29.03.14
Виталий Портников. Евреи и Майдан
«Антисемитизм Майдана» стал в последние месяцы одним из главных тезисов российской пропаганды, направленной на дискредитацию протестного движения в стране. Об опасности антисемитских настроений одним из первых сказал глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. Тезис об антисемитизме был повторен на последней пресс-конференции лишившегося власти Виктора Януковича. О многочисленных информационных вбросах, посвященных антисемитским настроениям собравшихся, я и не говорю.
Этой лжи не могут препятствовать никакие факты. Ни присутствие на трибуне Майдана деятелей еврейского движения и раввинов, ни организованная Самообороной Майдана охрана синагог, ни «еврейская сотня» и гибель во время разгонов протеста украинских граждан еврейского происхождения – на все эти факты вам приведут цитаты из старых выступлений лидеров «Свободы» и «Правого сектора», напомнят об антисемитских лозунгах, обвинят в стремлении построить «этнически чистое» государство. И никакие действия тех же радикалов, говорящих о приоритете европейских ценностей с трибуны парламента или со сцены Майдана или встречающихся с послом Израиля в Киеве для того, чтобы обсудить, как совместными усилиями противостоять провокациям, не остановят этого мастерски приготовленного информационного потока. Именно поэтому я не хочу сейчас оспаривать тезисы, предлагаемые к обсуждению кремлевскими политтехнологами и их марионетками. Для того, чтобы понять происходящее вокруг Майдана, нужно осознать, чем был Майдан. И заодно выяснить – кто такие украинцы и кем являются украинские евреи.
Если мы согласимся с мыслью, что Майдан стал мощнейшим толчком к формированию современной украинской политической нации, то мы должны понять, что эта нация не имеет этнических границ – как не имеет ее, например, современная французская политическая нация. Французские евреи – несмотря на все антисемитские эксцессы прошлого – давно уже ощущают себя частью политической нации именно потому, что этнические границы стерты и каждому, кто хочет ощущать себя французом, оставаться евреем или совмещать идентичности, предоставляется свободный выбор. Но когда политическая нация отсутствует – то нет и свободного выбора.
В Украине было именно так. До развала Советского Союза и украинцы, и евреи воспринимались в качестве части некоего суперэтноса «советский народ», разбитого по республиканским квартирам и национальным группам. Причем как бы по умолчанию считалось, что на самом деле понятие «советский народ» кокетливо маскирует тяготение всех остальных народов Советского Союза к русской культуре в ее большевистском варианте. И если украинцы еще разделялись на тех, кто готов был принять русификацию и отказ от национальной идентичности в качестве платы за общественный успех, и тех, кто стремился во что бы то ни стало сохранить свое этническое «я» в неблагоприятных условиях, то у евреев такого выбора, по существу, не было.
Украинские евреи – вообще самый большой феномен среди всех еврейских общин восточной и центральной Европы. Феномен именно потому, что никаких украинских евреев давным-давно нет. Нельзя сказать, что их никогда не было – конечно же, были – но стали жертвой восстания Богдана Хмельницкого, приведшего к практически поголовному уничтожению еврейского этноса на современных украинских землях. Новое еврейское заселение началось уже после присоединения этих земель – а затем остальной территории Речи Посполитой – к Российской империи. Таким образом, евреи пришли на земли, на которых активно шло вытравливание всего украинского – при участии, между прочим, не только колониальной администрации, но и самих украинцев, той их части, что всегда предпочитала карьеру защите национальных интересов.
Новые украинские евреи, в свою очередь, делились на две группы – первая из них стремилась стать частью «нового мира», имперского или советского, путем полного отказа от национальных корней – а это для всех было прямой дорогой «в русские». А вторая стремилась сохранить свою идентичность в симбиозе с участием в жизни государства – но только вот государство это никогда не было украинским, оно всегда было Россией, в какие бы одежды оно не маскировалось. И если украинцы еще могли принять эту маскировку под Украинскую ССР за чистую монету - просто потому, что так им было проще воспринимать подневольное состояние, то для евреев такая маскировка была совершенно очевидна и не интересна. И они, точно также как и многие их соседи, становились русскоязычными – даже если в прошлом их родным языком был идиш, а соседи разговаривали на украинском языке.
К тому же не стоит забывать, что эта вторая группа евреев, не желавшая порывать со своей идентичностью, всегда подвергалась атакам власти, вполне сравнимым с той ожесточенной борьбой, которую русский шовинизм в имперской или большевистской его форме вел с украинским национальным движением. Сионистское движение Российской империи и стремившийся к национальной автономии Бунд были уничтожены большевиками. Затем пришел черед еврейской культуры на идиш: репрессии начались еще в 30-е годы, а в последние годы жизни Сталина, когда были расстреляны классики еврейской литературы и убит великий актер Соломон Михоэлс, эта культура была фактически выкорчевана. К этому же времени в Украине практически прекратили свое существование этнические группы евреев, не затронутых русификацией: галицийские и буковинские евреи, активно взаимодействовавшие с украинцами, поляками и румынами, были полностью уничтожены Холокостом. Холокост прекратил существование и еще одной своеобразной этнической группы евреев, не подвергшейся русификации – крымчаков, взаимодействовавших с крымскими татарами.
Таким образом, к середине 50-х годов евреи Украины стали просто «советскими людьми», чья национальная идентичность оказалась опасной для каждого его носителя – как, впрочем, была она опасна и для каждого украинца, если не ограничивалась фольклорной интерпретацией. И страх быть самим собой оставался с украинскими – вернее, советскими – евреями до последнего для существования Советского Союза. Естественным ответом на этот страх была ассимиляция в пользу народа-колонизатора, т.е. русского народа, репатриация в Израиль или эмиграция в Соединенные Штаты с их институированной еврейской общиной. Но уж никак не присоединение к гонимому и маргинализуемому властью украинскому национальному движению.
Что изменилось после провозглашения украинской независимости? Да практически ничего, потому что эта независимость оказалась лишь переименованной Советской Украиной. Конечно, зависимость от прежнего центра уменьшилась, но влияние русского информационного и – скажем шире – цивилизационного пространства осталось превалирующим. А самое главное – развитие Украины как государства продолжала определять советская цивилизация, воспринимающая все украинское как второсортное и сводящая его к фольклорному компоненту – триумф этого восприятия, как ни парадоксально, случился как раз после 2004 года, когда к власти в стране пришел король украинского политического фольклора Виктор Ющенко. Украинцы пытались защититься «этнической революцией» от этой нарастающей маргинализации собственной цивилизации в собственной стране, что породило появление националистических и национал-радикальных политических группировок и, в конечном счете, раскол на запад и центр с одной стороны – и восток и юг с другой, то есть на территории, где «этническая революция» торжествовала, и на территории, на которых советская цивилизация в ее самых грубых, китчевых формах была непобедима.
Что было делать евреям в этом чуждом им противостоянии? Да ничего – к тому же, если говорить начистоту, то и влиятельной еврейской общины в стране уже практически нет, так как основная часть живших в Украинской ССР граждан еврейского происхождения еще в начале 90-х стала гражданами Израиля, Соединенных Штатов или Германии. Оставшиеся евреи естественным образом – как, собственно, это и было в имперские времена – оказывались интегрированы в процессы, происходившие на территориях их проживания. Поэтому евреи западных и центральных областей акцептировали возрождение украинской культуры, пусть даже в ее этническом варианте, а евреи востока и юга оставались все теми же советскими людьми, свято уверенными в своей связи с русской культурой и примате этой культуры над всеми остальными. То, что на сцене Майдана были председатель Ваада Украины Иосиф Зисельс или автор этих строк, так же естественно, как и то, что в Харькове местные авторитеты Михаил Добкин и Геннадий Кернес стали символами неосоветского шовинизма в его хулиганской форме.
Протестное движение, прервавшее это маргинальное существование и ставшее прелюдией к утверждению новой политической нации, изменило все. Внезапно оказалось, что в Украине для всех все общее – флаг, гимн, ценности и даже лозунг «Слава Украине!». Оказалось, что можно обращаться как к украинцам, к людям разного этнического происхождения, что за страну готовы жертвовать собой не только этнические украинцы, но и русские, евреи, армяне, белорусы, азербайджанцы, крымские татары... Да, этот процесс, можно сказать, задержался у границ востока, но сейчас, под воздействием агрессивной политики воскресшей из небытия «империи зла», он набирает обороты и в восточных областях Украины – и если они не подвергнутся российской оккупации, современная украинская политическая нация сформируется и там. А это означает одну простую вещь: украинские евреи повсюду станут естественной частью новой политической нации, как впрочем, и граждане Украины других национальностей. А ксенофобия и антисемитизм будут окончательно маргинализированы и останутся разве что в пропагандистских заявлениях российского внешнеполитического ведомства.
Собственно, это формирование современной политической нации и тревожит больше всего путинский режим. Украина оставалась фактической колонией России не потому, что платила за газ и даже не потому, что ее четвертый президент был кремлевской марионеткой – а потому, что советская ментальность украинцев коррелировала с советской ментальностью россиян, оказавшихся трагически неспособными к восприятию современности. Крах этой советской ментальности в Украине – конец оккупации, продолжавшейся со времен Переяславской рады, разрыв с прошлым и начало движения к будущему. И это то, чего просто не способна понять советская до мозга костей и чудовищно провинциальная российская политическая элита, воспринимающая процесс утверждения современной политической нации в Украине как грандиозный триумф «этнической революции» и не замечающая, что «этническая революция» стала теперь всего лишь элементом украинского путешествия в современность.
11 марта 2014 г.
***********************************************************************************
Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину
Господин президент!
Мы – евреи – граждане Украины: бизнесмены и менеджеры, религиозные и общественные деятели, научные работники, художники и музыканты. Мы обращаемся к Вам от имени многонационального народа Украины, от имени национальных меньшинств, от имени еврейской общины.
Вы заявили, что Россия хочет защитить попираемые нынешней украинской властью права русскоязычного населения Крыма и всей Украины. В силу исторических причин евреи также относятся в основном к русскоязычному населению. Поэтому наше мнение о происходящем имеет не меньший вес, чем мнение Ваших советников и информаторов.
Мы уверены, что Вас невозможно ввести в заблуждение. А это означает, что Вы сами сознательно выбираете из массы информации об Украине неправду и клевету. И Вам хорошо известно, что произнесенные во время пресс-конференции слова Виктора Януковича о том, что после подписания известного соглашения: «… Киев был заполнен вооруженными людьми, которые начали громить здания, культовые учреждения, храмы. Начали страдать невинные люди. Людей просто грабили и убивали на улицах.» - это ложь, от первого и до последнего слова.
Русскоязычные жители Украины не подвергаются унижениям и притеснениям, их гражданские права не ограничены. Рассуждения о «насильственной украинизации» и «запрете говорить по-русски», о которых много пишут в российских СМИ, пусть останутся на совести их авторов. Ваша уверенность на пресс-конференции в росте антисемитизма в Украине также не соответствует реальным фактам. По-видимому, Вы перепутали Украину с Россией, где еврейские организации зафиксировали в прошлом году рост антисемитизма.
Сейчас, когда Украина пережила тяжелый политический кризис, многие из нас оказались по разные стороны баррикад. Среди евреев Украины, как и среди всех этнических групп, нет абсолютного единства в отношении к происходящему в стране. Но мы живем в демократическом государстве и можем позволить себе иметь разные мнения.
Нас пугали и продолжают пугать, что к власти в Украине рвутся «бандеровцы» и «фашисты», что нас ждут еврейские погромы. Да, мы знаем, что политическая оппозиция и силы общественного протеста, добившиеся позитивных изменений в исполнительной власти страны, состоят из разных групп. Среди них есть и националистические, однако даже самые маргинальные из них не позволяют себе демонстрировать антисемитизм или иные формы ксенофобии. И мы точно знаем, что наши немногочисленные националисты находятся под жестким контролем гражданского общества и новой власти Украины, чего не скажешь о российских неонацистах, которые поощряются Вашими спецслужбами.
С новым правительством у нас складывается полное взаимопонимание, налаживается рабочее сотрудничество. В Кабинете министров есть немало представителей национальных меньшинств: министр внутренних дел – армянин, вице-премьер – еврей, два министра – русские. Новоназначенные губернаторы областей Украины также не относятся исключительно к титульной нации.
