06.06.17
К 50-летию "шестидневной войны" (глава из "Аэродромов" )
......
..... Из правил (если это настоящие, правильные правила) не бывает исключений. Все яблоки всегда падают с дерева вниз, на землю. Ни одно яблоко еще не улетело на небо. Самолеты, хотя они и значительно тяжелее воздуха, по небу летают. Но не стоит из этого делать вывод о несостоятельности закона всемирного тяготения. Просто кроме силы веса на самолет действуют еще и другие силы. Вот потому он и летает. Покончив с этим "философским отступлением", рассмотрим две реальные боевые операции, которые часто приводят в качестве доказательства тезиса о высокой эффективности удара по аэродромам.
............
Если Перл-Харбор представлял собой "точечный" одномоментный удар, в принципе несопоставимый с событиями 22 июня 41-го года, то операция "Мокед" (что можно перевести с иврита как "средоточие", "центр приложения усилий"), осуществленная ВВС Израиля 5 июня 1967 г., в первый день так называемой "шестидневной войны", вполне заслуживает рассмотрения в контексте нашей книги.
В течение дня (первые бомбы упали на египетские аэродромы в 7-45, последние самолеты вернулись на свои базы к 8 часам вечера, когда на Ближнем Востоке в июне наступает настоящая ночь) ВВС Израиля в пяти "волнах" выполнили 352 вылета и атаковали в общей сложности 18 египетских аэродромов. На основании докладов летчиков и аэрофотосъемок потери противника были определены в следующих цифрах:
- бомбардировщики Ту-16 30 из 30
- бомбардировщики Ил-28 27 из 27
- истребители МиГ-21 90 из 102
- истребители МиГ-19 20 из 28
- истребители МиГ-17 75 из 96
- истреб-бомб. Су-7 12 из 16
Итого 254 из 299
Удары по аэродромам Сирии и Иордании начались после полудня. Всего выполнено 122 вылета и атаковано 8 аэродромов. Заявлено об уничтожении:
- бомбардировщики Ил-28 2 из 2
- истребители Миг -21 30 из 60
- истребители МиГ-17 20 из 35
- истребители "Хантер" 20 из 24
В общей сложности для ударов по аэродромам противника было выполнено 474 вылета, в ходе которых уничтожено 326 самолетов противника. Боевые (не считая аварии по техническим причинам) безвозвратные потери составили 18 самолетов - в течение одного дня ВВС Израиля потеряли 9% от общего числа исправных боевых самолетов (потери люфтваффе 22 июня 1941 г. в процентном отношении к числу боеготовых самолетов были в три раза меньше). В пересчете на число вылетов - 1 сбитый на 26 вылетов (в 2,5 раза больше, чем у немцев 22 июня). Потери весьма и весьма ощутимые, правда, командование израильских ВВС в своих расчетах исходило из неизбежности потери 20% атакующих самолетов. (149, 150)
Причина, по которой израильское командование решило прибегнуть к чреватому большими потерями тактическому приему, вполне понятна - другого варианта действий просто не было. Обитаемая (не считая безводную и безлюдную пустыню Негев на юге страны) часть территории Израиля "в границах 67 года" представляла собой "густонаселенный пляж" шириной порядка 18-20 км. Время полета дозвукового ударного самолета от передовых египетских аэродромов на Синае до Тель-Авива составляло 10 минут. Неизменно миролюбивый Советский Союз, кроме всего прочего, предоставил своим ближневосточным друзьям 30 бомбардировщиков Ту-16. В отечественной литературе этот самолет характеризуется как "средний дальний". Да, для середины 60-х годов бомбардировщик со взлетным весом в 80-90 тонн мог считаться "средним". Напомним, однако, что американская "летающая крепость" В-17 имела максимальный взлетный вес в 27 тонн, а самые тяжелые модификации немецкого Не-111 весили менее 14 тонн…
Допустить появление такой армады над своими густонаселенными городами Израиль не мог, а практика всех без исключения войн и военных конфликтов 20-го века убедительно доказала, что никакая ПВО не способна предотвратить прорыв части атакующих самолетов к цели (в реальности уничтожение 10-20% вражеских самолетов могло считаться огромным успехом). В такой ситуации у ВВС Израиля просто не оставалось другого выбора, кроме как попытаться уничтожить самолеты противника раньше, чем они успеют подняться в небо.
К упреждающему удару по египетским аэродромам ВВС Израиля готовились не менее двух лет. Замысел операции базировался на идее первоочередного разрушения взлетно-посадочных полос (ВПП) с последующим расстрелом "прикованных к земле" самолетов. Расположение египетских аэродромов не было секретом для Израиля, так как в основном это были бывшие английские аэродромы, построенные в 30-50 годах. Аэродромов было мало (точнее говоря, у отсталой полуфеодальной страны по милости Кремля оказалось неправдоподобно много боевых самолетов). Хотя в общей сложности израильские ВВС появились в небе над 18 летными полями, три четверти всех вылетов (267 из 352) пришлось на 7 основных аэродромов базирования египетской авиации. Фактически, вся смертоносная армада была "привязана" к двум десяткам ВПП. Именно это обстоятельство давало израильтянам шанс на успех.
Всеми видами разведки было установлено местоположение аэродромов, ВПП, стоянок и укрытий для самолетов. С некоторыми ошибками, но была проведена селекция реальных самолетов и ложных целей (макетов). В пустынной местности для тренировки израильских летчиков были размечены на земле "взлетные полосы", в точности соответствующие реальным. Бомбить предстояло не ВПП в произвольном месте, а строго определенные точки, разрушение которых делало невозможным взлет с поврежденной полосы в любом направлении. Каждая пара летчиков знала конкретную точку на конкретной полосе определенного аэродрома, которую ей предстояло атаковать, направление подхода к цели, разворота на второй заход, направление третьей атаки и.т.д.
Существенную помощь в обеспечении внезапности первого удара оказало Средиземное море. Наличие огромной водной поверхности позволило первой "волне" израильских самолетов пролететь большую часть маршрута на предельно низкой высоте в 30 метров - без автоматики отслеживания рельефа местности такое было возможно только над морем. Не обнаруженные радарами самолеты пролетели значительное дальше меридиана цели, затем развернулись над морем и атаковали египетские аэродромы "с тыла", с запада (применительно к 22 июня 1941 г. это равнозначно тому, что немецкие самолеты появились бы над приграничными аэродромами со стороны Минска).
В отличие от Перл-Харбора, где японцы нанесли удар огромной "тучей" самолетов, каждая "волна" налета израильских ВВС представляла собой фактически "цепочку" из последовательных атак отдельных звеньев (от 3 до 5 самолетов в каждом). Так, например, важнейший египетский аэродром Абу-Суэр (там базировалось 27 тактических бомбардировщиков Ил-28 и 19 новейших истребителей МиГ-21) в ходе того, что принято называть "первой волной", был атакован в 7-45, 7-55, 8-10, 8-25, 8-40, 8-55, 9-10. Семь ударов с интервалами 10-15 минут, 32 самолето-вылета. Каждое звено сбрасывало бомбовую нагрузку на ВПП, после чего в трех заходах расстреливало из бортовых пушек стоящие на земле самолеты и уходило домой, освобождая место следующему звену.
После возвращения ударных самолетов на базу их в бешеном темпе заправляли горючим, боеприпасами и готовили к следующему вылету. Установленные производителями самолетов нормативы времени после- и предполетной подготовки были сокращены в 2,5 раза. Вторая "цепочка" ударов накрыла Абу-Суэр между 10 и 11 часами утра: еще 18 самолето-вылетов четырех звеньев. Последние два самолета атаковали Абу-Суэр в 18 часов. Итого: 52 вылета по одному аэродрому. Соседний аэродром Файяд был атакован в четырех "волнах": шесть звеньев в первой "цепочке" (29 вылетов в период с 7-45 до 9-10), 7 вылетов во второй "волне", 4 в третьей, 10 в вечерней пятой "волне". Итого 50 вылетов на один аэродром.
Вопреки широко распространенному заблуждению, в июне 1967 г. ни одного боевого самолета американского производства на вооружении ВВС Израиля не было. Военная авиация Израиля на тот момент представляла собой летающую выставку достижений народного хозяйства Франции. Там были "экспонаты" пяти разных типов, начиная от безнадежно устаревшего "Урагана" (первый - еще с прямым дозвуковым крылом - серийный французский реактивный истребитель; снят с производства в 1954 г.) до новейшего сверхзвукового "Миража". К счастью для израильтян, все пять типов французских самолетов были "по старинке" оснащены мощным пушечным вооружением (от четырех 20-мм пушек на "Урагане" до четырех 30-мм пушек на тяжелых двухмоторных "Вотурах"), что как нельзя лучше соответствовало задачам операции.
Главное отличие вооружения истребителей 50-60 годов от их предшественников эпохи начала 2МВ заключалось не возросшем калибре пушек и/или числе стволов, а в принципиально новом прицельном оборудовании. Полуавтоматические гироскопические прицелы (сопряженные на новых самолетах с радиодальномерами) освободили летчика от необходимости рассчитать (точнее говоря - интуитивно угадать) необходимое упреждение - все поправки, связанные со взаимным трехмерным перемещением самолета и цели, вносила автоматика, основанная на изумительно красивых в своей гениальной простоте аналоговых электро-механических вычислителях. Новые прицелы не просто повысили вероятность попадания, они изменили саму "технологию" воздушной стрельбы - стала возможной прицельная стрельба с больших дистанций (до 800-1000 метров), на пересекающихся курсах. Фактически, авиационное стрелковое вооружение, которое в начале 60-х годов иные теоретики поспешили объявить анахронизмом, обрело "второе дыхание".
Для разрушения бетонных ВПП израильская авиация использовала бомбы весьма "скромного" калибра (70-120 кг), но в максимально возможном по ТТХ самолетов количестве. Было решено, что высокая вероятность поражения важнее глубины воронок на взлетной полосе - расчет строился на том, что наземные службы аэродромов не смогут восстановить даже самые минимальные повреждения в том темпе, который задали непрерывно атакующие израильские самолеты. В то же время, для удара по особо важным аэродромам использовались специальные бетонобойные бомбы с ракетным ускорителем. Этот боеприпас после сброса на малой высоте стабилизировался тормозным парашютом, который обеспечивал встречу с ВПП под строго определенным углом; после этого ракетный ускоритель "вбивал" изготовленный из высокопрочной стали корпус бомбы под бетонное покрытие, и только после этого происходил подрыв боевой части. В результате на ВПП образовывалась не "ямка", а "холмик" из вздыбленных обломков бетонного покрытия, после чего полоса становилась абсолютно "непроходимой" для многотонных самолетов со взлетной скоростью в 200-250 км/час.
И все же главным обстоятельством, сделавшим возможным феноменальный успех операции "Мокед", была крайне беспечность командования и… скажем вежливо - низкая мотивация личного состава противника. Египетское командование (т.е. советские военные советники) не извлекли ни малейших уроков из недавней военной истории, и операция по "сбрасыванию Израиля в море" планировалась как некое повторение финской ("зимней") войны в жарком климате. О возможном упреждающем ударе "обреченного к закланию" противника никто не подумал. Новенькие МиГ-21 ослепительно сверкали дюралевыми крыльями под лучами африканского солнца - их даже не удосужились покрасить камуфляжной краской (не говоря уже о маскировочных сетях и укрытиях).
О многом говорят и цифры потерь израильской авиации: в первой "волне" безвозвратно потеряно 8 самолетов, во второй - ноль. Динамика очень интересная и отнюдь не тривиальная. На Перл-Харборе все было точно наоборот: 9 японских самолетов сбито в первой "волне" и 20 - во второй. Разбуженные внезапным ударом по "мирно спящим аэродромам" американские летчики "с мужеством слепого отчаяния и злобы, не соблюдая уже никакого плана, вне строя, вступали в одиночный бой с вражескими самолетами" (это цитата из книги Шпанова "Первый удар" - МС) На египетских аэродромах произошло что-то другое, и, судя по докладам израильских летчиков, вторая "волна" практически не встретила ни зенитного огня, ни запусков ЗУР.
После полудня та же ситуация повторилась в небе Сирии и Иордании: 7 израильских самолетов сбито в первом ударе, 3 - во втором. Остается предположить, что "боевой дух" арабских зенитчиков был ничуть не выше аналогичного духа танкистов и пехотинцев. Тут будет уместно вспомнить, что организованное сопротивление арабских армий было сломлено в течение двух-трех дней, а общая продолжительность "шестидневной войны" определилась временем, которое потребовалось дипломатам великих держав на согласование условий, на которых Москва согласилась признать поражение своих марионеток.
Завершая краткий обзор операции "Мокед", необходимо еще раз отметить, что все цифры уничтоженных на земле арабских самолетов, приведенные выше, основаны на заявлении одной стороны. Да, судя по достигнутому военно-оперативному результату (после 5 июня ни одна бомба не упали на города Израиля), доклады израильских летчиков не были обычными в подобных случаях "охотничьими рассказами", и большая часть взлетных полос была надолго выведена из строя. Что же касается числа реально уничтоженных на земле самолетов, то оно могло быть и несколько меньше заявленного. К такому предположению нас приводят размещенные на официальном сайте ВВС Израиля данные о том, что в ходе "шестидневной войны" 60 вражеских самолетов было сбито в воздушных боях и еще три машины уничтожены силами израильской ПВО. ("60 enemy planes were shot down in dogfights. Three more planes were brought down by the Israeli AA forces"). Прежде, чем быть сбитыми в воздухе, эти самолеты должны были уцелеть под градом израильских ударов 5 июня, да еще и оказаться рядом с исправной ВПП…
Таким образом, необычайно-высокая (высокая по сравнению с операциями Второй Мировой войны) эффективность удара по аэродромам, достигнутая израильскими ВВС 5 июня 1967 г., может быть объяснена следующими факторами:
- привязанность реактивной авиации к бетонным ВПП, минимальное повреждение которых делало невозможным взлет многотонных самолетов со взлетными скоростями в 200 и более км/час
- концентрация самолетов арабской авиации на относительно малом числе аэродромов
- отсутствие должной маскировки самолетов
- тщательная многолетняя подготовка израильских ВВС (включая точное выявление всех аэродромов противника
- внезапность первого удара, обеспеченная тщательной подготовкой нападающих и крайней беспечностью не собиравшихся обороняться обороняющихся
- крайне низкая активность наземной ПВО аэродромов
- бортовое прицельное оборудование нового поколения, обеспечившее как высокую точность бомбометания по ВПП, так и высокую эффективность стрельбы по самолетам
- значительно возросшая мощь стрелкового вооружения самолетов