18.09.08

В неустановленном сортире, или условноконтртеррористическая операция

Итак, по делу полковника Ю. Буданова, три года назад похитившего и зверски убившего чеченскую девушку Эльзу Кунгаеву, вынесен очередной приговор. На этот раз полковника приговорили к 10 годам. В прошлый раз его, как известно, собирались отпустить на свободу.

Суд над полковником вызвал крайне разноречивую реакцию в обществе. Но что примечательно - и те, кто видел в Буданове "настоящего полковника, героя войны", и те, кто сравнивал его с гитлеровцами, замучившими Зою Космодемьянскую, считали сам процесс чем-то редкостным, а то и вовсе "пустой показухой, устроенной для Запада". Теперь я знаю, что все совсем не так. Оказывается, российская прокуратура давно уже борется с преступниками в армейских погонах. Решительно, настойчиво и продуктивно. Возбуждены не десятки даже, а сотни уголовных дел. Разумеется, общество, которое своим трудом содержит армию, вправе знать не только про великие труды правоохранителей, но и про достигнутый ими результат. С марта 2002 года “Мемориал” добивался от властей конкретной информации о том, какие же наказания понесли убийцы и насильники в военной форме. И вот, наконец, в мае сего года на имя депутата Государственной Думы, председателя общества “Мемориал” С.А.Ковалева поступил официальный "ответ на запрос", подписанный заместителем Генерального прокурора РФ С.Н.Фридинским ( исходящий № 52-3804-03 от 25.04.2003 ) В письме на десятках страниц подробно сообщается “о результатах рассмотрения судами уголовных дел по фактам преступлений, совершенных военнослужащими и другими представителями силовых структур в отношении мирного населения в период проведения контртеррористической операции в Чеченской республике".

На момент составления письма были вынесены приговоры по 49 уголовным делам в отношении 68 человек. Вот некоторые, наиболее характерные дела:
"4 февраля 2001 года прапорщиком Ч. и младшим сержантом М. в казарменном помещении в течение длительного времени избивались гр-не Сатаев Р.В. и Магомадов Р.В....военнослужащие  признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий)... назначено наказание - 3 года лишения свободы условно..."

"21 ноября 2000 г. в районе блок-поста на въезде в н.п. Шатой военнослужащие С. и О. совершили разбойное нападение на гр-на Абдулвахидова Л. А.... признаны виновными... назначено наказание - 4 года лишения свободы условно..."

"20 августа 2002 года в н.п. Верхний Наур сотрудником милиции Л. и рядовым в/с Э. избиты 9 местных жителей.... Военным судом Э. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.213 УК РФ (хулиганство)... назначено наказание в виде лишения свободы сроком 3 года условно, сотрудник милиции Л. оправдан..."

"12 мая 2000 г. около 10 часов военнослужащие У. и М. на блокпосту, расположенном на трассе Грозный-Аргун, остановили автомашину «ГАЗ-24» и под угрозой убийства принудили водителя гр-на Эскиева отвезти их на рынок села Беркат-Юрт, где военнослужащие совершили ограбление лиц, торгующих на рынке... У. осужден к 4 годам лишения свободы условно, М. - осужден к 2 годам лишения свободы условно..."

"29 августа 2001 года в н.п. Шали при проведении спецоперации военнослужащим О. совершено открытое похищение имущества из дома граждан Дамбаевых на общую сумму 1500 рублей и изнасилована гр .Дамбаева А.Р.( 1981 года)... признан виновным.... назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы условно..."

"22 декабря 2000 г. в Шатойском р-не рядовой Ц. допустил нарушение правил обращения с оружием, причинив гр-ке Шахгириевой Т. огнестрельное ранение... признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 349 ч.1 УК РФ,( нарушение правил обращения с оружием )... наказание в виде 6 месяцев ограничения по военной службе..."

"21 августа 2000 года на центральном рынке г. Гудермеса командир группы немедленного реагирования ППС Октябрьского РОВД П. на почве ссоры совершил убийство гр. Дакаева... признан виновным... наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет условно..."

"12 июня 2001 года в н.п. Алхан-Кала милиционер отдельного батальона конвойной службы УВД г. Саратова на почве произошедшей ссоры произвел выстрел в гр-ку Гаербекову З.М., которая от полученных ран скончалась... Определением Степновского районного суда действия подсудимого А. были переквалифицированы со ст. 111 ч. 4 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью ), на ч.1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), после чего уголовное преследование подсудимого прекращено в связи с изменением обстановки..."

"06 июня 2001 года в н.п. Курчалой в ходе проведения спецоперации капитаном О. задержаны два сотрудника территориальных органов прокуратуры, которые незаконно удерживались в течение 40 минут. В этот же день указанным военнослужащим избит местный житель, гр-н Хатханов У.А.... назначено наказание - штраф в размере 50 минимальных размеров оплаты труда..."

"10 марта 2001 года в н.п. Ханкала прапорщиком Ч. в помещении строящейся казармы воинской части совершено изнасилование гражданки Ивченко... наказание - 4 года лишения свободы условно..."

И так далее. Убийство, разбойное нападение, изнасилование... Условно, условно, условно...

Комментарии к такому воистину излишни. Наш суд - самый гуманный суд в мире! Комментарии излишни, но некоторые пояснения будут вполне уместны. Так, стоит напомнить, что "н.п. (населенный пункт) Ханкала", на территории которого была изнасилована "чеченская террористка" по фамилии Ивченко - это и есть главная база федеральных войск в Чечне. Другими словами, тяжкое и фактически безнаказанное преступление было совершено в непосредственной близости от расположения штаба по проведению "контртеррористической операции". А "нарушение правил обращения с оружием", за которое рядовой Ц. был наказан "ограничением по воинской службе" произошло (как следует из отчета правозащитного общества "Мемориал") при следующих обстоятельствах: "Группа военнослужащих подошла к дому 65-летней местной жительницы Шахгириевой, торговки спиртными напитками. Военные вызвали ее на улицу и заявили ей: “Батя приказал дать водки!” Когда женщина сказала, что спиртных напитков у нее в настоящее время нет, один из военных выпустил автоматную очередь ей в ноги..."

Что же касается "дела капитана О.", на 40 минут запершего в сарае двух работников местной прокуратуры, то за этим мелким хулиганством скрывается одно из самых известных массовых злодеяний, совершенных в ходе "контртеррористической операции". Речь идет о так называемой "зачистке", проведенной в чеченских селениях Ассиновская, Серноводск и Курчалой в конце июня - начале июля 2001 года. Зачистка как зачистка. Проходила по общей для всей Чечни схеме: разбой, грабеж, мародерство (из домов местных жителей вывозили не только ковры, но и курей с картошкой), сотни жителей зверски избиты, десятки - увезены в неизвестном направлении. Одним словом - все как всегда. Громкий же скандал разразился из-за того, что “зачистку” Серноводска провели именно в тот день, когда в Грозном проходило выездное заседание Государственной Думы. Заседание, на котором народные избранники должны были дать достойную отповедь империалистам из Совета Европы, "которые суют свое рыло в наш советский огород".

Надо отдать должное - власти быстро сориентировались в обстановке. Когда стало ясно, что на этот раз спрятать шило в мешке не удастся, высокие должностные лица сами стали выступать с громкими разоблачительными заявлениями. Из погрома в Курчалоевском районе решено было сделать образцово-показательное "восстановление конституционной законности". Органы прокуратуры приняли от местных жителей 357 заявлений. Прокурор Чечни Виктор Дахнов сообщил прессе, что "факты нанесения телесных повреждений десяти жителям установлены процессуально, есть показания, побои зафиксированы медиками, составлены протоколы". Полпред Президента РФ в Южном федеральном округе Виктор Казанцев заявил 17 июля 2001 г., что уже возбуждено 8 уголовных дел "и это число будет увеличиваться". 25 июля сам Генеральный прокурор РФ Устинов издал приказ № 46, в котором говорилось о "незаконном задержании жителей и применении к ним насильственных действий". 31 июля специальный представитель Президента РФ по правам человека в Чечне В. Каламанов заявил на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" дословно следующее: "Меня удовлетворяют действия прокуратуры. Военная прокуратура ведет себя агрессивно, наступательно, и в случае обнаружения вины военнослужащих они будут наказаны, о чем узнает мировая общественность".

И вот два года спустя "гора родила мышь". Точнее говоря, даже не мышь, а условно-дохлого мышонка. Вся "агрессивная наступательность" прокуратуры свелась к тому, что один-единственный "капитан О." был оштрафован на 200 "баксов". Остальные уголовные дела прекращены по ст. 195 ч.3 УПК РСФСР, "в связи с невозможностью обнаружения лиц, подлежащих привлечению к ответственности в качестве обвиняемых..."

Правды ради надо признать, что условными наказаниями отделалось абсолютное большинство, но не все осужденные. За три года "второй чеченской кампании" военные суды приговорили к длительным (от 8 до 18 лет) срокам тюремного заключения 11 человек. Все они солдаты и сержанты. Среди реально наказанных ни одного офицера (и в этом смысле приговор в отношении полковника Буданова действительно становится чем-то уникальным). Ну, а уголовные дела солдат-убийц похожи друг на друга, как матрешки. Ограничимся поэтому кратким описанием только одного из них.

15 апреля 2001 г. сержант-контрактник В.Андреев и два его сослуживца в состоянии сильного алкогольного опьянения самовольно покинули расположение воинской части и отправились на поиски в село Дарго. Искали они не международных террористов, а водку. На беду, ни в одном доме им выпить не дали. Когда же они вломились в дом к гражданке Н.Талалаевой, та начала кричать и выбежала на улицу. Здесь сержант выстрелил в нее первый раз. Женщина упала и стала звать на помощь. Живущая по соседству Х. Назаева выскочила на улицу и затащила раненую в свой дом. Там их обеих и убили. В.Андреев приговорен к 18 годам лишения свободы, два его собутыльника отделались легким испугом - на суде они выступали всего лишь в роли свидетелей...

Теперь закроем потрясающий "ответ на запрос", подготовленный в Генеральной прокуратуре, и постараемся соотнести эту цифру - 11 осужденных солдат - с общим числом преступлений, совершаемых в Чеченской Республике отдельными представителями федеральных войск. Разумеется, точное число преступников и число их жертв неизвестно никому. Более того, правовая ситуация в Чечне такова, что невозможно даже ответить на вопрос о том, что есть преступление. Гибель десятков тысяч жителей Грозного и других городов Чечни в результате ковровых бомбардировок или обстрелов населенных пунктов установками залпового огня вообще выведена за рамки так называемого "правового поля". В качестве преступлений фигурируют только "штучные" злодеяния - изнасилования, разбои, пытки, грабежи...

Сколько таких преступлений совершено в Чечне? Обратимся к сугубо официальным данным. В настоящее время в "Комиссии по поиску пропавших без вести при Правительстве Чеченской Республики" (есть уже и такая !) зафиксировано 2800 случаев похищения людей. Специальному представителю Президента РФ по обеспечению прав человека в Чечне только в период с 1 января 2000 года по 1 ноября 2002 подано 1568 заявлений о похищении людей (и, кроме того, еще 1085 заявлений о совершении других преступлений). Количество же возбужденных уголовных дел несравненно меньше. Так, в мае 2001 г. Генеральная прокуратура подготовила для передачи в Парламентскую ассамблею Совета Европы подробный перечень уголовных дел по преступлениям против жителей Чеченской Республики, в совершении которых подозреваются военнослужащие или милиционеры. В этом перечне указывались 302 уголовных дела, которые были приняты к производству. Позднее заместитель Генерального прокурора РФ Фридинский сообщал, что органами прокуратуры ЧР “принято к производству 417 уголовных дел по преступлениям против местного населения, в совершении которых подозреваются представители федеральных сил”.

И вот результат - на тысячи тяжких преступлений и несколько сотен уголовных дел приходится всего 11 солдат, отправленных на длительную отсидку. Причем, по делам о похищении людей (ст. 126 УК РФ) до суда с огромными препонами дошло лишь дело печально знаменитого полковника Буданова. По обвинению в истязаниях (ст. 117 УК РФ) вообще не возбуждено ни одного дела! Ни одного. Многочисленные случаи пыток российские суды упорно квалифицируются как "превышение должностных полномочий" (ст. 286 УК РФ).

Но может быть, все еще впереди, и возбужденные уголовные дела закончатся, в конце концов, судебными процессами? И не надейтесь. Три четверти дел уже закрыты! Формулировка стандартная, одна на всех: “в связи с невозможностью установления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых”. Оказывается, на просторах Чеченской Республики бесчинствуют толпы каких-то загадочных "неустановленных лиц" на БТРах, с огнестрельным оружием и в камуфляжной одежде. Именно такая формулировка неизменно присутствует в сотнях и тысячах отписок, которые получают в казенных домах родственники жертв и правозащитники. "При проведении спецоперации под предлогом проверки документов неустановленными лицами, одетыми в камуфляжную форму, был увезен и в дальнейшем исчез..." Так в начале 21-го века звучит современный аналог знаменитой формулы сталинского террора ("десять лет без права переписки").

Иногда дело доходит до полного, вопиющего абсурда. Усилиями известного журналиста Анны Политковской был предан гласности факт похищения в январе 2001 г. и дальнейшего исчезновения жителя г. Грозного Мурдалова З.А. Пришлось возбудить уголовное дело. До суда оно все еще не дошло. Из материалов следствия следует, что весь Октябрьский райотдел милиции Грозного был в те дни заполнен какими-то "неопознанными милицейскими субъектами". Эти "неустановленные следствием лица" сначала избивали Мурдалова, "причинив ему телесные повреждения, приведшие к угрожающим жизни патологическим состояниям в виде длительной утраты сознания, судорог, нарушения дыхания", затем "неустановленный следствием" дежурный офицер составил подложный документ об освобождении Мурдалова, после чего "неустановленные лица" увезли несчастного из райотдела в неизвестном направлении...

Если читатель подумал, что это "статья про Чечню", то он ошибся. Никаких мыслей, тем паче - советов, по поводу того, как разрешить чеченскую проблему, автор не высказывал и высказывать не собирается. Речь идет совсем о другом. О том, что захватить чужую машину и приехать на рынок "с целью ограбления лиц, торгующих на рынке" гораздо проще, чем работать, зарабатывать и тем кормить семью. Вот я и думаю - куда же пошли "военнослужащие У. и М." после того, как их прямо в зале суда освободили из под стражи? Куда пошли тысячи других "неустановленных следствием" убийц, садистов, насильников? На завод к станку - или на службу в милицию, в Октябрьский райотдел? Не тот Октябрьский РОВД города Грозного, в котором был замучен гражданин Российской Федерации Мурдалов З.А., а в любой другой. В каком же городе постсоветской России нет райотдела с названием "Октябрьский"?...

Версия для печати


Рейтинг: 4.33 (проголосовавших: 6)
Просмотров: 20284

Добавить в закладки | Код для блога
Предварительный просмотр:
Сайт Марка Солонина
В неустановленном сортире, или условноконтртеррористическая операция
Удивительно, но эта статья была опубликована. От первой до последней буквы. См. "Волжская Коммуна", №138 от 01.08.2003 г.

Уважаемые пользователи! Если в ходе ознакомления с данным материалом у вас появилось желание задать вопрос лично Марку Солонину, предлагаем воспользоваться страницей обратной связи.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину