27.08.14

Сталин не планировал нападать на Германию. Этому нет никаких документальных подтверждений

Накануне траурной даты, 75-й годовщины начала 2 МВ, радиостанция "Немецкая волна" задала четыре одинаковых вопроса двум людям: немецкому историку ( Jörg Ganzenmüller, заведующий кафедрой истории Восточной Европы в Йенском университете) и "российскому публицисту, автору множества книг". Для удобства я объединил два интервью в один текст.

********************************************************************************

Гитлер торопился заключить пакт, потому что хотел начать войну против Польши как можно скорее - не дожидаясь осенних дождей и зимних холодов. А какие причины заключить соглашение с гитлеровской Германией были у Сталина?

- Я думаю, в случае Сталина решающим было то, что он, в принципе, преследовал цель вообще сделать возможной Вторую мировую войну. Такой была его политика безопасности. Сталин знал, что Гитлер рано или поздно нападет на Советский Союз. Он рассчитывал на то, что если Гитлер будет втянут в войну с западными государствами, он не решится вести войну на двух фронтах, учитывая опыт проигранной Первой мировой войны. Сталин был уверен в том, что когда Гитлер нападет на Польшу и западные страны объявят нацистской Германии войну, она будет затяжной. И пока Гитлер будет "разбираться" с западными странами, Советский Союз останется в стороне от боевых действий и сможет укрепить свои вооруженные силы.

Сталин всегда боялся того, что, как он выражался, "империалистические государства", к каковым он причислял и фашистский режим Гитлера, нападут на Советский Союз, объединив свои усилия. У него перед глазами был пример иностранной военной интервенции во время Гражданской войны в России. Он не мог допустить подобного единения против СССР и хотел, так сказать, вбить клин между потенциальными союзниками. Не столько пакт как таковой, сколько война между западными государствами и Гитлером воспринималась Сталиным как гарантия безопасности для советского государства. В конечном итоге, эта стратегия оказалась ошибочной.


- Прежде всего, следует вспомнить о том, что именно у Сталина летом 1939 года была самая большая сухопутная армия в мире. По числу дивизий и людей - в 2,5 раза больше, чем у Гитлера. По количеству боевых самолетов - в три раза больше. По числу танков - в три раза больше, чем у Германии, Франции и Англии вместе взятых. Это не оценочное суждение, это факты. А мое оценочное суждение заключается в том, что именно Сталин в августе 1939 года решал, быть войне или нет. И если бы Сталин объяснил Гитлеру, что миллион советских "добровольцев" с десятком тысяч танков двинутся на Запад на следующий день после того, как Гитлер посмеет нарушить границу Польши, то никакой войны и не было бы.

Однако Сталин не только не стал мешать Гитлеру начать войну, но и явно помог ему в этом: сначала - заключением пакта о ненападении и демонстративно теплым приемом Риббентропа в Москве, а затем и прямым военным участие в разгроме Польши. Почему? Потому, что Сталину была нужна война - большая европейская война. Сталин сделал именно то, что хотел сделать. Кстати, подобные оценочные суждения относительно мотивов Сталина были высказаны еще 75 лет назад, буквально через несколько недель после подписания пакта. Сегодня они могут быть подкреплены подлинными и, что очень важно, синхронными, то есть составленными в те дни, документами. Их можно найти, например, и на моем сайте.



Получил ли Сталин в итоге то, что хотел? Был ли выгоден пакт для Советского Союза?


- Поначалу Сталин был всем доволен. Экономическое сотрудничество между СССР и гитлеровской Германией было на редкость интенсивным. Германия поставляла Советскому Союзу военную технику, промышленное оборудование. Советский Союз поставлял Германии нефтепродукты и другое сырье. Экономическая составляющая была очень важна для обеих сторон. Очевидцы утверждали, что направлявшаяся вглубь Советского Союза гитлеровская армия 22 июня по дороге встречала поезда с поставками, предназначенными Германии…

22 июня, мягко говоря, выбило Сталина из колеи. Ведь поначалу ему казалось, что все складывается именно так, как он хотел. Сталину, по его версии, удалось столкнуть лбами западные государства. Он до последнего был уверен в том, что Гитлер еще долгое время не будет вести войну на двух фронтах. После 22 июня Сталин долгое время не выходил на публику, не давал никаких комментариев. Такое ощущение, что нападение Гитлера его буквально парализовало. Его стратегия рассыпалась, как карточный домик.


