12.03.13
Директивы Военного Совета 5-й Армии
В хрестоматийно известной специалистам книге Владимирского* можно прочитать такие слова:
"Военный совет армии незамедлительно принял решительные меры по восстановлению дисциплины в войска и их боеспособности. В соединениях и частях были перекрыты все дороги, ведущие от фронта в тыл, а между ними организовано патрулирование подвижных постов. В лесу севернее Цумани (40 км к востоку от фронта - М.С.) был организован сборный пункт и временный лагерь для задержанных в армейском тылу отдельных военнослужащих и подразделений, оторвавшихся от своих частей. С ними в течение 2-3 суток проводилась интенсивная боевая подготовка и воспитательная работа, главные усилия в которой направлялись на поднятие морально-боевого духа, после чего все задержанные бойцы направлялись в свои части.
Помимо этих административных мер Военный Совет армии начиная с 26 июня и позднее издал ряд приказов и директив, направленных на повышение дисциплины и морального духа войск. В этих документах, а также в отданных в развитие их директивах начальников политорганов армии и соединений, вскрывались серьезные недостатки в партийно-политической работе..."
* А.В. Владимирский, "На киевском направлении. По опыту ведения боевых действий войсками 5-й армии Юго-Западного фронта в июне-сентябре 1941 г.", М., Воениздат, 1989 г., стр. 101-102
В мае 2012 г. была рассекречена большая группа архивных дел 5-й Армии (ЦАМО, ф. 3456, оп. 1), и теперь мы можем ознакомиться с конкретным содержанием "вскрытых серьезных недостатков в партийно-политической работе". Все приведенные ниже приказы подписали три человека:
Командующий войсками 5-й Армии генерал-майор танковых войск Потапов
Начальник штаба 5-й Армии генерал-майор Писаревский
Член Военного Совета, дивизионный комиссар Никишев
*****************************************************************************************************
ЦАМО, ф. 3456, оп. 1, д. 6, л.л. 18, 19, 20
КОМАНДИРАМ ВСЕХ СОЕДИНЕНИЙ
1. Несколько дней войны с фашистами показали, что многие командиры в боевой работе своих частей допускают целый ряд ошибок и неорганизованность.
Данные Наркомом Обороны Маршалом тов. ТИМОШЕНКО указания о разведке не выполняются:
а/ как правило разведка ведется не целеустремленно, вообще, на небольшую глубину;
б/ очень многие сведения исходящие от случайных людей, не проверяются, верят на слово, допуская, исходя из этого, много ошибок в боевом использовании частей. Вместо того, чтобы с исчерпывающей ясностью выяснить - кем конкретно занимается тот или иной пункт, что он делает, ограничиваются ничего не стоящими данными общего порядка о занятости разведываемого пункта противником;
в/ как правило, данные о частях противника преувеличиваются;
г/ данные о разведке противника в вышестоящие штабы предоставляются с большим опозданием и теряют свой смысл;
д/ тщательная разведка поля боя не проводится – в результате чего технические средства борьбы несут излишние потери.
2. Нетерпимо плохо организована служба связи. Забота о связи с начальником, подчиненными и соседями очень плохая. Есть целый ряд начальников больших соединений, абсолютно не беспокоящихся о связи. Технические средства связи используются очень плохо, а в некоторых соединениях командиры и штабы оставляют [их] позади. Стремления добиться связи во что бы то ни стало, и какими угодно средствами – нет. Многие командиры до сих не поняли, что управлять войсками без хорошо организованной беспрерывной связи нельзя.
3. Многие командиры вместо того, чтобы управлять войсками при помощи своего штаба, считают необходимым, бросая управление частями, выполнять роль командира взвода, подвергая себя никому не нужной опасности.
4. Вопросы взаимодействия на поле боя отрабатываются очень плохо. Вместо согласованных ударов по времени и пространству, получаются ничего не дающие уроки (так в тексте; вероятно, имелось в виду "уколы" - М.С.). Вся мощь имеющейся техники не используется. Каждый род войск действует сам по себе.
5. Служба тыла абсолютно не организована. Маршруты движения не регулируются, маяки не выставляются, движение по дорогам производится без всяких правил: любой - старший, [едут] в два-три ряда, создавая тем самым пробки и невозможность проезда; ездят все кому угодно, не догружая машины, не используя их на всю грузовую мощность. Некоторые командиры самовольно захватывают машины принадлежащие другим частям. Езда ночью некоторыми шоферами происходит с зажженными фарами.
6. Огневые средства пехоты в борьбе с низко летающими самолетами не используются, что дает возможность некоторым самолётам противника безнаказанно, на бреющем полете расстреливать войска.
7. Совершенно нетерпимо обстоит дело с учетом людей и бережным отношением к народном имуществу. На поле боя и дорогах валяется ценное государственное имущество, вплоть до оружия, боеприпасов и машин. Учетом людей совершенно не занимаются, целыми группами ходят красноармейцы, не зная куда им направиться.
8. Настоящей борьбы с паникерами и командирами, растерявшими свои подразделения и части, не ведется.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Немедленно устранить все вышеуказанные безобразия и ненормальности.
2. Предавать немедленно всех паникеров и беглецов с поля боя и начсостав, бросивших свои подразделения, суду Военного Трибунала. Судить каждого военнослужащего бросающего народное имущество.
3. Прекратить кому бы то ни было насильственный захват транспорта. Транспорт без хозяина обязательно забирать и оставлять в своих частях.
4. Всему начсоставу задерживать всех военнослужащих, как одиночных, так и группами, выяснять причины их движения, и в зависимости от них - или присоединять к своим частям, или отпускать.
5. Категорически запрещаю производить какую-либо остановку машин на дорогах. остановку делать только на боковых дорогах, съезжая с главной магистрали.
6. Запретить ночью езду с зажженными фарами и остановку на открытой местности.
7. Начальнику штаба немедленно организовать службу движения на главных дорогах и со всей строгостью проводить данные мероприятия в жизнь.
( Несмотря на упомянутый Военный Трибунал, эта директива еще вполне благодушная. "Многие командиры до сих не поняли, что так нельзя". Им надо всё еще разок объяснить, и они исправятся...)
****************************************************************************
ЦАМО, ф. 3456, оп. 1, д. 6, л. 28
Командиру (вписано от руки: 22 МК)
Зам. по политчасти (вписано от руки: 22 МК)
26.6.41
Противник, нахально действуя мелкими группами, прорываясь через незанятые нашими войсками пространства в расположение наших частей, дезорганизует работу, создает среди менее устойчивой части бойцов панику.
Необходимо твердо понять, что противник сосредотачивает главные силы на важнейших направлениях; его тактика состоит в том, чтобы 3-5 мотоциклистами, несколькими орудиями и танками поднимать панику. До тех пор, пока не будет установлена в Вашем соединении железная воинская дисциплина, не может быть речи об успехах, такая часть обязательно будет разбита.
Немедленно твердой рукой, вплоть до применения мер дисциплинарного воздействия - расстрела, наведите порядок. Военный Совет Армии предупреждает Вас об огромной личной ответственности перед Советской Родиной.
Установлено, что сегодня ночью 26-27 противник сделает попытку форсировать р. Стырь. Немедленно в течение ночи с 26 на 27 и в дальнейшем расставить начсостав по подразделениям и частям; конкретно разъясните, что за бегство с фронта будет расстрел. В случае появления таких фактов решительно наведите порядок.
************************************************************************************
ЦАМО, ф. 3456, оп. 1, д. 6, л. 31
Приказ № 02 войскам 5-й Армии
28.6.41
Преступное отношение к народному достоянию - оружие, боеприпасы, боевые и транспортные машины - принимает широкие размеры. За шесть дней войны утеряно много матчасти. На дорогах бросаются вполне исправные как боевые, так и транспортные машины, оружие и иные виды имущества. Хуже того - к тем, кто совершает это тягчайшее преступление, никаких мер не принимается.
ПРИКАЗЫВАЮ:
Командирам соединений наладить строгий учет имущества и за утерю и оставление имущества немедленно предавать Военно-Полевому суду.
*****************************************************************************************************
ЦАМО, ф. 3456, оп. 1, д. 6, л. 89
Начальнику штаба (вписано от руки: 22) МК
(...) июля 1941 г.
На протяжении всех военных действий нашей Армии связь по радио с мехкорпусами как единственное средство связи [с ними] работает крайне неустойчиво по вине начальников связи корпусов.
Установлено, что радиосвязь, как правило, пропадает с наступлением ночи, в то время, когда атмосферные данные для работы радио являются самыми благоприятными. Это говорит о том, что или же работа прекращается из-за боязни быть запеленгованным, или же просто радисты спят.
Как правило, при свертывании рации для передвижения об этом не доносят. Таблица радиосигналов совершенно игнорируется, и сигналами для донесений корпуса не пользуются. В особенности на всем протяжении действий безобразное отношение к вопросу установления радиосвязи наблюдается со стороны штаба 22 МК. По докладу капитана Филимонова рация 22 МК на протяжении 2-х суток совершенно не работала из-за того, что застряла в болоте, и об этом никто не доносит. Мало того, распоряжением начальника связи этого корпуса рация переходит для работы только на прием - опять же по причине боязни быть запеленгованным.
Военный Совет категорически требует:
1. Установить и поддерживать со штабом Армии самую крепкую и беспрерывную радиосвязь.
2. Запретить самостоятельный переход только на прием без распоряжения на то штаба Армии.
3. Требования главной рации для приема от штаба Армии весьма срочных шифротелеграмм выполнять безоговорочно, без всяких встречных предложений.
4. Взять под особый контроль и заботу рации армейской сети.
**********************************************************************************
ЦАМО, ф. 3456, оп. 1, д. 6, л.л. 124, 125
Директива Военного Совета 5-й Армии
Всем командирам корпусов, дивизий и их заместителям по политической части
Приказ Командующего [с] поставленной задачей на 10.7, остается в силе и на 11.7.41 г.
Поймите, что эта задача является центральной, ибо Новоград-Волынское направление - это ключ к Киеву. Выполнение этой задачи является почетным долгом каждого бойца, командира и политработника. Военный Совет требует от Вас, чего бы это ни стоило, беспрекословно, не обращая внимание ни на какие причины, задачу выполнять. Новоград-Волынское, Житомирское шоссе ни в коем случае противнику не отдавать. Новоград-Волынский УР восстановить и превратить неприступную для противника крепость.
За самовольное оставление фронта я нежелание настойчиво выполнять поставленные задачи виновных предавать немедленно суду Военного Трибунала, не взирая на лица.
Командиры и политработники должны подлинно, по-большевистски мобилизовать личный состав. Имейте в ввиду, что все Ваши недостатки и об усталости войск Военный Совет Армии знает. Именно в этой трудной обстановке командиры и политработники должны показать себя подлинными мастерами своего дела. Их большевистские слова должны подымать патриотические чувства всего личного состава, чтобы в результате каждый боец думал только об одном - как лучше выполнить поставленную задачу.
Создайте такие условия, чтобы никто не оглядывался назад и не боялся, что его окружают. Организация настоящей разведки предотвратит всякое окружение. Даже в случае окружения не оглядываться назад, а умело нужно драться, беспощадно бить врага и умело, с наименьшими потерями выходить из окружения.
Пора понять, что всякие условия отхода создаем мы сами. Позорно, когда Ваши подчиненные от налетов и бомбежки авиации, от разрывов артиллерийских снарядов и свиста пуль бросают оборону или движение вперед и начинают самочинно панически отходить.
Бессилию некоторых командиров и политработников пора положить конец. Этого позора Военный Совет дальше терпеть не намерен. Верховная Ставка в своей директиве пункт 6 требует, не взирая на лица, расстреливать не только паникеров, но и начальников, допустивших панику и самовольный отход без разрешения высшего командования. Военный Совет Армии считает величайшим позором, когда части и бойцы бросают народное боевое достояние (пушки, пулеметы, танки, машины и прочее народное добро), добытые упорным трудом нашего народа. Считаем, что так может относиться только тот, кому не дорога судьба Родины, кто своими действиями ослабляет мощь нашей армии.
За все подобные позорные случаи дела передавать немедленно прокурору для расследования и предания суду Военного Трибунала. Военный Совет Армии за разбрасывание боевого имущества впредь будет отстранять от занимаемой должности и предавать суду Военного Трибунала командиров соединений, частей, их заместителей по политической части.
Пора организовать ночные поиски, ночную разведку и ночное наступление мелких групп, надо окружать места ночлегов противника, организовывать нападение на огневые позиции противника и все добытое забирать в плен. Военный Совет всякие действия будет считать эффективными только тогда, когда ночные действия вызовут оцепенение противника, при наличии трофеев, добытых в результате ночных действий и поджоге материальной части (танков, автотранспорта). Не давать своими дерзкими действиями спокойно спать противнику, терроризируйте его всю ночь, создавайте для него невыносимые условия. Группы, отправляемые в ночные действия, должен инструктировать лично командир части или его заместитель.
На дороге Новоград-Волынский, Житомир и на дорогах других направлений, по которым происходит движение частей противника, расставить истребительные группы по уничтожению танков, автотранспорта и всевозможного вооружения противника, вооружив их бутылками с горючим, связками гранат и автоматическим оружием (без всяких лишних вещей, налегке).
Объявить всему личному составу, что за каждый уничтоженный танк, орудие, автомашину, захват пленных и трофеев, будут представляться смельчаки к правительственной награде.
Об исполнении настоящей директивы доносить специальным донесением.
**************************************************************************************************
ЦАМО, ф. 3456, оп. 1, д. 6, л. 130
Командиру 233 стрелковой дивизии полковнику Ильину
11 июля 1941 г.
Начальника Новоград-Волынского УР подполковника М. за самовольный выезд в штаб Армии в самый критический момент [боя] отстранить от [командования] и предать суду Военного трибунала.
Приказ объявить в войсках до командира взвода.