К сожалению, надо признать, что в последнее время стабильность в нашей стране под угрозой. И эта угроза исходит от российской власти, то есть – от Вас. Это Ваша политика подстрекательства к сепаратизму и грубого давления на Украину представляет угрозу нам - евреям, как и всему народу Украины, включая жителей Крыма и юго-востока Украины, и они в этом очень скоро убедятся.
Владимир Владимирович, мы высоко ценим Вашу заботу о безопасности и защите прав национальных меньшинств в Украине. Но мы не желаем, чтобы нас «защищали» путем раскола Украины и аннексии ее территории. Мы убедительно призываем Вас не вмешиваться во внутренние украинские дела, отвести российские войска в места их постоянной дислокации и перестать поощрять пророссийский сепаратизм.
Владимир Владимирович, мы в состоянии защитить наши права в конструктивном диалоге и сотрудничестве с правительством и гражданским обществом суверенной, демократической и единой Украины. Мы настоятельно просим Вас не дестабилизировать ситуацию в нашей стране и оставить попытки дискредитировать новую украинскую власть.
4 марта 2014 г.
Подписи:
Иосиф Зисельс Председатель Ассоциации еврейских организации и общин (Ваада) Украины, Исполнительный вице президент Конгресса национальных общин Украины
Александр Сусленский д.т.н., Вице-президент Еврейской конфедерации Украины, бизнесмен
Андрей Адамовский Первый вице-президент Еврейской конфедерации Украины, член Наблюдательного совета еврейской студенческой организации «Гилель», бизнесмен, (гражданин России)
Рав Алекс Духовный Главный раввин общин прогрессивного иудаизма в Украине
Рав Рувен Стамов Главный раввин общин традиционного иудаизма в Украине
Александр Пасхавер Член Координационного совета Ваада Украины, экономист
Леонид Финберг Директор Центра исследований истории и культуры восточноевропейского еврейства НаУКМА, вице-председатель Ваада Украины
Анатолий Подольский Директор Украинского центра исследований истории Холокоста, вице-председатель Ваада Украины
Игорь Куперберг Председатель Сионистской федерации Украины, вице-председатель Ваада Украины
Семен Бельман Вице-президент Еврейского совета Украины, председатель Черниговской областной еврейской общины
Алексанлр Гайдар Директор Объединения религиозных общин прогрессивного иудаизма в Украине
Вячеслав Лихачев Основной эксперт по мониторингу и анализу ксенофобии и антисемитизма КНГУ, член Координационного совета Ваада Украины (гражданин России и Израиля)
Михаил Гольд Главный редактор газеты Ваада Украины «Хадашот»
Галина Хараз Инженер (гражданка Украины и Израиля)
Игорь Туров д.и.н., руководитель Сертификатной программы по иудаике Ваада Украины, член президиума Ваада Украины
Диана Гольд Член президиума Ваада Украины
Александр Ройтбурд Художник
Евген Гребень Директор киевского еврейского культурно-спортивного общества «Маккаби»
Григорий Пикман Президент «Бней Брит – Леополис»
Игорь Гольфман, публицист
Юлия Смилянская Директор Института Иудаики
Елена Заславская Дизайнер
Александр Елисаветский Преподаватель
Ада Даль Инженер
Кiра Крейдерман, психолог
Артем Федорчук, директор Международного центра еврейского образования и полевых исследований
Алексей Крол, бизнесмен
Ігор Щупак, канд. iст. наук,
Український інститут вивчення Голокосту «Ткума»,
Музей «Пам’ять єврейського народу та Голокост в Україні» (Днiпропетровськ), директор
Видавництво «Прем’єр» (Запорiжжя), головний редактор
Євген Левін, викладач англійської мови, громадський активіст, Харків.
Artem Fedorchuk, Director of the International Centre for Jewish Education and Field Studies, archaeologist
Alfiya Shevchenko, KNGU, Kiev
Витальй Портников, журналист, Украина
Леонид Вайденфельд, менеджер
Ольга Яковлева, преподаватель иврита
Светлана Писарева, Центр защиты детей "Наши дети", Киев
Мила Брагинская, руководитель международных программ
Борис Финкельштейн, инженер
Источник: http://eajc.org/page18/news43790.html