу слова, зачастую нецензурного, она у нас и сейчас есть. и надо принять во внимание веру в то. что пролетариат поднимет восстание в тылу у Гитлера, и в то. что Гитлер зависит от наших сырьевых поставок.
Сталин ведь одним ударом мог лишить Гитлера поставок нефти. И ведь надо учесть, что тот факт. что мы поставляли Гитлеру сырье, он не только материальный аспект имеет, но и психологический. Ведь посмотрите как сейчас мы ведем себя по отношению к Украине, Белоруссии, например. Чуть что сразу: да мы вам газ перекроем. И уверены. что те сразу раз и лапки вверх. и это мы еще воевать не собираемся. А тогда я думаю вообще эйфория царила. Типа: Да мы их без зерна оставим, без никеля, ну, что мы там еще поставляли. Мы нанесем мощный удар, отрежем их от нефти, разгромим основные части, рабочие везде поднимут восстание (они же Сталина не могут не любить) и Гитлер наложит в штаны от страха и сбежит.
Средние и младшие офицеры понятно ждали повышения в званиях и т.д.
А кто спрашивает простых солдат? Да никто. И сравнивать им было не с чем. В С. Корее и сейчас многие убеждены. что во всм мире голодают и только им перепадает чашка риса, благодаря заботе вождя.
Пример:
Адмирал Редер писал, что для выхода в рейд крупного корабля, топливо, надо было ещё суметь "накопить", отбиваясь от всех- желающих "поделиться". Это - при румынской нефти, а если - без неё? Румынская нефть и стала бы той " соломинкой" , без которой - верблюд - мог и "ноги протянуть", от голода.
Румынская нефть имеется в виду.
4. Мне кажется, я знаю чего от столкновения с Германией ожидали молодые лейтенанты - капитаны.
Я сам был молодым лейтенантом (выпуск 1982 года). Так вот, лично я при непонятной обстановке побежал бы первым и повел бы в тыл за собой подчиненных. И основная причина такого моего настроения - полное неверие в старших командаров. Лейтенант и просто комсомолец (ударник) - это отнюдь не одно и то же. Лейтенант видит армию изнутри и точно знает, что его старшие начальнику могут и умеют:
- организовать для еще более старших начальников банкет и баню;
- организовать уборку территории;
- подготовить часть к смотру;
- заставить подчиненных петь строевые песни и т.д. и т.п.
В то же время лейтенант точно знает, что оставившие его в окопе начальники:
- не подвезут ему ни еды, ни боеприпасов;
- поставив ему задачу тут же забыли о нем;
- если что в бою пойдет не так - во всем виноват будет именно он и т.д. и т.п.
Поэтому мое глубокое обеждение: от войны с Герамнией младшие офицеры не ждали ничего хорошего. А их неверие с воих старших начальников - одна из причин поражений 1941 года.
Уважаемый Валерий, Вы верно поняли ход моих мыслей. Напишите нормальную развернутую статью, тема и мысли у Вас очень интересные, я с удовольствием размещу ее в разделе "Статьи других авторов"; люди почитают и спасибо скажут. Ну зачем же флудить тут?