- Давайте сразу же зафиксируем, что в данном случае интересы Сталина и интересы страны, интересы народа категорически не совпадали. Вы задали два вопроса, и на них надо дать два ответа. Эти ответы: "нет" и "нет". Народу война никогда не может быть выгодна, война - это всегда страшное бедствие для простых людей. Пакт, заключенный 23 августа 1939 года, сделал большую войну в Европе неизбежной, и поэтому он, конечно же, противоречил интересам советского народа.

Что же касается Сталина, то он проиграл. Ошибся. Сталин неверно оценил соотношение сил между Германией и англо-французским блоком. Сталин думал и надеялся, что начнется многолетняя позиционная "мясорубка", по образцу и примеру Вердена в Первую мировую войну. А получился "блицкриг", стремительный разгром Франции в мае - июне 1940 года, и Гитлер стал хозяином большей части континентальной Европы. В результате с треском провалился весь хитромудрый план Сталина, его надежда прийти в качестве верховного арбитра на пепелище разоренной и обескровленной войной Европы

 

Как вы относитесь к версии, согласно которой Сталин якобы сам готовился к нападению на Германию, а Гитлер его лишь опередил?

- Этот тезис существует уже давно, и Виктор Суворов продолжает на нем настаивать, но историческая наука его не приняла. Нет сомнения в том, что Сталин знал: рано или поздно Гитлер нападет на Советский Союз. Безусловно, Сталин проводил агрессивную политику, но в отношении Польши, прибалтийских государств, и это было в рамках пакта. Но Сталин не планировал нападать на Германию. Этому нет никаких документальных подтверждений.

- Тезис Виктора Суворова оказался в основе своей абсолютно верным. Сталин и его маршалы совершенно конкретно готовили крупномасштабную наступательную операцию с задачей вторжения в Европу. Есть многочисленные подлинные документы, которые позволяют в деталях описать и план этого вторжения, и конкретные действия по подготовке этой наступательной операции. Все описано, с фотокопиями подлинных документов и оперативных карт советского генштаба - в частности, и в моей книге "Июнь 41-го. Окончательный диагноз". Вторжение должно было начаться ориентировочно во второй половине июля 1941 года. Точную дату назвать невозможно, потому что 22 июня Гитлер опередил Сталина.


Имея ввиду те факты, которые стали известны широкой общественности за последние 25 лет, следует ли по-другому судить о характере Второй мировой войны, менять историческую концепцию?

- Официальная советская концепция была несостоятельна уже потому, что рассматривала лишь сам договор о ненападении, без секретного дополнительного протокола. Но факты говорят о том, что главное как раз заключалось в секретном дополнительном протоколе, суть которого была в разделе Польши. Этот документ давал Гитлеру "карт-бланш" на агрессию против Польши, а Сталину - на то, чтобы занять Восточную Польшу. Наличие протокола отрицалось в СССР вплоть до конца 1980-х годов.

Что касается тех, кто особый упор делает на то, что Сталин якобы сам хотел напасть на Германию, то эти люди фактически поддерживают тезис, что война Гитлера против СССР была оборонительной. Наверное, существуют определенные круги, которым подобная версия выгодна... Но немецкие историки сегодня едины: даже если Сталин и планировал нападение на Германию (подтверждений чему нет, о таких "планах" Сталина в "третьем рейхе" никому не было известно, многочисленные фактические источники совершенно однозначны), о "превентивной войне Гитлера против Советского Союза" все равно даже речи быть не может

- Ответ из одного слова будет достаточным: "да". Единственное, что к этому слову стоит добавить, одно важное уточнение: 25 лет назад не было никакой "исторической концепции". Были заведомо ложные измышления советской, сталинской по своему генезису, пропаганды. Все эти горы вранья надо просто сдать в музей. (дальше у меня было продолжение фразы, которое "Немецкая волна" попросила убрать:  , если уж их не удалось предъявить в качестве свидетельства обвинения на "втором Нюрнбергском процессе" над коммунистическими преступниками )

http://www.dw.de/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B1%D1%81%D1%8F-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BB/a-17871227


http://www.dw.de/%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-%D0%BD%D0%B5-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB-%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E/a-17863597

Версия для печати


Рейтинг: 5.00 (проголосовавших: 19)
Просмотров: 29395

Добавить в закладки | Код для блога
Предварительный просмотр:
Сайт Марка Солонина
Сталин не планировал нападать на Германию. Этому нет никаких документальных подтверждений
.

Уважаемые пользователи! Если в ходе ознакомления с данным материалом у вас появилось желание задать вопрос лично Марку Солонину, предлагаем воспользоваться страницей обратной связи.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину