21.06.12

Рукописи не горят

История эта давняя. Все началось с того, что в «Сборник боевых документов ВОВ» ( СБД ) № 33 каким-то непостижимым образом "затесался" (причем даже не в самом начале, а на восьмом месте, после документов июЛя 1941 г.) приказ командира 12 МК генерал-майора Шестопалова № 0033 от 18 июня. От 18 июня, т.е. отданный за пять дней до фактического начала боевых действий.

Серия СБД составлялась в середине 50-х и была номинально рассекречена еще в 1964 г. (реально доступна стала только в конце 80-х годов). Все, что предшествовало неожиданному и внезапному вероломному нападению, было в этих сборниках старательно обойдено молчанием. Но вот, то ли по ошибке, то ли по скрытому благому умыслу, один предвоенный документ выскочил из мешка (я об этом писал еще в "23 июня").

Приказ № 0033 украшен грифом "Совершенно секретно. Особой важности", что для документов корпусного уровня является большой редкостью. Содержание под стать грифу:

«1. С получением настоящего приказа привести в боевую готовность все части.

2. Части приводить в боевую готовность в соответствии с планами поднятия по боевой тревоге, но самой тревоги не объявлять. Всю работу проводить быстро, но без шума, без паники и болтливости, имея положенные нормы носимых и возимых запасов продовольствия, горюче-смазочных материалов, боеприпасов и остальных видов военно-технического обеспечения. С собой брать только необходимое для жизни и боя.

3. Пополнить личным составом каждое подразделение. Отозвать немедленно личный состав из командировок и снять находящихся на всевозможных работах. В пунктах старой дислокации оставить минимальное количество людей для охраны и мобилизационные ячейки, возглавляемые ответственными командирами и политработниками.

4. В 23.00 18.6.41 г. частям выступить из занимаемых зимних квартир и сосредоточиться...

Дальше идет длинный перечень литовских топонимов. Суть же дела в том, что все конечные пункты маршрутов находятся в лесах ! И на этом забота о скрытности выдвижения еще не заканчивается:

"Марши совершать только в ночное время. В районах сосредоточения тщательно замаскироваться и организовать круговое охранение и наблюдение...»

Куда и зачем короткими ночными переходами двинулся 12-й мехкорпус, т.е несколько тысяч бронированных и обычных машин, тракторов, броневиков и танков? Понятно, что генерал Шестопалов все это не сам придумал. Но «понимать» - это одно, а утверждать — другое.

И вот, в мае 2012 г. рассекречивается группа архивных дел по 12 МК, в частности — ЦАМО, ф. 3447, оп.1, д. 29. На первой странице дела читаем:

«...В 23-10 16 (шестнадцатого) июня был получен из штаба ПрибОВО секретный пакет особой важности («серия А»). Пакет был вскрыт по приказу капитана Ефимова [коллизия в том, что командование корпуса находилось в тот момент в Радвилишкес, в расположении 202-й моторизованной дивизии корпуса; в Елгава, в штабе корпуса за старшего оставался пом. начальника оперативного отдела штаба капитан Ефимов — М.С.]... 17.6 (точное время в документе не указано) шифром доложено командиру корпуса генерал-майору Шестопалову о получении указанной директивы...»

Сам текст директивы штаба ПрибОВО пока не рассекречен и недоступен. Правда, давным-давно (с 1990 г.) известно, что 11 июня командующий ПрибОВО и ЧВС (тов. Кузнецов и Диброва) провели целый час в кабинете Сталина — что для командования округа (да еще и не самого крупного и мощного) было делом весьма необычным. Компанию им при этом составили нарком обороны Тимошенко, начальник Генштаба Жуков, нарком госбезопасности Меркулов и главный армейский политработник Запорожец. Вот через пять дней после этой встречи и появилась директива особой важности, не рассекреченная по сей день. «После того» и «вследствие того» - категории разные. Но совпадение интересное...

Еще одно интересное наблюдение можно сделать, читая недавно рассекреченные документы дивизий, входивших в состав 12 МК (23 тд, 28 тд, 202 мд), полков и батальонов, входивших в состав этих дивизий. Что мы видим? В приказе корпуса слова «учения» НЕТ вовсе. В отданных на его основе приказах дивизий сначала полностью, дословно повторяется первый абзац приказа Шестопалова («самой тревоги не объявлять... быстро, без шума и болтливости... все необходимое для жизни и боя...»), а затем появляется фраза про «совместные с другими родами войск учения». В документах полков и батальонах — ТОЛЬКО учения!

И настойчиво повторяемые требования о строжайшей секретности, запрете работать радиостанциям на передачу, запрете любых перемещений бойцов (не только гремящих танков) в светлое время суток. Категорически запрещается составлять винтовки в «пирамиды» — в любое время, включая прием пищи и сон, оружие должно быть рядом с бойцом! В день положено составлять по четыре (!) оперативные сводки. Сводки, начиная с 18-19 июня, идут с номерами 1, 2, 3... В сводках слова: «Положение противника без изменений...»

Что это было? Исаевцы-гареевцы давно знают правильный ответ. Мехкорпус двинулся на учения. Максимально приближенные по условиям к боевой обстановке. Теперь им предстоит объяснить смысл маленького пожелтевшего листочка (ЦАМО, ф. 3025, оп. 1, д. 3, л. 6)

На этом клочке бумаги, черным карандашом начальник штаба 12 МК полковник Калиниченко ранним утром 20 (двадцатого) июня написал:

«Только начальнику штаба в/ч 9797 (это 28-я танковая дивизия Черняховского). С получением сего немедленно выслать начальника 2-го отделения в штаб в/ч 9443 (12 МК). На руках иметь карту масштаба 100000 района Восточной Пруссии (Мемель, Шталюненен, Сувалки)».

Если бы учения были «командно-штабными на картах», то появление карты обстановки на сопредельной территории было еще понятно. Но зачем дивизии, которая самым реальным образом движется на местности, карта района Сувалки? Чтобы окончательно сбить с толку две ночи не спавших водителей танков? И почему намерение что-то обозначить (показать) по карте Восточной Пруссии возникло после того, как дивизия покинула район постоянного расквартирования (пригороды Риги) и углубилась в безлюдные леса?

 

Версия для печати


Рейтинг: 5.00 (проголосовавших: 8)
Просмотров: 32367

Добавить в закладки | Код для блога | Обсуждение в блогах: 1
Предварительный просмотр:
Сайт Марка Солонина
Рукописи не горят
Приказ № 0033 украшен грифом "Совершенно секретно. Особой важности", что для документов корпусного уровня является большой редкостью. Содержание под стать грифу:
  • Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства. - Марк Солонин.
    matsam.livejournal.com

Уважаемые пользователи! Если в ходе ознакомления с данным материалом у вас появилось желание задать вопрос лично Марку Солонину, предлагаем воспользоваться страницей обратной связи.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину