30.03.13
"Вскрыть истинные причины..." (доклады генерал-майора Вольского)
Вольский Василий Тимофеевич, 22.03.1897 - 22.02.1946. Генерал-полковник танковых войск (с 26.10.1944 г.).
На военной службе с 1916. Участник 1-й мировой войны. Рядовой 193-го стрелкового полка. Член ВКП (б) с 1918 г. Участник Гражданской войны (в должностях комиссара и начальника политотдела различных частей и соединений).
С ноября 1935 заведующий инженерным отделом торгпредства СССР в Милане, Италия. В распоряжении РУ РККА (январь 1936 — май 1939), военный атташе при полпредстве СССР в Италии (1938-1939).
Помощник начальника Военной академии механизации и моторизации РККА с 1939. Помощник командующего войсками Юго-Западного фронта по автобронетанковым войскам (июль — декабрь 1941), заместитель генерал-инспектора ГАБТУ, зам. командующего Крымского и Северо-Кавказского фронтов по танковым войскам. В битве под Сталинградом (с октября 1942) командир 4-го (3-го гвардейского) механизированного корпуса, заместитель командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии (июнь 1943 — август 1944), командующий 5-й Гвардейской танковой армии (август 1944 — март 1945).
Награжден двумя орденами Ленина, Красного Знамени, орденом Суворова I и II ст., медалями.
**************************************************************************
ЦАМО, ф. 38, оп. 11360, д. 2, л. 7
Объяснительная записка
к ведомости потерь боевой материальной части
Цифры потерь в ведомости показаны сугубо ориентировочно. Собран материал, имеются акты на каждую машину безвозвратных потерь, но окончательный ответ можно представить только после рассмотрения актов, производства дополнительного расследования, которое должно вскрыть истинные причины и количество безвозвратных потерь.
Одновременно с окончанием работ по рассмотрению потерь Вам будет выслана ведомость потерь с объяснительной запиской - при каких обстоятельствах и где была потеряна боевая материальная часть.
Я просил для этой цели выслать в мое распоряжение 3 комиссии для работы на месте.
Вторично прошу о высылке комиссий для рассмотрения материалов не месте и установления причин безвозвратных потерь материальной части.
Помощник командующего войсками
генерал-майор танковых войск Вольский
******************************************************************************
ЦАМО, ф. 38, оп. 11353, д. 3, л.л.1, 2, 4, 5
Заместителю народного комиссара обороны СССР
генерал-лейтенанту танковых войск т. Федоренко
Поступило в секретную часть ГАБТУ 4.8.41 г.
Вх. № 8215
Опыт показывает, что противник имеет в составе танковых частей противотанковые подразделения, причем сам танк используется для передвижения этих пушек. Кроме этого широко
используются мотоциклетные части. При переформировании наших корпусов необходимо это учесть и ввести в штат противотанковые подразделения.
Кроме этого, просьба о скорейшем снабжении наших частей мотоциклами. Полагаю, что промышленность с этой задачей может быстро справиться - дать нам мотоциклы для мотоциклетных полков.
Получена директива Генштаба о реорганизации мехкорпусов и создании отдельных [танковых] дивизий. Всего-навсего провоевали лишь 30 дней и уже делаем вывод о непригодности МК. На мой взгляд, выводы делать рано. Кроме этого, дело не в организации, а в их применении и использовании, а применялись они из рук вон плохо, подчас просто безграмотно. МК больше маневрировали, чем дрались, и, что вполне понятно, когда нужно было получить от них эффект в работе, они его дать не могли, т.к. были измотаны и матчасть потрепана.
Бесспорно можно сделать один вывод - штаты были громоздки, их надо было пересмотреть под углом сокращения, особенно в части тылов, они оказались, действительно не жизнены (так в тексте - М.С.), громоздки и неманевренны.
Поскольку есть указания, [то мы] готовы к переформированию МК, задержка только за Вами, необходимо утвердить - сколько дивизий формировать и по каким штатам.
На сегодня выведены за Днепр 4, 8 и 15 МК, которые приводятся в порядок и ждут команды на переформирование. Остальные корпуса находятся в боях и [их] постепенно будем выводить.
Самое важное для нас - необходимо знать план поступления материальной части и какой именно. Очень прошу хотя бы ориентировочно сообщить Вашу наметку.
Совершенно правильно в директиве Генштаба предусмотрено формирование отдельных [танковых] рот для общевойсковых соединений. Опыт показал, что пехота без танков не воюет, бежит буквально в полном смысле этого слова. Вообще, наше пехота на первый раз подкачала, но я думаю, что это дело временное, пока она не обстреляна (так в тексте - М.С.)
В первую очередь для отдельных рот полагаю дать все, что осталось из машин Т-26 и БТ.
По предварительным подсчетам установлено большая убыль начальствующего состава. Поэтому потребуется большое количество пополнения. Какой процент убыли - сейчас трудно сказать, т.к. нет сведений, а учета никакого не было, по уточнении донесу. Я об этом докладываю
для того, чтобы Вы учли и предусмотрели при укомплектовании Академий и училищ.
В последних числах июля, насколько я знаю, предстоит выпуск из Академии. Лучше было бы все назначения произвести на месте, для чего пусть выедет представитель 3-го отдела, здесь произведет назначение, а потом можно провести приказом.
Очень прошу Вас узаконить штат для Помкомвойск. Я полагаю, было бы самым разумным сделать по аналогии с артиллеристами, создать штаб во главе с Начальником штаба и двух ему командиров ранга Полковника и Подполковника, плюс 1 отдел штаба Нач. АБТ. Это будет достаточно, и аппарат будет работоспособным. За короткий срок опыт показывает, что работы хватает, и самое главное - это работе оперативная, поэтому оперативных работников необходимо
(........)
... случаев обходят, ищут дырку и как только ее найдут - пошли гулять по тылам, а мы вынуждены для борьбы с ними разбрасывать свои части. Невольно напрашивается вывод: не создать ли в крупных городах и местечках небольшие отряды пехоты с танками? Задача этих отрядов -специальная борьба с прорвавшимися танками противника.
Существующие противотанковые соединения в виде бригад целиком себя оправдали и делают большие дела в борьбе с танками, но их мало. Необходимо расширить формирование подобных частей.
Прошу обратить внимание на обучение командного состава на тщательную маскировку танков и умелую их расстановку, особенно в части соблюдения интервалов. Это я говорю потому, что противник при бомбежке наносит большей ущерб матчасти, но когда принимаются правильные решения командиров о маскировке танков, потерь совершенно нет; в этом я убедился сам под Бердичевым, когда стоял на позициях 16 МК. Дважды налетал противник, каждый налет 20-25 машин, и корпус не имел потерь.
Очень плохо дело обстоит с разведкой, таковая совершенно не велась, в результате не знали противника, и наши танковые части попадали в тяжелое положение. Это также необходимо дать указания нашим учебным заведениям, чтобы они обратили внимание при подготовке командиров. Особенно надо отработать - это бой танков с танками, выход из окружения и выработать у наших командиров сметку на искание флангов, обходов и наведение сил противника на наши главные силы, т.е. применить его тактику.
В итоге 30-ти дневной войны мы потеряли броневой кулак и сейчас не имеем возможности парировать его наступление, а он сейчас на Киевском направлении имеет до 300 танков. Вообще на Юго-Западном направлений действует армия Клейста, она уже потрепана, но, тем не менее, на сегодня танки реальные перед нами, и эти танки мы должны уничтожить, а для этого требуется матчасть и противотанковые подразделения.
Широко применяем гранаты и бутылки с горючим (далее приписано от руки несколько слов, неразборчиво - М.С.).
Сейчас уделяю исключительное внимание - это выяснению, почему так много потеряно матчасти, при каких именно обстоятельствах оставлена матчасть и сколько ее. Видимо, придется кое-кого предать суду, кто оставил матчасть по растерянности, дабы неповадно было на будущее. В этом сообщении о наличии матчасти не сообщаю, т.к. генерал-майор Моргунов Вам послал доклад. Сообщенные цифры требуют уточнения, вся беда в том, что помощники командиров частей каждодневного учета не вели и лишь теперь уточняют.
Мое впечатление: помощники командиров частей не занимались той работой, которой требует боевая обстановка, а больше занимались доставкой горючего и находились подальше от фонта, это будет учтено на будущее. Нач. АБТ Армий также с работой не справились, не сумели в боевой обстановке оказать помощь частям, несвоевременно эвакуировали матчасть; думаю пересмотреть их и часть придется заменить, подобрав на их место толковых командиров, это облегчит работу и фронтовому аппарату.
Очень прошу командировать из Академии инженера тов. Сыч, он нам нужен для организации ремонта материальной части, человек он опытный и очень нам поможет.
За последнее время в районе действующей Армии идут беспрерывные дожди, дороги разбиты, к тому же, как Вы знаете, чернозем, обычные машины двигаться не могут, единственная машина, которая совершает движение, это 3-х оска. Просил бы обратить (...)
****************************************************************************
ЦАМО, ф. 229, оп. 157, д. 3, л. 27
Командирам мехкорпусов
10.8. 1941 г.
Имеют место случаи, когда командиры, выходя из боя, теряют связь со своими частями и вместо того, чтобы искать свою часть на фронте и руководить ею, разыскивают ее на значительном расстоянии от фронта.
Некоторые командиры под предлогом вывоза семьи сами её сопровождают до места следования, а командиры частей предоставляют машины.
Частые командировки в штаб фронта ответственных командиров за получением запчастей и матчасти.
Командующий фронта приказал:
Немедленно прекратить подобные явления. Командиров и красноармейцев, находящихся вне расположения своей части без боевого задания, будут задерживать и расстреливать как дезертиров.
Командирам корпусов и дивизий организовать в частях проверку командиров и красноармейцев, не принадлежащих к данной части задерживать и отдавать следственным органам прокуратуры.
*********************************************************************
ЦАМО, ф. 229, оп. 157, д. 3, л. 104
Начальникам АБТВ 40, 5, 37, 26 и 38 Армий
1.9.1941 г.
Предлагаю не позднее 5.9. 1941 предоставить список лиц командно-начальствующего и рядового состава частей армии, преданных суду Военного Трибунала за оставление боевых и транспортных машин на поле боя, в дорогах и.т.д. за период с 22.6 по 1.9 1941 г.
Список предоставить по форме (...)
**************************************************************************
ЦАМО, ф. 229, оп. 157, д. 3, л.л. 147-149
Начальнику АБТВ Юго-Западного направления генерал-майору Тамручи
Из доклада о действиях танковых дивизий и бригад 38-й Армии
(не ранее 23.9. 1941 г.)
Большой процент потерь (составляющий 40% от общего количества имевшихся машин) объясняю исключительно следующими обстоятельствами:
а) по существу дерутся одни танки, пехота и конница в большинстве своем малочисленны или же неустойчивы до того, что приходится сзади строить ее и гнать вперед, т.к. она просто бежит; сбором ее занимаются все, начиная с Военного Совета [фронта], и все мои товарищи, которые находятся при мне
б) противник имеет очень много противотанковой артиллерии
в) наша артиллерия малочисленна* и никакой фактической поддержки не дает
г) взаимодействия, по сути, никакого нет... большая бесцельная гонка танков, что объясняется исключительно отсутствием данных о противнике...
Теперь в отношении ремонта.
Во-первых, качество, конечно, никакое, и второе, самое главное - установлено, что механики-водители (вписано от руки "некоторые" - М.С.) машин БТ и Т-26 имеют тенденцию портить машину и не идти в бой. Это отдельные люди, но тем не менее таковые имеются. Борьба простая: под суд и расстрел, но факт порчи установить очень трудно. Были случаи, когда ряд машин уходили в лес, отстаивались в лесу ссылкой на неисправность, а после боя выходили. В этом деле должен крепко работать политаппарат и Особый отдел, которые больше занимаются критикой оперативно-тактических вопросов, в которых ничего не понимают, а меньше занимаются тем, о чем я пишу...
* К началу войны артиллерия ЮЗФ (корпусные артполки и полки РГК, не учитывая артиллерию "большой и особой мощности") насчитывала 30 отдельных артполков. Противник в полосе ЮЗФ имел 7 пушечных, 3 смешанных и 7 гаубичных дивизионов, всего 17 отдельных артдивизионов. Другими словами, на данном направлении у Красной Армии артполков (по три или четыре дивизиона в каждом) было почти вдвое больше, чем у немцев дивизионов.