26.02.15
Холуёво
Опубликованы результаты очередного опроса Левада-центра "по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны". http://www.levada.ru/26-02-2015/fevralskie-reitingi-odobreniya-i-doveriya Были заданы вопросы об отношении к президенту, правительству, местному начальству и пр. Там много всякого интересного и "вкусного", но моё внимание привлекли не сегодняшние, а самые старые результаты аналогичных опросов.
Февраль 2000 года. 52% опрошенных (больше половины!) считают, что "страна движется по неверному пути" и только 28% признают, что "дела идут в правильном направлении". В том же месяце того же года "деятельность Владимира Путина на посту президента" одобряют 76% опрошенных.
При этом, заметьте, В.Путин всего лишь "исполняет обязанности президента", причем менее двух месяцев, а если считать с момента назначения его на пост главы правительства РФ (16 августа 1999 г.) – менее полугода. И три четверти народонаселения уже горячо одобряют. Даже простое и безобидное сомнение выразило лишь 10% опрошенных. Но, может быть, именно в такой временной динамике и заключена разгадка? Путин – "президент надежды"; дела в стране идут из рук вон плохо, но электорат надеется, что молодой и энергичный президент наведет должный порядок.
Февраль 2003 году. С молодым и энергичным всё уже должно быть понятно. Доля тех, кто видит основания для оптимизма ("дела идут в правильном направлении") немного выросла, с 28 до 36 процентов. Однако, стабильное большинство (50% в феврале 2003 г.) по прежнему считает, что "страна движется по неверному пути". Но при этом личный рейтинг В.В. Путина – всё те же триумфальные 76 процентов.
И это, заметьте, при том, что медийная ситуация в стране – совсем не сегодняшняя. Пока еще работают десятки независимых СМИ. Оппозиция заявляет свои требования с трибуны Государственной Думы, а не на улице в Марьино. Людей не гноят годами в тюрьме за "скол эмали" на зубе полицейского, многодетную мать не волокут в Лефортово за звонок в украинское посольство, публичное использование слов "пятая колонна", "национал-предатели" в адрес политических оппонентов пока еще совершенно немыслимо…
Обычное возражение слегка ошалевшей от таких результатов публики известно: "Всё фигня, этим результатам нельзя верить, что это за "анонимный опрос", если человеку звонят на домашний телефон, люди просто боятся сказать правду…" Какие люди? Чего боятся?
Разумеется, если неизвестный голос звонит вам домой и спрашивает: "Вы готовы с оружием в руках штурмовать Кремль? Вы готовы помочь террористам заминировать вокзал?", то никакого другого ответа, кроме заранее предсказуемого "НЕТ", получить не удастся. Но спрашивали-то совсем о другом. И даже не о том: "Верите ли вы слухам об огромном личном состоянии В.В. Путина?" И к 2003 году (без малого 18 лет с объявления "гласности") всем было известно и понятно, что даже ПУБЛИЧНАЯ критика деятельности правительства и президента реально ненаказуема. Чего же мог опасаться минимально вменяемый человек, заявляя о своем неодобрении деятельности президента? Неужели были основания опасаться за свой статус "неуловимого Джо, который нахрен никому не нужен"?
И поэтому – давайте перестанем восхищаться (ужасаться) всесокрушающей силе государственной теле-иглы. Нет никакой "силы", нет никакого "великого искусства" киселевых, леонтьевых и ко. В такой стране можно было, за очень скромные деньги, посадить в студии Первого канала серенького человечка со скрипучим голосом, который бы зачитал по бумажке сообщение о том, что граждане Украины прогнали поганой метлой свое начальство. И всё. Этого – достаточно. 86 процентов потомственных холуёв зашлись бы в истерике от лютой ненависти к "хохлам, распинающим русскоязычных снегирей в штанишках".
"Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. "защитой отечества" великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам".